Оценка процесса передачи межпоколенных трансфертов (на примере трудовых ресурсов региона)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (252), Март 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Колесниченко Е.А., Нестерова Н.Н. Оценка процесса передачи межпоколенных трансфертов (на примере трудовых ресурсов региона) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 6. – С. 93-102.
Аннотация:
В статье рассмотрено содержание понятия «межпоколенный трансферт». Авторами обосновано, что составляющей трансферта, оказывающей негативное влияние на территорию и всю национальную экономику, является численность трудовых ресурсов. Определены причины устойчивой тенденции снижения численности экономически активного населения. Предложена совокупность направлений по нивелированию негативного воздействия исследуемого межпоколенного трансферта на развитие социально-экономических условий региона.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, Тамбовская область, рождаемость, экономически активное население, межпоколенный трансферт
Для выявления особенностей передачи межпоколенных трансфертов необходимо, прежде всего, определить содержание данного понятия. Термин «трансферт» происходит от латинского «перемещать», «переносить». По типу передаваемых ресурсов межпоколенные трансферты представляют собой совокупность материальных и нематериальных ресурсов, переданных от представителей старшего поколения к младшему (нисходящие трансферты) и от младшего поколения старшему (восходящие трансферты). Материальные трансферты включают финансовые и собственно материальные трансферты. Инструментальные (нематериальные) трансферты – это перераспределение времени между поколениями, выражающееся в потоках различных услуг [1].
Структурные составляющие межпоколенных трансфертов
Структурно межпоколенные трансферты могут классифицироваться по наполнению. В данном случае структурными составляющими межпоколенного трансферта могут быть следующие ресурсы:
– экономические (денежные доходы населения, накопленный национальных доход);
– интеллектуальные (совокупность накопленных научных знаний, которые оформлены в виде достижений, в виде научного потенциала, уровня образования населения, здоровья и т.д.);
– социальные (достигнутый уровень жизни населения, имеющийся социальный капитал, культура и т.д.).
Данный ряд можно продолжать до бесконечности, поскольку все накопленное «богатство» страны во всех его проявлениях составляет межпоколенный трансферт.
Но следует учитывать, что межпоколенные трансферты могут нести как положительное значение для национальной экономики, так и негативное. Одним из ресурсов, динамика которого несет в себе негативное влияние на развитие национальной экономики, является численность трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы включают в себя совокупность физических и интеллектуальных способностей людей, объем и качество которых определяются численностью активного трудоспособного населения, его образовательным и профессионально-квалификационным уровнем, которые, с одной стороны, выступают как его неотъемлемый элемент, а с другой – определяют способность экономики использовать имеющиеся ресурсы, наряду с факторами внешней среды (политическими, институциональными, экономическими) [5].
Первый этап – определение общих тенденций
Оценку процесса передачи межпоколенного трансферта целесообразно производить в несколько этапов. На первом этапе предполагается выявление общей тенденции изменения интересующего явления и процесса, в данном случае численности трудовых ресурсов. В таблице 1 представлена динамика численности населения и экономически активного населения в Тамбовской области.
Таблица 1
Динамика численности населения и экономически активного населения
в Тамбовской области [3]
Показатель
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Численность населения, тыс. чел.
|
1193
|
1174
|
1162
|
1151
|
1139
|
1127
|
1116
|
1108
|
1100
|
1090
|
1082
|
Численность
экономически активного населения, тыс. чел.
|
527
|
552
|
548
|
521
|
555
|
556
|
548
|
566
|
549
|
550
|
540
|
Удельный
вес экономически активного населения в общей численности населения (%)
|
0,44 |
0,47 |
0,47 |
0,45 |
0,48 |
0,49 |
0,49 |
0,51 |
0,49 |
0,50 |
0,49 |
Анализ тенденций изменения численности экономически активного населения показал, что имеет место снижение показателей как общей численности населения, так и численности экономически активного населения. Таким образом, изменение объема трудовых ресурсов в Тамбовской области характеризуется не просто недостатком, а его сокращением (см. рис.1).
Рис. 1. Тенденции изменения объемов экономически активного населения в Тамбовской области
Такая тенденция авторами определяется как негативный межпоколенный трансферт, поскольку будущим поколениям передается сокращенный объем трудовых ресурсов, который негативно отразится на:
– обеспечении воспроизводственного процесса региона трудовыми ресурсами. Судя по сложившейся ситуации, через пять-десять лет трудоспособное население в Тамбовской области сократится на треть. Вместе с тем, усилившаяся миграция трудоспособного населения снизит обеспечение региона трудовыми ресурсами [2];
– социальном обеспечении старших поколений, поскольку работающее население территории не сможет обеспечить превосходящее по численности население пенсионного возраста.
