Организационные модели создания и развития кластеров

Завьялов Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (266), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются основные подходы к решению задач интеграции малых предприятий в агропромышленном бизнесе. Автор оценивает существующие концепции современного менеджмента в решении задач создания кластеров и управления устойчивым развитием кластерных образований и представляет модели организации кластеров, способные привлечь представителей малого бизнеса для их создания и развития в агропромышленной сфере экономики.

Ключевые слова: менеджмент кластерных структур, типология кластеров, структура агропромышленного кластера



Кластерные структуры в странах Европы и в России нашли широкое распространение как инструмент повышения конкурентоспособности за счет снижения издержек при производстве товаров и услуг. Существенный прогресс кластерного развития зафиксирован в инновационных областях экономики России, чему в значительной степени способствовала принятая стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающая расширение конкурентных преимуществ в традиционных для России сферах экономики (энергетика, транспорт, переработка ресурсов, аграрный сектор) и создание «точек роста» в высокотехнологичных отраслях промышленности [9].Опыт развития инновационных кластеров имеет большое значение для формирования интеграционных объединений в других отраслях народного хозяйства, в том числе и в агропромышленном бизнесе. Рассмотрим принципы управления кластерными образованиями на примере наиболее успешных из них.

Менеджмент инновационных кластеров

Ориентация стратегии регионов России на инновационное развитие потребовала значительных инвестиций для решения задач модернизации ключевых отраслей экономики. Основным инвестором этих программ стало государство, предоставляя субсидии в соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий (далее Правил). Поскольку одним из условий предоставления федеральных субсидий являлось наличие специализированной организации (п.4 «з» Правил), то в структуре управления большинства инновационных кластеров были созданы управляющие компании. Фактически действующими, в основном, остались только те из них, кто получил субсидии на 2013 г. (в соответствии с перечнем инновационных территориальных кластеров было утверждено 25 кластеров, субсидии были выделены на проекты 14 кластеров). Организационно-правовые формы управляющих компаний кластеров разнообразны [8]: ОАО (открытое акционерное общество, государственное автономное учреждение, областное государственное учреждение ООО (общество с ограниченной ответственностью), НП (некоммерческое партнерство). Учредителями управляющих компаний выступили как федеральные и региональные органы власти, так и муниципальные учреждения, образовательные учреждения, частные компании.

В некоторых случаях ответственность за развитие инновационного кластера возлагалась на центры регионального развития, созданные в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В ряде субъектов Российской Федерации управление осуществляется центрами кластерного развития с формированием в кластерах органов управления (например, инновационный территориальный кластер Новосибирской области), что требует четкого разграничения полномочий между центрами кластерного или регионального развития и организациями-координаторами в каждом кластере.

Существуют и варианты, когда фактическое и юридическое управление осуществляют разные организации. Так, в кластере «ФИЗТЕХ XXI» функции специализированного органа управления с юридической точки зрения реализует ОАО «Корпорация развития Московской области», фактически же оперативное управление кластером осуществляет якорный участник кластерного образования МФТИ, НП «БФКС» и общественная организация «ФИЗТЕХ-СОЮЗ».

Организационной спецификой инновационных территориальных кластеров является выраженное представительство государственной (федеральной и региональной) власти в органах управления. Это обусловлено необходимостью государства влиять на выбор реализуемых проектов и осуществлять контроль за их выполнением при финансировании за счет субсидий, а также интересами и приоритетами регионального развития. Несомненно, что участие государства в кластерных образованиях играет позитивную роль, упрощая и активизируя коммуникации и обмен знаниями между участниками кластера, образовательными и научными учреждениями. Однако подчинение управляющей компании региональной администрации может повлиять на усиление бюрократической волокиты и невостребованности знаний местного сообщества [3, 6, 7, 8].

