Инструменты регулирования взаимодействия между регионом и корпорациями
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлен анализ инвестиционного климата Кубани. Комплексно приведены реализуемые в Краснодарском крае проекты. Сформулированы недостатки заключенных в крае соглашений. Предложены инструменты, повышающие эффективность взаимодействия корпораций с регионами.
Ключевые слова: инвестиции, корпорация, взаимодействие, развитие, регион, контракт
Взаимодействия региональной экономической системы и корпораций довольно часто заключаются в различных формах контрактов, ориентированных на достижение определенных целей развития как корпораций, так и регионов.
Основной формой контрактов, используемой в партнерстве, является соглашение о сотрудничестве, которое представляет собой юридический документ определяющий предмет соглашения, порядок взаимодействия сторон, конфиденциальность информации, полученной в рамках соглашения, период его действия и порядок внесения изменений.
Обычно данные соглашения о сотрудничестве заключаются с определенной целью, предполагающей развитие какой-либо отрасли народного хозяйства региона, либо участие корпорации в различных целевых программах развития региональной экономической системы.
Часто подобного вида контракты заключаются в рамках различных международных инвестиционных форумов. В Краснодарском крае такие мероприятия проводятся в городе Сочи ежегодно с 2002 г.
Инвестиционный климат Кубани
Краснодарский край является привлекательным в инвестиционном аспекте регионом России в виду ряда причин, что способствует привлечению и развитию деятельности российских и зарубежных корпораций, которые заключают с краем различные соглашения о сотрудничестве.
В рамках двенадцатого Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» Краснодарский край заключил 243 соглашения на общую сумму порядка 332 млрд рублей [1].
По итогам рейтинга Минрегионразвития, за первое полугодие на Кубани наблюдается самый благоприятный инвестиционный климат: по объему инвестиций регион уступает только Москве и Тюменской области. По подписанным на сочинском форуме в разные годы соглашениям в крае уже освоили более 250 млрд рублей инвестиций [2].
За последние пять лет в экономику Кубани инвестировано более 2,8 трлн рублей. В 2012 г. объем инвестиций в экономику Краснодарского края составил 798 млрд рублей, а темп его роста – 102,2%. По итогам первого полугодия 2013 г. инвестиции, вложенные в экономику края составили 346,2 млрд рублей, темп роста их объемов – 109% к уровню 2012 г.
Иностранные инвестиции за последние пять лет составили около 4 млрд долларов США. В 2012 г. их объем вырос почти в полтора раза и составил более 1,1 млрд долларов США. За шесть месяцев 2013 г. общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику края – 578,9 млн долларов США, он увеличился на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. [3].
Данные факты, безусловно, свидетельствует об инвестиционной привлекательности Краснодарского края, что является основной причиной, характеризующей интерес к региону у корпораций как потенциальных участников его развития.
Следует сказать, что соглашения о сотрудничестве заключаются в рамках двухсторонних встреч между президентами (председателями правления) зарубежных и отечественных корпораций и главой Администрации Краснодарского края.
Проекты Краснодарского края
Краснодарский край осуществляет активное взаимодействие с корпорациями по следующим проектам [3]:
– АО «Каспийский трубопроводный Консорциум-Р». Стоимость проекта – более 2,6 млрд долларов США. Проектная мощность – 64 млн т нефти к 2017 г. В течение расчетных 40 лет эксплуатации трубопровода налоговые поступления в бюджет России составят более 30 млрд долларов США;
– газопровод «Голубой поток» (Россия – Турция). Стоимость проекта – 32 млрд долларов. Ежегодные суммы поступлений в консолидированный бюджет края только от уплаты налога на имущество по объектам второй очереди составят около 92 млн рублей. В период с 2008 по 2025 гг. объем поставок газа в Турцию достигнет 16 млрд кубометров в год, что даст дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации в размере 3–4 млрд долларов ежегодно;
– французская компания «Бондюэль» реализовала на Кубани проект строительства завода по производству овощных консервов. «Бондюэль-Кубань» – современное высокотехнологичное производство, входящее в число крупнейших бюджетообразующих предприятий Краснодарского края;
– ООО «Кубань-Кнауф» (Германия) вложило в развитие и модернизацию производства строительных смесей на основе гипса более 900 млн рублей. Компания постоянно инвестирует прибыль в развитие производства;
– ООО «КЛААС» (Германия) реализует проект строительства в г. Краснодаре завода по производству сельхозтехники стоимостью 20 млн евро. Были возведены все запланированные объекты, центральным из которых является сборочный цех площадью 5 тыс. кв. м. Ежегодно здесь будет выпускаться 600–1000 машин;
– компания «Nestle» поэтапно развивает свою производственную деятельность на территории края. Сумма инвестиций в ходе всего строительства фабрики «Нестле Кубань» составила около 120 млн долларов США. В 2011 г. состоялось открытие второй очереди фабрики «Нестле Кубань». Компания вложила в реализацию инвестиционного проекта расширения фабрики более 7 млрд рублей;