Второй этап – исследование причин
Вторым этапом оценки процесса передачи межпоколенного трансферта является исследование причин сложившихся тенденций. Основными причинами негативной тенденции изменения численности экономически активного населения Тамбовской области, на наш взгляд, можно назвать:
– снижение уровня рождаемости, который, в свою очередь, обусловлен снижением численности женщин фертильного возраста;
– повышение среднего возраста матери при рождения первого ребенка.
В подтверждение этому приведем в таблице 2 данные, характеризующие численность женщин фертильного возраста в Тамбовской области.
Таблица 2
Динамика численности женщин фертильного возраста Тамбовской области
за период 2001–2011 гг. (чел.)
Возраст, лет
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
15-19
|
44096
|
44570
|
45263
|
45055
|
44725
|
43496
|
40846
|
37555
|
34248
|
31394
|
31430
|
20-24
|
39849
|
39123
|
39098
|
39908
|
40614
|
41096
|
42697
|
43910
|
44101
|
43719
|
43770
|
25-29
|
38344
|
38515
|
38156
|
38114
|
37707
|
37691
|
37235
|
37484
|
38372
|
38991
|
39036
|
30-34
|
38020
|
37142
|
37249
|
37531
|
37760
|
37509
|
37594
|
37238
|
37204
|
36918
|
36961
|
35-39
|
45164
|
43284
|
40627
|
38463
|
37320
|
37142
|
36444
|
36565
|
36920
|
37253
|
37296
|
40-44
|
51784
|
51383
|
50639
|
49195
|
47166
|
44355
|
42555
|
40015
|
37935
|
36829
|
36872
|
45-49
|
47428
|
47733
|
48320
|
50023
|
50363
|
50704
|
50399
|
49706
|
48363
|
46498
|
46552
|
ИТОГО
|
304685
|
301750
|
299352
|
298289
|
295655
|
291993
|
287770
|
282473
|
277143
|
271602
|
271917
|
По представленным данным можно сделать вывод, что за период 2001–2011 гг. происходило монотонное снижение количества женщин репродуктивного (фертильного) возраста. Интенсивность снижения в среднем составляла 3389 человек в год. В целом за 12 лет численность женщин фертильного возраста уменьшилась на 34510 человек (в 2001–2011 гг. с 306427 до 271917 человек). Это свидетельствует о снижении объема демографической (репродуктивной) базы воспроизводства населения. Наглядно данная тенденция отражена на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика численности женщин фертильного возраста в Тамбовской области
Следует отметить, что за период 2000–2011 гг. произошел рост среднего возраста матери при рождении первого ребенка с 24,4 до 27,1 лет (см. рис. 3).
Рис. 3. Динамика среднего возраста матери при рождении первого ребенка в Тамбовской области
За последние 12 лет роженицы «постарели» на 2,7 года (в среднем на 0,23 года за календарный год). Это отражается на сокращении количества детей в семье, поскольку ограниченность фертильного периода жизни женщины, укрепление материального состояния в семье и стремление обеспечить ребенку «хорошие» условия для жизни часто обуславливают рождение только одного ребенка.
Меры, направленные на повышение рождаемости
Проведенный анализ показал, что в долгосрочной перспективе нивелирование негативного воздействия на экономику межпоколенного трансферта возможно только на основе вмешательства со стороны органов власти, поскольку объем трудовых ресурсов является самой «слабой» составляющей в имеющихся ресурсах территории и целевым ориентиром совершенствования региональной политики.
Администрацией Тамбовской области уже ведется работа в данном направлении, однако, требуется разработка мер долгосрочного характера, направленных на нивелирование причин передачи негативного межпоколенного трансферта. В этой связи авторами предлагается ряд соответствующих направлений и мер.
В первую очередь, это меры, направленные на повышение рождаемости:
– создание в регионе центров лечения от бесплодия (с предоставлением льгот) и центров ЭКО (с предоставлением скидок и отсрочек платежей для жителей области);
– предоставление материнского капитала, достаточного для приобретения 36 кв. м. при рождении первого ребенка; 18 кв. м. при рождении каждого последующего ребенка независимо от имеющихся жилищных условий (в случае лишения матери родительских прав, жилье подлежит изъятию, а в той ситуации, если жилье является единственным, то предполагается назначение исправительных работ для возмещения его полной стоимости);
– предоставление женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, до 1,5 лет пособия в размере не менее МРОТ;
– предоставление налоговых льгот в течение года организациям, в которых работают женщины после отпуска по уходу за ребенком;
– представление гарантий женщинам, вышедшим из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, восстановления на рабочем месте (с которого был осуществлен уход в отпуск по беременности и родам) и его сохранения до достижения ребенком возраста 3 лет;
– приоритетное предоставление женщинам, вышедшим из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, места работы в соответствии с имеющейся специальностью (в случае его отсутствия до ухода в отпуск по беременности и родам);
– гарантированное предоставление мест для детей в детском саду и яслях женщинам, желающим выйти на работу;
– жесткий контроль и привлечение к административной ответственности работодателей, притесняющих женщин, осуществляющих уход за ребенком в случае его болезни;
– снижение суммы коммунальных платежей (пропорционально количеству детей).
