Analysis of preconditions of creation of a transport and logistic cluster in Murmansk region

Olyga Buch

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 2 / January, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article deals with the preconditions of creation of a transport and logistic cluster, such as: the transport infrastructure, the potential composition of participants in the cluster, stages of development of cooperation between the participants of the cluster, indicators of efficiency of its creation and functioning.

Keywords: logistics, transport infrastructure, Murmansk region, transport and logistic cluster



Транспортные коммуникации и инфраструктура обеспечивают существующие хозяйственные связи Мурманской области, а также создают благоприятные условия для улучшения инвестиционного климата в регионе и развития делового сотрудничества с российскими и иностранными партнерами.

Условия и особенности создания транспортно-логистического кластера в Мурманской области

В Мурманской области представлены все виды транспорта – наземные, морские, воздушные. Область располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой особенно в сравнении с другими арктическими регионами.

На территории Мурманской области расположены три морских порта: Мурманск, Кандалакша и Витино. Порт Мурманск – единственный незамерзающий глубоководный порт на Северо-Западе РФ, точка начала навигации по Северному морскому пути. В регионе базируются атомный ледокольный флот и транспортный флот, которые обеспечивают пятую часть всех общероссийских морских перевозок грузов.

Мурманская область соединена с европейской частью России автодорогой «Кола» (автодорога федерального значения) и железнодорожным транспортом. Протяженность железнодорожных путей общего пользования – 870 км [1]. Следует отметить, что внутри региона автодороги развиты недостаточно, т.к. обеспеченность населенных пунктов дорогами с твердым покрытием составляет в Мурманской области 73,1%, а 39 из 145 населенных пунктов региона не имеют связи с помощью автодорог.

Область располагает двумя крупными аэропортами: «Мурманск» (пос. Мурмаши) и Кировск/Апатиты.

Доля транспорта в структуре валового регионального продукта составляет в настоящее время 11%.

Все вышеперечисленное создает условия для развития транспортно-логистического кластера в Мурманской области.

Основными потенциальными составляющими кластера являются:

- стивидорные компании;

- Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» (обеспечение безопасности мореплавания, лоцманские услуги, буксировка);

- Мурманский регион обслуживания Октябрьской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»);

- ФГУП «Атомфлот» (обеспечение ледокольной проводки, безопасного базирования и стабильного функционирования атомного ледокольного флота);

- логистические и транспортные компании;

- грузовладельцы и др.

Эффективность работы всех составляющих кластера во многом может определить перспективы успеха проекта создания кластера, а также сможет ли он в дальнейшем предлагать конкурентоспособные и разнообразные услуги, используя сильные и преодолевая слабые стороны предприятий транспортно-логистической сферы региона.

Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» является якорным для развития транспортно-логистического кластера в регионе, т.к. его реализация требует развития всех видов транспорта и повлияет на транспортную инфраструктуру всего региона [2]. Наличие якорного проекта в составе кластера является важной, но не единственной предпосылкой создания транспортно-логистического кластера в регионе. Равнозначными предпосылками является приграничное положение Мурманской области, которое стимулирует развитие экспортно-импортных операций, внешнеэкономической деятельности и приграничных связей предприятий кластера.

Наличие глубоководного незамерзающего порта, развитая транспортная инфраструктура (включая инфраструктуру судоремонта), атомный ледокольный флот, который позволяет совершать ледокольную проводку судов по Северному морскому пути, а также высшие и средние учебные заведения в регионе, осуществляющие подготовку и переподготовку высококвалифицированных инженеров и управленческих кадров по морским и логистическим специальностям – все это является существенными факторами формирования транспортно-логистического кластера в Мурманской области.

Важной задачей транспортно-логистического кластера является координация морского, железнодорожного, автомобильного транспорта для развития транспортной инфраструктуры региона. Кластеризация транспортно-логистического комплекса Мурманской области возможна при качественном росте использования Северного морского пути, в котором Мурманск может стать ключевым мультимодальным узлом перераспределения грузопотоков.

Особенности создания кластера заключаются в привлечении средств государства и частных компаний на основе принципа государственно-частного партнерства, выгодного как государству, так и компаниям.

Вместе с тем, можно констатировать, что в настоящее время связи между потенциальными участниками кластера являются достаточно неразвитыми, а взаимодействие участников разбалансированным.

Для развития проекта Мурманского транспортного узла потребуется привлечение значительного объема инвестиций, которые позволят провести модернизацию порта, портовой инфраструктуры, железнодорожных подходов.

Взаимодействие предприятий, формирующих кластер в период его создания, проходит несколько стадий: от полного отсутствия отношений до интеграции деятельности. Полное отсутствие отношений характеризуются тем, что различные институты, организации и компании не знают друг друга и работают в состоянии самообеспечения. Следующая стадия обмена информацией связана с установлением первых контактов между предприятиями-участниками кластера, которая связана с проведением неофициальных встреч, обменом письменной информацией. В интересах сотрудничества потенциальные участники кластера собирают и систематизируют полученную информацию. На следующей стадии консультации проходят чаще на неофициальной основе и независимо от исхода не имеют обязывающего характера, однако, часто переходят в состояние сотрудничества. Для перехода к интеграции (а интеграция является высшей на современном этапе ступенью интернационализации хозяйственной жизни и включает процесс объединения элементов экономики предприятий-бизнес-партнеров) необходима гармонизация, т.е. выравнивание систем предприятий, входящих в состав кластера, для того, чтобы создать единую систему взаимного понимания и сотрудничества первоначально на простом уровне.

Эффективность кластера можно измерить в двух направлениях – как эффективность создания кластера и как эффективность его функционирования. Под оценкой эффективности создания кластера следует понимать измерение возможностей развития услуг предприятий внутри кластера, инновационного обмена внутри кластера, сетевых взаимодействий предприятий, входящих в кластер. Данные индикаторы должны быть выражены более конкретными параметрами и отражать способность кластера инициировать синергетический эффект [3].

В дальнейшем, при развитии кластера эффективность можно оценивать как долю продукции кластера в ВРП, темп прироста объемов производства услуг кластера, долю инновационных (интермодальных) услуг в общих объемах продаж транспортных и сопутствующих услуг. Этими показателями будет определяться динамика развития транспортно-логистического кластера.

Вывод

Таким образом, в настоящее время существуют реальные предпосылки формирования транспортно-логистического кластера на территории Мурманской области: потенциальные участники кластера и характер взаимодействия между ними, транспортная инфраструктура, «якорный» кластерный проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».


Страница обновлена: 25.05.2025 в 05:06:43