– в Краснодаре состоялось открытие многофункционального торгового комплекса компании «Метро Кэш энд Керри», общая торговая площадь которого составляет 8,6 тыс. кв. м. В результате реализации проекта создано более 300 новых рабочих мест;
– ООО «Сити Центр» (Великобритания) осуществило строительство торгово-развлекательного комплекса в Краснодаре стоимостью 540 млн рублей;
– компания «Лента» осуществила строительство 2-х торговых комплексов в Краснодаре. Суммарные инвестиции в экономику Краснодарского края составляют 2 млрд рублей. В каждом гипермаркете «Лента» трудоустроено свыше 300 жителей Краснодарского края;
– совет директоров компании «Бауцентр» определил Краснодарский край как межрегиональный центр для Южного федерального округа. С открытия в Краснодаре гипермаркета отделочных и строительных материалов стартовал проект «Бауцентр-Россия». В настоящее время компания реализует проект в Новороссийске;
– инвестиционная компания «ТПС» вложила в создание 100 тыс. кв. м ТРЦ «Галерея Краснодар» более 3,5 млрд рублей. В 2012 г. состоялась церемония закладки первого камня в фундамент 2-й очереди торгово-развлекательного центра. Также в 2012 г. компания «ТПС Недвижимость», консультант в сфере инвестиций и управления недвижимостью, официально открыла в Сочи самый большой торгово-развлекательный центр европейского уровня – ТРЦ «МореМолл». Инвестиции в проект составили 250 млн долларов;
– в городе Крымске состоялось торжественное открытие стеклотарного завода «Русджам-Кубань». Инвестором проекта выступила турецкая фирма «Шишеджам», входящая в состав крупного холдинга «Анадолуджам». Объем инвестиций в проект составил более 2,3 млрд рублей. Создано более 340 новых рабочих мест;
– ОАО «Филип Моррис Кубань» – одно из крупнейших предприятий в регионе. К настоящему времени объем инвестиций на реконструкцию и капитальную модернизацию фабрики превысил 200 млн долларов США. Компания является одним из крупнейших и ответственных работодателей и налогоплательщиков Краснодарского края. На сегодняшний день на фабрике работают около 700 человек. Компания принимает активное участие в общественной жизни Краснодарского края, реализуя благотворительные программы, спектр которых весьма широк: помощь пожилым людям, ветеранам войны, а также поддержка высшего и профессионального образования;
– в тесном партнерстве край намерен также работать с крупнейшими нефтяными компаниями России – «Лукойл» и «Роснефть». Инвесторы взяли на себя обязательства по развитию в регионе социальных проектов и инфраструктуры. Также определены направления сотрудничества в сфере добычи нефти и газа.
Недостатки заключенных соглашений
Учитывая факты такой обширной деятельности руководства Краснодарского края в рамках развития региона, следует выделить ряд недостатков связанных с заключением и самой формой соглашений о сотрудничестве. В рамках анализа заключенных краем контрактов не удалось получить примеров данных соглашений ни на официальном сайте Администрации Краснодарского края, ни на сайтах его партнеров. Данный факт свидетельствует о закрытом типе информационного обеспечения и размытом характере указанного сотрудничества. Единственная форма соглашения о сотрудничестве, доступная для оценки, представлена на сайте Некоммерческой организации «Ассоциация региональных банков России» (Ассоциация «Россия») [4]. В ней можно выделить следующие недостатки:
– предмет соглашения затрагивает лишь область развития малого предпринимательства края; не обозначает четких позиций, обеспечивающих данное развитие; носит узкоспециализированный характер;
– порядок взаимодействия сторон не обуславливает и не выделяет оперативные решения по предмету соглашения; не устанавливает возможные мероприятия, способствующие развитию региона в целом; не затрагивает социальную подоплеку развития малого предпринимательства; не оговаривает экономический интерес обеих сторон; носит нечеткий, отраслевой характер.
Основным недостатком изученных соглашений о сотрудничестве является их цель, которая предполагает узконаправленное, одноотраслевое развитие региона.
Элементы авторского варианта стратегического таргетированного контракта
Учитывая сформулированные выше недостатки, предложим авторский вариант стратегического таргетированного контракта, который включает следующие элементы:
1) Предмет и цели контракта:
– предметом является сотрудничество сторон по созданию благоприятных условий комплексного развития региональной экономической системы и корпорации;
– цели состоят в следующем: обеспечение процесса взаимодействия сторон; решение экономических и социальных проблем сторон; разработка мероприятий по развитию сторон;
– в рамках реализации целей, стороны ставят перед собой следующие задачи: определение приоритетных направлений использования капитала в инвестиционной сфере; создание условий для развития институтов кредитной системы; совместное освоение новых отраслей народного хозяйства; участие в процессе инновационного обновления региона и формировании территориального портфеля технологий; создание новых рабочих мест, в том числе высокотехнологичных; развитие транспортной инфраструктуры (строительство и ремонт системы дорог); организация совместных мероприятий по совершенствованию услуг связи и коммуникаций; сотрудничество по освоению территорий региона и формирование политики по устранению территориальной диспропорции развития; создание таких социально-экономических условий, при которых минимально влияние различных рисков и угроз.
