Развитие регионального туризма: этнотуристические кластеры Волго-Камья
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Полухина А.Н. Развитие регионального туризма: этнотуристические кластеры Волго-Камья // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 23. – С. 112-119.
Аннотация:
В данной статье предпринята попытка рассмотреть возможности развития кластеров этнотуризма на территории национальных регионов России, в частности, Волго-Камья. Представлена методология изучения кластерного подхода для сферы туризма. Описаны успешные примеры реализации этнокластеров в туризме в российских регионах, выявлены проблемы и перспективы развития этнотуризма (на примере Республики Марий Эл).
Ключевые слова: региональный туризм, республика Марий Эл, этнотуризм, кластеры в туризме, ресурсы для развития этнотуризма
Развитие регионального туризма на территории регионов Волго-Камья возможно на базе кластерного подхода по направлению этнотуризма. Под этнографическим туризмом (этнотуризмом) понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории.
Предпосылки для создания этнотуристического кластера
Существует несколько определений понятия «кластер» и достаточно большой опыт развития «кластерной» экономики во многих странах. По определению создателя теории кластера американского профессора М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [3].
М. Портер подчеркивал, что успешное развитие кластера требует наличия устойчивой стратегии развития. По его мнению, кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ в экономике. Главная цель создания кластера - это возможность для бизнеса и региона развиваться, создавая долгосрочную стратегию развития предприятий на 5-10 лет [10].
По мнению известного исследователя международного туризма А.Ю. Александровой, опыт показывает эффективность развития кластеров в туризме [2]. Особенностью возникновения туристского кластера является необходимость создания технологических связей (в основном бизнес-связей) между предприятиями и секторами экономики, участвующими как в производстве, так в реализации туристского продукта и услуг, т.е. создании условий реализации туристско-рекреационного потенциала региона. Туристские кластеры формируются на базе ключевых туристско-рекреационных ресурсов региона. Участниками туристского кластера помимо предприятий и организаций, обеспечивающих производство и реализацию туристских продуктов и услуг могут стать представители администрации, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д. Туристский кластер может формироваться как на локальном (муниципальном), так и на региональном уровнях. Также существуют примеры межрегиональных туристских кластеров [7].
Понятие этнотуризма в науке, изучающей туристическую отрасль, появилось сравнительно недавно, поэтому детализированные методологические подходы к его изучению находятся в стадии формирования. Приведем практическое описание этнотуризма. Этнотуризм или этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, обмену представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.
В этом отношении Россия располагает огромным потенциалом для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма - делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу [9].
Для капитализации этнокультурного потенциала важно создать узнаваемые привлекательные региональные бренды. Основная проблема России сейчас заключается в том, что регионы, производя локальные узнаваемые внутри страны бренды, часто не могут объединить их в кластер и правильно их продвигать. Пока не получается продвижение брендов с локального на региональный, с регионального на межрегиональный, с межрегионального на федеральный, а затем на мировой уровень. Необходим системный, программный подход к вопросам брендинга на федеральном и региональном уровнях [6].
Краткая характеристика успешных этнотуристических кластеров регионов России
Развитие этнотуризма зависит от нескольких факторов: туристического потенциала региона, отношения самого этноса и местных властей к туризму, от наличия необходимой инфраструктуры и квалифицированных кадров. И там, где усилия объединяются, положительные результаты налицо. Наиболее продвинуты в плане этнотуризма в России Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа Тюменской области, Краснодарский и Ставропольский края. «Этническая» тема для российского туризма отнюдь не нова. «Например, этнографический музей-заповедник «Торум Маа» в Ханты-Мансийске был основан еще 30 октября 1987 г. и сегодня пользуется огромной популярностью, как у местных жителей, так и у приезжих», – заметил А.А. Сирченко [5] (начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Ростуризма). Есть и другие примеры создания популярных у туристов этнографических комплексов и маршрутов. Национальная деревня русского Севера «Пожарище» (ударение на третий слог) в Нюксенском районе Вологодской области, которую за 3 года посетило более 20 тыс. человек, была признана лучшим областным туристическим проектом 2009 г. Весьма популярен маршрут в деревню Мартыново Мышкинского района Ярославской области, «столицу» колоритного субэтноса русского народа – кацкарей.
Во многих регионах России осуществляются масштабные проекты, связанные с этническим туризмом. Программа развития туризма в Псковской области предусматривает крупные инвестиции в туристическую инфраструктуру деревни Сигово Изборского района, а также включение ее во многие туристические маршруты. Здесь живет немногочисленный народ сету – близкие родственники соседей эстонцев. Наконец, недалеко от Москвы, под Боровском, уже несколько лет создается один из крупнейших в стране этнографических парков «Этномир» [5].