Примером структуры управления инновационным территориальным кластером может служить кластер в г. Дубне, реализованный на основе некоммерческого партнерства участников кластера (см. рис. 1). Повышение конкурентоспособности участников кластера в данной модели достигается за счет:

- разработки проектов и программ развития научно-технических кластеров с территорией базирования в г. Дубна;

- организации научно-технической, экономической и других экспертиз проектов, реализуемых в кластерах;

- разработки и реализации совместных проектов с привлечением членов НП «Дубна», учреждений науки и образования;

- содействия вывода на рынок новых продуктов (услуг);

- организации конференций, семинаров, выставок в сфере интересов членов кластера;

лицензионной деятельности;

- содействия участникам кластера в получении государственной поддержки.

Рис. 1. Модель управления развитием инновационного кластера г. Дубны

Органы федерального и регионального уровня присутствуют в наблюдательном совете кластера и совете Некоммерческого партнерства «Дубна», а также являются учредителями Некоммерческого партнерства «Дубна». Представленная структура управления кластером соответствует требованиям Правил, обладает гибкостью в формировании пакета реализуемых проектов и опирается в принятии решений на компетентное мнение Совета некоммерческого партнерства [7].

Для инновационных территориальных кластеров характерно наличие якорного предприятия, которое, зачастую, является филиалом или дочерним предприятием вертикально-интегрированной структуры (холдингов, госкорпораций). Данный вид взаимодействия кластерных структур с крупными представителями бизнеса закономерен. В первую очередь это связано с финансовой возможностью крупных компаний реализовывать долгосрочные стратегии развития и обеспечивать формирование пакета заказов для представителей малого и среднего бизнеса. Крупные компании, являясь надежными налогоплательщиками, могут рассчитывать на помощь и поддержку региональных и муниципальных органов власти, осуществляемую как непосредственно организациям, так и косвенно - при осуществлении территориальных инфраструктурных проектов. Однако такие участники кластера, как правило, меньше заинтересованы в проектах, инициированных другими, ассоциированными с кластером, субъектами, что требует особого контроля в соблюдении баланса интересов кластера и его участников. Существует и другая крайность – недостаток критической массы малых и средних предприятий в кластерном образовании, что не позволяет им активно влиять на стратегию развития кластеров или выбор приоритетных проектов развития.

Кластеры в агропромышленном бизнесе

Формирование кластерных структур в агропромышленном бизнесе, несмотря на отсутствие определения данного термина в законодательной базе, но активное его применение в законодательных актах, одна из самых обсуждаемых тем в научной литературе [10]. Под термином «кластер» будем понимать договорную форму кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по развитию, производству и продвижению продукции агропромышленного бизнеса на внутренние и внешние рынки.

Востребованность изучения кластерных структур как одной из форм интеграции связана с необходимостью повышения конкурентоспособности агропромышленного бизнеса с учетом существенной доли малых форм хозяйствования в сельской местности (структура производства продукции сельского хозяйства в 2013 г. по категориям хозяйств составила: сельскохозяйственные организации - 48,7%; хозяйства населения - 41,1%; крестьянские (фермерские) хозяйства- 10,2%). Следует отметить, что в динамике за 2012-2013 гг. наблюдается снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства на 14,7 % (см. табл.). При общей зависимости регионов страны от импорта продовольствия данный факт является сигналом к анализу и принятию мер по изменению ситуации.

Таблица

Динамика изменения числа субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъект малого бизнеса
На 01.01.2012
На 01.01. 2013
Изменения на 01.01.2013
+/-
%
Всего субъектов МСП
5956436
6036912
+80476
+1,4
В том числе в сфере сельского хозяйства
478864
408679
-70185
-14,7
Источник: [12].

