Использование программно-целевых методов регулирования МСП в становлении института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ

Палагина А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (246), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Палагина А.Н. Использование программно-целевых методов регулирования МСП в становлении института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – С. 4-11.

Аннотация:
В статье представлен механизм использования программно-целевых методов управления развитием малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, программно-целевые методы управления, уполномоченный по защите прав предпринимателей



Достижение предельного роста в 6–7% ВВП с точки зрения технологического и производственного потенциала российской экономики возможно при условии стабилизации хозяйственных отношений и повышения национального благосостояния, которые находятся в прямой зависимости от развития предпринимательского сектора экономики. Не случайно среди основных факторов, определяющих возможное успешное сопротивление рецессии, руководством Минэкономразвития называются улучшение предпринимательского климата и развитие малого бизнеса.

Нет другого инструмента, кроме государственных программ

Ситуация в российской и глобальной экономике ставит экономическую и бюджетную политику перед новыми вызовами. Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов исчерпала свои возможности [1].

На Коллегии Министерства Экономического развития было подчеркнуто, что «…сегодня в распоряжении Правительства нет другого инструмента, кроме государственных программ, который позволил бы осуществить маневр финансовыми ресурсами, жестко увязав его с целевыми ориентирами, сроками и ответственностью ведомств за достижение поставленных целей. А без этого маневра структурная модернизация, как и ускорение роста, останется несбыточной мечтой» [2].

Правительством Российской Федерации проводится работа по созданию системы стратегического управления рисками изменения экономической ситуации и развитием, механизм которой формируется на основе государственных программ.

Программы должны стать ключевым звеном, с помощью которого, с одной стороны, увязываются стратегическое и бюджетное планирование. С другой стороны, необходимо не просто механически передать в бизнес-среду различные ресурсы, а обеспечить создание правовых и экономических условий для выживания, роста и развития сектора МСП в современных условиях очевидной рецессии.

В соответствии с российским законодательством «идеология» государственной поддержки сектора МСП формируется на федеральном уровне. В то время как региональные органы власти и муниципальные образования, являющиеся, по сути, уровнем наиболее близким к малым и средним предпринимательским структурам, имеют значительно меньше возможностей для их поддержки. Эффективность реализации программ этих уровней во многом будет определяться тем, насколько федеральные органы власти проводят в жизнь изменения, заметным образом корректирующие институциональную среду для деятельности МСП и в тех сферах, к которым малое и среднее предпринимательство особенно чувствительно.

Неблагоприятные тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства, приводящие к росту теневого сектора, предопределяют необходимость реализации специальных мер, направленных не только на поддержку малых и средних компаний, но и на создание условий для сокращения неформальной занятости населения.

В текущем году Минэкономразвития России продолжило реализацию Федеральной финансовой программы поддержки МСП, которая «работает» с 2005 г. и является важнейшим элементом системы развития предпринимательства. Средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия соответствующих региональных программ и направляются на реализацию:

– «прямых» мер финансовой поддержки в форме субсидий субъектам МСП;– «непрямых» мер поддержки в форме создания или обеспечения дальнейшей деятельности объектов инфраструктуры поддержки МСП, в том числе имущественной, финансовой.

Ежегодно по результатам мониторинга Минэконом развития России общее количество получателей по Программе составляет порядка 200 тыс. [3] И если раньше эксперты отмечали перекос в сторону прямого финансирования, который отличал рассматриваемую нами программу, и очевидное отсутствие баланса между финансовыми и нефинансовыми инструментами поддержки МСП, то в мероприятиях 2013 г. очевидны другие акценты.

Усиление государственного внимания к инфраструктурной поддержке предпринимательства

Характерной чертой нынешнего периода является усиление государственного внимания к инфраструктурной поддержке предпринимательства – как государственной, так и негосударственной. Приоритетным является всестороннее стимулирование различных форм инфраструктуры [4]. При объеме финансирования почти 22 млрд рублей в год и региональной «добавке» в 10 млрд рублей 45% средств выделяется на создание и развитие инфраструктуры, а 50 % – это прямые субсидии предпринимателям.

Приоритеты для финансирования этого года:

– развитие предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство, в том числе гранты для начинающих;

– перевооружение и модернизация производства, в том числе поддержка лизинга малых компаний и инновационных компаний в целом;

– расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе развитие микрофинансовых организаций, капитализация гарантийных фондов;

– создание и развитие объектов инфраструктуры, в том числе инновационной, создание объектов имущественной поддержки.

Минэкономразвития России в 2013 г. предоставлено финансирование по этим направлениям в общей сумме 19,8 млрд рублей (см. табл. 1) принявшим участие в конкурсе 82 субъектам Российской Федерации (за исключением Еврейской АО) [4].