Меры по улучшению демографической ситуации в регионе
На современном этапе, по мнению авторов, в Тамбовской области необходимо расширить уже реализуемые стратегические направления улучшения демографической ситуации [4] в части стимулирования рождаемости и общего улучшения условий жизни в регионе:
1) восстановление социальной ценности семьи и брака:
– внедрение курса по основам семейной жизни в общеобразовательных школах, в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях;
– создание информационного поля по ответственному родительству и формированию положительного образа семьи;
– поддержка и развитие центров планирования семьи;
– родителей, лишенных родительских прав, принудительно обязать работать и выплачивать пособие в бюджет на содержание ребенка (сумму не менее МРОТ);
– в виде административной меры вменить биологическим отцам выплачивать матерям-одиночкам пособие в размере не менее 2 МРОТ (в случае отсутствия дохода или имущества привлекать их к исправительным работам);
– проведение дней семьи;
– проведение конкурсов «Семья года»; «Мама года» и т.д.;
– организация бесплатного летнего отдыха для семей, имеющих двух и более детей;
– усиление просветительской роли церкви в части пропаганды отказа от абортов, создания многодетных семей;
2) снижение смертности населения:
– обеспечить квалифицированной и доступной амбулаторной медицинской помощью женщин до родов, а также рожениц квалифицированной и доступной медицинской помощью в стационаре в период родов;
– разработка и внедрение технологий ранней профилактики заболеваемости и инвалидности детей;
– обеспечение доступности диагностических медицинских услуг, предупреждающих и выявляющих появление заболеваний;
– создание условий, гарантирующих доступность и качество предоставляемой медицинской помощи по лечению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
– пожизненное лишение прав водителей, совершивших ДТП (со смертельным исходом) в состоянии алкогольного опьянения;
– принудительное лечение (без согласия больного) от алкоголизма и наркомании;
– в случае совершения преднамеренного убийства или причинения вреда здоровью назначать пожизненное содержание (в размере не менее МРОТ) потерпевшего или оставшихся без попечения родителей детей (мера должна распространяться и на признанных психически больными, реализовываться только при условии беспристрастности, честности и объективности полиции);
3) улучшение социально-экономических условий проживания в регионе:
– улучшение условий проживания населения на основе проведения модернизации и замены устаревшего и отработавшего установленные сроки эксплуатации технологического оборудования, обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества;
– выделение территорий и финансовое обеспечение строительства детских площадок;
– создание транспортной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое сообщение со всеми населенными пунктами области;
– обновление автобусного и автомобильного парка пассажирских перевозок;
– обеспечение доступности и равных возможностей полноценного качественного образования для всех жителей региона;
– совершенствование материально-технической базы и повышение технической оснащенности учебно-воспитательного процесса;
– повышение кадровой оснащенности образовательных и медицинских учреждений;
– проведение административной реформы в соответствии с необходимостью укрупнения территорий;
– проведение мониторинга муниципальных территорий («умирающих деревень») на предмет целесообразности их финансовой и инфраструктурной поддержки;
– обеспечение занятости населения путем развития сельского хозяйства и территориального размещения производственных объектов в соответствии с имеющимися трудовыми ресурсами.
Выводы
Встраивание предлагаемого комплекса направлений и мер по стимулированию рождаемости в регионе, а также улучшению условий жизни в нем, обеспечит в долгосрочном периоде нивелирование негативного воздействия передаваемого межпоколенного трансферта в виде снижения численности экономически активного населения и будет способствовать сбалансированному развитию территории в будущем за счет достаточного обеспечения трудовыми ресурсами.
Источники:
2. Нестерова Н.Н., Колесниченко Е.А. Социально-экономические проблемы развития регионов России как негативный детерминант в системе будущего межпоколенного трансферта // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: мат-лы II (V) междунар. науч.-практ. конф. – Ставрополь: Изд-во Северо-кавказского федерального университета, 2013.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/.
4. Проект Программы социально-экономического развития Пермского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index-665397.html.
5. Сысоев А.М. Модернизационный потенциал экономики аграрно-промышленных регионов: теория, методология и практика оценки и реализации: дисс. докт. экон. наук. – Тамбов, 2013.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:31:41