Наиболее очевидным для развития сельского хозяйства как элемента агропромышленного бизнеса является активизация интеграционных процессов, обеспечивающих сокращение издержек в цепочке создания добавленной стоимости. При этом виды, формы и способы интеграции в сфере сельского хозяйства достаточно разнообразны, но в основе каждой из них лежит два типа интеграции: контрактная интеграция или интеграция собственности. Контрактная интеграция предусматривает установление связей на основе хозяйственных договоров между организациями и/или предпринимателями, действие которых может быть прекращено по инициативе любой стороны. Интеграция собственности предполагает частичную или полную утрату юридической и экономической самостоятельности.

По данным Росстата, не представляется возможным выделить доминирующую роль тех или иных форм интеграционных образований и их вклад в развитие сельского хозяйства. Выбор путей интеграционного развития предпринимателями обусловлен текущей экономической ситуацией, политикой поддержки сельскохозяйственных производителей государством, бизнес-климатом в каждом конкретном регионе и другими факторами. В этой связи целесообразно рассмотреть преимущества и проблемы наиболее характерных видов интеграционных образований, нашедших применение в агропромышленном бизнесе.

В странах EC интеграционные процессы реализуются в виде объединения сельскохозяйственных кооперативов, с помощью которых осуществляется более 80% реализации сельскохозяйственной продукции. Создание кооперативов позволяет оптимизировать затраты на строительство хранилищ и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечивает доставку продукции потребителю, облегчает возможности выхода на новые рынки сбыта, способствует установлению долгосрочных связей между предприятиями и получению государственных льгот и субсидий.

В России сельскохозяйственная кооперация также является одной из форм интеграции, однако, имея значительный потенциал для масштабного развития в виде сельскохозяйственных организаций, фермерских (крестьянских) хозяйств и владельцев личных подсобных хозяйств, число сельскохозяйственных производственных кооперативов в 2013 г. сократилось на 42% по сравнению с 2001 г. Причиной угасания системы сельскохозяйственной кооперации является работа большинства производственных кооперативов на арендованной, а не на собственной земле, что усложняет возможность кредитования частыми случаями недобросовестного отношения органов управления кооперативами к имуществу членов сельскохозяйственных производственных кооперативов (рейдерские захваты, умышленное банкротство), нарушением демократических принципов управления деятельностью кооперативов. Однако даже объединение предпринимателей в сельскохозяйственные кооперативы не всегда позволяет выйти на устойчивое развитие агропромышленного бизнеса из-за сильной конкуренции крупных агропромышленных холдингов в регионе. Монополия агропромышленных холдингов, сосредотачивая в свих руках значительную часть производства и/или сбыта, приводит к снижению закупочных цен и ставит сельхозпроизводителей в крайне тяжелое положение.

Другой распространенной формой интеграции в агропромышленном бизнесе является создание агропромышленных холдингов. В числе наиболее успешных компаний можно назвать агропромышленный комплекс «КоПИТАНИЯ», ООО ГК «Агрохолдинг», агропромышленный комплекс «Моссельпром». Примером интеграционных образований в агропромышленном бизнесе может служить Пензенский кондитерский кластер, который представляет собой объединение производителей кондитерских изделий. Кластер включает 23 предприятия, в том числе предприятия по производству кондитерских изделий, производителя оборудования для кондитерской и пищевой продукции (Компания «KOSTA sweetmachines»), высшее учебное заведение. Управление кластером осуществляется Советом кластера (см. рис. 3).

Центр кластерного развития Пензенской области − это организация, созданная региональными органами исполнительной власти с целью формирования и развития кластеров в регионе. С этой точки зрения кластер представляет собой социально-экономическую систему с характерными признаками пространственно-временных отношений. Такая структура по своей сути является аналогом успешных европейских кластерных систем, перенесенная в российские условия и учитывающая основные особенности российского предпринимательства.