На территории Краснодарского края, благодаря развитию этнотуризма, у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов Кубани. В анапском селе Гай Кодзоре открыт культурный армянский центр «Арин-Берд», где все приезжие смогут познакомиться с историей и культурой одной из самых больших диаспор на Кубани. Само поселение представляется в виде крепости с кованными воротами, которые охраняют древние воины. В центре весь интерьер выполнен в армянском стиле, на стенах огромные росписи, каждая из которых отражает важный момент в истории Армении. На территории Анапского района существует еще один удивительный парк «Добродея». В состав данного парка входит этнографическая экспозиция «Казачье подворье» представленное в виде казачьего музея, где всем желающим рассказывают об истории казачества на Кубани, там же работает фольклорный ансамбль. Вниманию туристов предстают казачья хата, казачья печь и птичник. В местном трактире можно оценить кубанскую кухню.
В Крымском районе Краснодарского края открыт этнический культурно-развлекательный центр «Кавказские легенды», в котором гостей знакомят с черкесскими обычаями и фольклором, угощают блюдами национальной кухни. Каждому желающему вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями предлагается занятия ремеслами, пешими или конными прогулками, оздоровительными мероприятиями, рыбалкой, общение с домашним скотом. Можно принять участие в традиционных праздниках и обрядах, попробовать блюда национальной кухни и приобрести в качестве сувениров предметы традиционного быта [9].
Формирование кластеров этнотуризма на территории Волго-Камья
Пермский край - значительная по протяженности территория, которую с давних времен заселяют множество народностей. В конце мая 2009 г. туроператор «Кумир» (Кунгур) и экскурсионное агентство «Клио» (Пермь) разработали новый цикл однодневных туров под общим названием «В каждой деревне чой то да разно». Главная цель проекта - познакомить жителей и гостей региона с живой самобытной культурой коренных народов Прикамья, сделать этнокультурное своеобразие края объектом туризма. В селе Бырма экскурсантов встретили хлебом-солью и чак-чаком - традиционными символами гостеприимства русских и татар, экскурсанты знакомились с музыкальной культурой, песнями на русском и татарском языках и танцами. В сельской мечети, устланной коврами и украшенной домоткаными полотенцами тастымал, мулла рассказал о религиозной жизни села. Все желающие могли приобрести изделия местных мастеров - вязаные узорные шали, бересту и другие изделия из природных материалов. Посещение Бырмы завершилось коллективным обедом в крестьянском татарском доме. Хозяева пригласили туристов осмотреть хозяйственный двор [8].
Другой этнографический маршрут – это познавательный тур «В гости к Сылвенским марийцам» сочетает в себе элементы деревенского, этнографического и экологического туризма. Сылвенские марийцы - это одна из самых немногочисленных народностей Пермского края. Проживают они в трех деревнях Суксунского района - Васькино, Иванково и Тебеняки. Отправляясь в путешествие в марийскую деревню, туристы узнают о природных и экономических особенностях Суксунского района, о замечательной истории Суксун-завода и знаменитых людях - В.Н. Татищеве, А.Н. Демидове и др. Основная часть тура посвящена народным традициям марийской деревни. Выходцы из центральных районов России, сылвенские марийцы сохранили свою самобытность и национальный колорит. На 3-4 часа туристы попадают в атмосферу национального праздника: обряды «Встреча гостей», «Поклонение березе», «У источника воды», песни и приговоры на марийском языке, знакомство с бытом марийцев, внутреннее убранство избы, сувениры и фотографии в костюмах. В программу тура входит также знакомство с домашним хозяйством: огород, сад, сарай, загон для домашнего скота, баня [8].
Но самым известным событием этнотуризма в Пермском крае является проходящий уже пятый год подряд этнофутуристический фестиваль финно-угорской культуры КамWA, который традиционно заканчивается в первое воскресенье августа в историко-этнографическом заповеднике «Хохловка». Заканчивается праздником нового урожая и грандиозным гала-концертом, на который собираются десятки тысяч человек со всего края. На КамWА регулярно приезжают коллективы с мировым именем. В 2010 г. КамWA впервые был представлен как самостоятельный турпродукт. Туристические программы продолжительностью от 1 до 5 дней включали проживание, питание, встречи и проводы гостей, услуги гида, посещение мероприятий фестиваля, экскурсий, музеев, а также знакомство с новинками пермского туризма - туристско-информационным центром и экскурсионной «зеленой линией», включившей 37 объектов показа. Присутствовавшие на фестивале эксперты отметили инновационный характер турпродукта, качественный сервис для участников и туристов [4].
В Республике Коми неподалеку от Сыктывкара открылась первая очередь большого финно-угорского этнокультурного парка. Парк, занимающий площадь 456 га, находится на реке Сысоле, на территории Сыктывдинского района в 55 километрах к югу от столицы республики, недалеко от федеральной трассы Сыктывкар - Киров. Рядом - старинное село Ыб. Оно известно с XVI в. и считается у здешних жителей святым местом - в этих краях проповедовал когда-то креститель зырян, сподвижник Сергия Радонежского - преподобный Стефан Пермский. В окрестностях села имеется 12 весьма почитаемых целебных источников. Регион, в котором создается парк, - один из самых чистых в экологическом отношении и неофициально называется «зелеными легкими Европы».