Изменения в государственном векторе приоритетов соответствуют логике глубинных изменений в экономике, вызванных системным экономическим кризисом. Они оказывают значительное влияние на сферу МСП и обуславливают острую необходимость на данном этапе дополнения методов и подходов к стимулированию, которые применялись ранее, новыми инструментами, направленными в большей степени на совершенствование институциональной среды.

Методологически правильным и выверенным представляется подход, при котором доказавшие свою эффективность приоритетные направления программы – и, в первую очередь, развитие продемонстрировавшей мультипликативный эффект инфраструктуры – будут дополнены новыми решениями, зарекомендовавшими себя в государственном регулировании экономик других стран.

В настоящее время особенно важно учитывать необходимость всесторонней поддержки инфраструктуры. Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, являясь, по сути, хозяйствующими субъектами, имеют в качестве основной цели своей деятельности помощь в реализации программ органов государственной власти, посредством которых государство решает задачу не простого «механического» направления в сектор МСП в соответствии с законодательством имеющихся в его распоряжении ресурсов, а именно обеспечения процессов формирования благоприятной предпринимательской среды.

Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей

В прошедшем году одним из важнейших событий в системе государственной поддержки бизнеса экспертное сообщество считает появление новой должности – Уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве новой составляющей Президентской вертикали и становление института уполномоченных в Российской Федерации в целом. В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» был создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющий свою деятельность на федеральном и региональном уровнях.

Необходимость введения системы уполномоченных по защите прав предпринимателей в нашем государстве назрело давно. В этой сфере очень много проблем. Зачастую они связаны с пробелами в действующем законодательстве и недостаточностью нормативно-правовой базы. Очень часто предпринимательское сообщество жалуется на коррупцию, на необоснованное, по их мнению, чрезмерное «внимание» правоохранительных структур, на рейдерские атаки. Особенно страдает от негативных проявлений российский малый и средний бизнес.

Процентное соотношение обращений, по данным аппарата Уполномоченного, отражает общую картину с нарушением прав предпринимателей и правоприменительной практикой в стране. Российский малый и средний бизнес – это самая массовая и самая незащищенная часть Российского предпринимательства. У него больше всего проблем и к нему больше всего претензий со стороны контрольно-надзорных органов. До 90% предпринимателей РФ – именно такие предприниматели. В этой связи именно сектор МСП начал активнее других пользоваться этим новым для России Институтом, направляя в его адрес жалобы на коррупцию, административные барьеры, принятие нормативных актов, ухудшающих положение предпринимателей. Предприниматели ведут активные споры с администрациями по поводу аренды земли, аренды государственного (муниципального) имущества. В почте Омбудсмена – жалобы на налогообложение, банкротство, рейдерские захваты, в том числе с использованием органов власти.

Аналогично опыту других стран бизнес-омбудсмен в России является государственным служащим, органично вписывающимся в систему инфраструктуры поддержки бизнеса. С одной стороны, это расширяет его полномочия в деятельности, направленной на решение проблем бизнеса административного характера. С другой – существует риск общего недоверия к органам власти и его влияния на отношение к новому институту самими предпринимателями. При этом в соответствии с поручение, данными Президентом РФ на Государственном совете 27 декабря 2012 г., «следует обеспечить быстрое, беспрепятственное и, главное, открытое рассмотрение жалоб предпринимателей на необоснованные действия органов власти» [6].

Вывод

Создание самостоятельной новой для нашей страны государственной структуры, обеспечивающей защиту прав и интересов малого и среднего предпринимательства, находясь, по сути, в процессе становления, призвано решать поставленные перед ней задачи на качественно новом уровне.


Источники:

1. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 гг. от 13 июня 2013 г. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332 (дата обращения 20.09.2013).
2. Коллегия Министерства Экономического развития РФ от 29.04.2013. Выступление Министра А.Р. Белоусова. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/badc2d004f70a3bd81b79f9f21e75678/vistuplenie_ministra_.rar?MOD=AJPERES&CACHEID=badc2d004f70a3bd81b79f9f21e75678 (дата обращения 20.09.2013).
3. Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
4. Материалы к заседанию Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства по вопросу «О предварительных итогах развития малого и среднего предпринимательства за первое полугодие 2013 года и дополнительных мерах стимулирования, в том числе о совершенствовании государственной гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства» режим доступа. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_2038.html (дата обращения 20.09.2013).
5. Проект Федерального Закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
6. Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов. – Режим доступа: http://state.kremlin.ru/state_council/17232 (дата обращения 20.09.2013).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:30:26