Рис. 2. Модель кластерного управления развитием Пензенского агропромышленного кластера

Особого внимания заслуживает успешная деятельность Мордовского агропромышленного кластера. В регионе зарегистрировано, по данным сайта Деловая Мордовия, 243 сельхозпредприятия, свыше 1100 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 160 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В пищевой и перерабатывающей промышленности работает свыше 50 предприятий. Развитая образовательная структура включает все уровни подготовки специалистов. Для агропромышленного бизнеса специалистов готовит Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 5 аграрных техникумов, техникум пищевой и перерабатывающей промышленности, зооветеринарный техникум, колледж мясной и молочной промышленности и многие другие. Наличие предприятий оптовой и розничной торговли, консультационных центров, предприятий по изготовлению белково-минеральных добавок для всех видов животных, организаций по оказанию юридических услуг, развитая транспортная инфраструктура обеспечивают потребности в основных ресурсах для развития агропромышленного бизнеса в регионе. В настоящее время можно отметить только отсутствие предприятий сельхозмашиностроения, но в регионе присутствуют компании, поставляющие сельскохозяйственное оборудование и запасные части к нему от различных мировых производителей.

Частью агропромышленного кластера Республики Мордовия является агропромышленный вертикально-интегрированный холдинг «Талина», бизнес которого реализуется по трем направлениям - сельское хозяйство (растениеводство, комбикормовое производство, свиноводство), мясопереработка и сервис. Весь процесс производства «от поля до прилавка» осуществляется силами интегрированных компаний, что позволяет товарам компании не зависеть от колебаний цен на сырье. Представляя в настоящее время межрегиональную интегрированную структуру, в холдинге выделен региональный субхолдинг «Мордовский бекон», являющийся головной компанией холдинга «Талина».

Особенностью кластерного образования является контроль за развитием агропромышленного бизнеса со стороны органов власти: в министерстве сельского хозяйства и продовольствия выделены отделы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству молока и мяса, а также отдел инвестиций, социального развития агропромышленного комплекса (см. рис.3).

Рис.3. Структура органов управления Мордовской Республики

Несомненно, что успехи агропромышленного кластера в Республике Мордовия связаны комплексным подходом к реализации государственных и республиканских программ в области развития агропромышленной сферы, поддержкой малого бизнеса, развитием и внедрением инновационных технологий. Наличие вертикально-интегрированных комплексов в структуре кластеров решает проблему привлечения инвесторов, дистрибуции. Однако принципиального изменения в развитии малого бизнеса не произошло. Количество малых предприятий (без микропредприятий) по состоянию на 01 января 2014 года составило 1073 единицы. Малые предприятия республики в основном занимаются оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (25,0% от общего количества малых предприятий); 20,5% - операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 14,4% - строительством. При этом наиболее характерной для средних предприятий являлась деятельность в области сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (35,1% от общего количества средних предприятий). Значительная их доля (18,9%) работала в обрабатывающих производствах.

Препятствием на пути малых форм хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйств, является низкая доступность к рынкам сбыта, высокие требования сетевых торговых организаций к товарному виду продукции и упаковке в том числе, проблемы доставки продукции удаленным потребителям из-за низкого качества дорог в сельской местности, отсутствием транспортных средств или невозможностью доставки скоропортящегося груза средствами фермеров, низкие закупочные цены, высокие процентные ставки по кредитам - это далеко не весь перечень проблем предпринимательства сельхозпроизводителей.

Возможный сценарий решения этих проблем в агропромышленном бизнесе, по аналогии с принципами развития инновационных кластеров - создание центров развития предпринимательства (см. рис.4), осуществляющих закупку и доставку сельхозпродукции в зависимости от поступивших на нее заказов, а также выполнение заявок сельхозпроизводителей на технику, семенной фонд и т.д. Очевидно, что деятельность таких центров в агропромышленных кластерах возможна только во взаимосвязи с финансово-аналитическими структурами, обеспечивающими привлечение инвестиций в развитие бизнеса, и транспортно-логистическими центрами, осуществляющими доставку продукции потребителю. Создание материально-технической базы в кластере, снабжающего сельхозпроизводителя техникой и оказывающей необходимые сервисные услуги фермерам, а также закупка сельхозтехники и ее ремонт снижают финансовые и временные затраты фермера, высвобождая имеющиеся ресурсы на развитие фермы.