Первая очередь парка, по замыслу его создателей, имеет четко выраженный культурно-познавательный характер. Его архитектурный и смысловой центр - двухэтажный концертно-выставочный комплекс «Финноугорье» с большим концертным и бизнес-центром. Рядом - подворья (этнические деревни) финно-угорских народов, летний театр, единственный в мире музей финно-угорской игрушки с помещениями для проведения разнообразных мастер-классов, детский развлекательный комплекс, площадка традиционных обрядов и сад финно-угорской скульптуры. Кроме того, в состав первой очереди парка включены мини-гостиница в «зырянском» стиле на 50 мест и ресторан финно-угорской кухни [4].
Проблемы развития кластера этнотуризма (на примере Республики Марий Эл)
Республику Марий Эл можно представить в качестве потенциального регионального туристского кластера. Считаем, что привлекательным фактором развития сферы туризма является уникальность Марийского края в историко-культурном и экологическом аспектах. То есть. главной идеей регионального туристского кластера должна единая концепция, например, концепция этнотуризма (например, сохранение традиционных религиозных верований народов мари - язычества), на основе которой и следует сформировать программу развития туризма в регионе.
Препятствий на пути развития этнотуризма, который еще называют аборигенным, также немало. Нередко наиболее интересные в этнографическом отношении народы живут в самых отдаленных районах страны, где нет ни дорог, ни гостиниц. Но даже при их наличии посещение туристами возможно на протяжении лишь нескольких месяцев в году. Кроме того, развитию этнотуризма часто препятствуют, как на федеральном уровне, так и в регионах, противоречия в законодательстве. Следует указать, по мнению автора, еще одно важное препятствие, ярко проявляющееся именно в сфере туризма Республики Марий Эл. Определенная часть местного населения, особенно, местной интеллигенции, проявляет крайне негативное отношение к самой идее развития этнографического туризма, видя в этом угрозы потери национальной самоидентичности и осквернения национальной культуры и души народа.
Полагаем, что концепция развития туризма в Республике Марий Эл обязательно должна формироваться с учетом и на основе местной самобытной культуры, причем не следует ограничиваться только объектами какой-либо одной культурной традиции: марийской, татарской или русской, т.к. мы встречаемся с проявлениями модели мультикультурализма, которая столетиями формировалась в Поволжском регионе. Необходимо признать значительное взаимовлияние и воздействие культур, а, следовательно, и мифологических сюжетов этих народов, друг на друга. К тому же, современный турист нацелен на познание новых и интересных фактов, а не на научные открытия, поэтому особую роль играет, именно, интерпретация мифологического материала, оформление тура и реклама. Можно создать уникальную сельскую гостиницу в настоящей русской деревне (или марийской, татарской), где происходит погружение в народный быт, но если туристы не будут знать о таких возможностях, которые им предоставляют где-то в Республике Марий Эл, то и развитие туризма будет затруднено.
Модель развития этнотуризма включает в себя ряд составляющих элементов, таких как: паспортизацию районов Республики с точки зрения этнографических памятников, предложение бизнес-идей и проектов, составление бизнес-планов, поиск инвесторов, но обязательным элементом должна являться туристская инфраструктура, включающая и средства размещения, и пункты питания, и транспортные магистрали.
Выводы
1) Использование этнотуризма как концепции развития регионального туризма на территории Волго-Камья будет способствовать повышению привлекательности регионов для инвесторов и одновременно поддерживать и развивать интерес к самобытной культуре, проживающих на данной территории народов. Но для достижения успеха использования объектов историко-культурного наследия в туризме необходимо: во-первых, разработать на уровне региональной власти целевую программу развития туризма с акцентом на этнотуризм; во-вторых, обратить пристальное внимание на создание туристской инфраструктуры.
2) Для создания кластера этнотуризма в любом из регионов России, например, Республике Марий Эл, для начала необходимо определить идею концепции. Допустим, это может быть наблюдение за жизнью и бытом традиционного марийского (пермского, коми) села (деревни), но желание жителей не позволит данному проекту превратиться в устойчивую деятельность, приносящую стабильной доход.
3) Необходимо развивать взаимодействие как между местными предпринимателями и инвесторами, так и республиканскими властями, привлекая к данному продукту одного или нескольких крупных российских туроператоров для продвижения турпродукта на национальном туристском рынке. Полагаем, что для достижения успеха данной деятельности необходимо формировать кластера этнотуризма на территории региона.
Источники:
2. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2007. – № 1. – С. 51–61.
3. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. яз. – М. Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.
4. Соленые уши, зыряне и эрзяне – финно-угорский этнотуризм на марше. – Режим доступа: http://finugor.ru/node/22336.
5. Тимофеев Ю. Российские регионы только начинают развивать этнотуризм. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_6052011_1.stm.
6. Чижова О. Потенциал российских территорий в плане этнотуризма просто огромен. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_30092011_3.stm.
7. Шабалина Н.В. Введение в туристскую кластеризацию. – Режим доступа: http://bzm.su/articles/article-05 – дата обращения 22.01.2012.
8. Этнотуризм. – Режим доступа: http://www.visitperm.ru/info/interesting/ethno/.
9. Этнографический туризм (этнотуризм). – Режим доступа: http://www.rusotdih.ru/publications/show15/.
10. Porter M. The competitive advantage of nations / New York: The Free press, 1990. – 270 p.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:33:32