2) Обязанности сторон, заключающих контракт:
– корпорация обязуется предоставить рабочие места в определенном контрактом количестве и гарантирует предусмотренные законодательством права и обязанности работника; сотрудничать с краевыми ВУЗами на договорной основе с целью разработки программ и стажировки студентов для повышения квалификации по различным профилям подготовки специалистов; диверсифицировать инвестиции по различным направлениям развития края; сотрудничать с краевыми финансовыми учреждениями (банками) в рамках денежно-кредитных отношений; участвовать в качестве спонсора и стратегического партнера в различных краевых мероприятиях по социальному и духовному развитию общества; направить инвестиции в размере, определенном контрактом, на инновационное и материально-техническое обновление края, поддерживать и развивать научные школы краевых ВУЗов; способствовать развитию телекоммуникационного обеспечения; осваивать территориальное пространство края с помощью размещения филиалов и дочерних предприятий; осуществлять проектирование, строительство и ремонт близлежащих дорог и транспортных развязок; инвестировать в размере, определенном контрактом, федеральные и региональные целевые программы развития края;
– Администрация региона обязуется предоставить в аренду на 5 лет с последующим продлением территорию в размере, определенном контрактом, для размещения активов корпорации; предоставить налоговые льготы в соответствии с налоговым кодексом РФ; предоставить льготы по социальному и медицинскому страхованию работников корпорации в соответствии с законодательством РФ; выступать гарантом в заключении различных сделок корпорации; всячески содействовать развитию корпораций.
3) Права сторон, заключающих контракт:
– любая из сторон вправе обратиться к другой стороне за получением необходимой информации, при получении таковой становится ответственной за выполнение условий, на которых указанная информация была предоставлена;
– ни одна из сторон не обязана в соответствии с контрактом в безусловном порядке предоставлять коммерческую информацию другой стороне по ее запросу. Предоставление коммерческой информации является правом, но не обязанностью сторон;
– стороны могут оформить дополнительное соглашение о сотрудничестве, в котором более детально распределяют права и обязанности сторон по конкретной сделке;
– в соответствии с действующим законодательством обратиться в суд с ходатайством о расторжении контракта, в случае несоблюдения обязанностей предусмотренных в нем;
– стороны вправе расторгнуть договор в случае четко аргументированных причин;
– стороны могут продлить действие договора в соответствии с законодательством РФ.
4) Порядок взаимодействия сторон, заключающих контракт:
– стороны в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и на основе контракта: подготавливают и принимают программу совместных мероприятий на период действия контракта; регулярно обмениваются информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес; проводят взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию каждой из сторон; осуществляют координацию приоритетных целевых направлений двухстороннего развития; активизируют процессы инновационной модернизации в регионе; осуществляют содействие в развитии особых экономических зон в регионе и реализуют политику территориальной диспропорции; на совместных заседаниях принимают необходимые оперативные решения по снижению рисков и угроз в том или ином направлении развития региона;
– во исполнение контракта каждая из сторон возлагает на специально назначенных сотрудников обязанности по реализации контракта и координации действий;
– для проведения совместных мероприятий стороны заключают в рамках контракта договоры.
5) Конфиденциальность информации, полученной в рамках контракта:
– стороны обязуются не разглашать полученную информацию и использовать ее только в служебных целях. В случае нарушения данного пункта контракта предусматривается ответственность стороны в соответствии с уголовным кодексом РФ и расторжение контракта.
6) Период действия контракта и порядок внесения изменений:
– контракт вступает в силу с момента его подписания. Контракт составляется в двух, имеющих одинаковую юридическую силу, экземплярах, по одному для каждой стороны;
– все изменения и дополнения к контракту производятся по взаимному согласию и оформляются в виде соответствующих протоколов, которые являются неотъемлемой частью контракта с момента их подписания;
– контракт заключается на срок 5 лет и прекращает свое действие по окончанию срока. Контракт может быть расторгнут до наступления срока окончания в случае взаимного согласия сторон, либо по инициативе одной из сторон, при условии письменного уведомления другой стороны не менее, чем за один месяц до предполагаемого расторжения.
Вывод
Представленные в стратегическом таргетированном контракте положения будут способствовать укреплению взаимоотношений между корпорациями и региональной экономической системой, а также позволят обеспечить эффективность форм данного взаимодействия.
Источники:
2. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. – Режим доступа: http://www.minregion.ru/.
3. Официальный сайт Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. – Режим доступа: http://www.investkuban.ru/.
4. Официальный сайт Некоммерческой организации «Ассоциация региональных банков России». – Режим доступа: http://www.asros.ru/.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 16:39:30