Рис.4. Схема структуры агропромышленного кластера

Данная структура агропромышленного кластера на стадии его создания и развития требует участия государства для реализации поэтапного развития кластера в соответствии с разработанным бизнес-планом. Важным элементом функционирования такой структуры является развитие системы информационного обеспечения, позволяющего поставщикам и потребителям производить заказы, аналитическому центру – формировать в открытом доступе аналитическую отчетность по выполненным заказам и осуществлять прогнозы на спрос сельскохозяйственной продукции.

Выводы

1. Агропромышленные кластеры, формирование которых в подавляющем числе регионов реализуется не системно, путем проб и ошибок, не стали основой агропромышленного бизнеса в России. Кластеры создаются без учета взаимосвязей и взаимодополняемости их участников, роли и значения малых форм хозяйствования, неполной загрузке производственных мощностей комбикормовой и перерабатывающей промышленности, реальной потребности страны и регионов в отечественной сельхозпродукции.

2. Если импорт экзотических фруктов или особых сортов говядины можно объяснить интересами покупателей, импорт лука, салата-латук, кабачков, моркови демонстрирует исключительную недооценку собственных производителей. В этой связи необходимо рассмотрение новых или развитие старых методов кооперации сельхозпроизводителей, которые позволят привлечь к агропромышленному бизнесу население сельской местности или горожан, готовых к смене рода деятельности.

3. Как и для инновационных отраслей и предприятий создание искусственных кластерных образований потребует не только определенных финансовых затрат, но и воли федеральной и региональной властей для осуществления такого проекта. При этом финансовые затраты на поддержку предпринимательства и развитие сельской местности, возрождение машиностроения могли бы быть аккумулированы именно в проектах создания кластеров.


Источники:

1. Завьялов Д.В. Генезис интеграционных процессов предприятий малого и среднего бизнеса в агропромышленной сфере экономики // Российское предпринимательство. - 2014. - № 3 (249). - c. 11-24.
2. Инновационные территориальные кластеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/545.
3. Кластерные политики и кластерные инициативы:теория, методология, практики: коллект. моногр. / под ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева. - Пенза: ИП Тугушева С.Ю., 2013.-213 с.
4. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты / Л.С. Марков, В.Е. Селиверстов, В.М. Маркова, Е.С. Гвоздева // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сб. науч. тр.Разд.1. - Новосибирск: ИЭОПП РАН, 2005. – С. 102-123.
5. Мичурина О.Ю. Теория и практика интеграционных процессов в промышленности: монография. – М.: ИНФРА-М,2012.− 287 с.
6. Мухаррамова Э.Р., Липатов Д.В. Формирование преимущественных направлений социально-экономического развития региона с использованием кластерного подхода (на примере Республики Татарстан) // Российское предпринимательство. − 2013. − № 22 (244). − c. 114−120. − http://www.creativeconomy.ru/articles/30480/.
7. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cluster.hse.ru/clusters/.
8. Система менеджмента для управляющих компаний инновационных территориальных кластеров Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cluster.hse.ru/doc/management_companies_clusters.pdf.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 2227-р.
10. Тарасенко В.В. Социология жизненного цикла кластера // Современные проблемы науки и образования. - 2011. -№ 3. - Режим доступа: http//www.science-education.ru/97-4698.
11. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=10590.
12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: -http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst89/DBInet.cgi#1.
13. Чернова Е.Г. Современные формы и методы интеграции хозяйственных образований в условиях глобализации. – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2010.− 280 с.
14. Черникова С.А., Порвадов М.Г. Особенности формирования организационно-экономического механизма агропромышленного кластера // Молодой ученый. - 2010. - № 802. - С. 42-44.

Страница обновлена: 21.11.2024 в 11:00:04