Франчайзинг как метод корпоративного роста

Золотов М.И., Золотов М.М., Новиков П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье разработаны научно-методические и практические рекомендации, формирующие организационно-экономические условия для корпоративного роста во франшизных сетях. Сформулировано определение франчайзинга. Авторами выделены схемы функционирования франшизных сетей. Определены составляющие формирования взаимоотношений франчайзора и франчайзи.

Ключевые слова: франчайзинг, корпоративный рост



Стабилизация и рост российской экономики, наблюдаемые в последние 6–7 лет, влияют на развитие малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь является ключевым элементом экономики. Несмотря на то, что предпринимательская активность на данный момент достаточно высока, в рамках сложившихся экономических условий малое и среднее предпринимательство развивается крайне медленно. Это, в первую очередь, связано с отсутствием стабильных условий ведения предпринимательской деятельности, неотработанным механизмом поддержки предприятий на начальном этапе их становления.

Франчайзинг, использующий возможности крупного бизнеса с одной стороны и позволяющий сохранить независимость и предприимчивость малого бизнеса с другой стороны, является эффективным инструментом, позволяющим активно развивать предпринимательскую деятельность во многих сферах сервиса.

Одним из наименее разработанных элементов франшизного бизнеса являются взаимоотношения франчайзора со своими франчайзи, что влияет на корпоративный рост сети.

Франчайзинг как форма бизнес-сотрудничества

В рамках сложившихся экономических условий малое и среднее предпринимательство развивается в России крайне медленно. Наибольшее развитие малого и среднего предпринимательства на протяжении последних 5 лет можно наблюдать в сфере торговли и общественного питания. В других сферах ведения бизнеса наблюдается противоположенная тенденция.

Причинами медленного развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране являются следующие факторы: недостаток опыта ведения бизнеса у потенциальных предпринимателей, сложность в получении кредита на начальном этапе развития предприятия, отсутствие стабильных экономических условий, а также реальной и эффективной государственной поддержки.

Франчайзинг, используя отработанные технологии крупного бизнеса, большие финансовые ресурсы, сохраняя определенную независимость малого бизнеса, позволяет обеспечить стабильное развитие мелкого и среднего предпринимательства. Франшизные сети более устойчивы к банкротству в сравнении с отдельно взятыми малыми и средними предприятиями.

Таким образом, увеличение масштабов применения франчайзинга в организации бизнеса в России позволит стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечить стабильный и уверенный корпоративный рост, а также предоставит дополнительные рабочие места.

В странах, где применяется франчайзинг, имеются различные трактовки данного термина, отражающие особенности ведения этого вида бизнеса. Так, в США франчайзинг видится как особый тип договорных отношений между франчайзором и франчайзи. В Италии при определении франчайзинга основной упор делается на наличие соглашения между юридически и финансово независимыми предприятиями, а также на предоставление франчайзи исключительных прав на создание и сбыт продукции под торговой маркой франчайзора. В Великобритании франчайзинговые отношения трактуются как занятие определенным бизнесом при использовании специфического наименования, принадлежащего или ассоциируемого с франчайзором.

Проанализировав различные трактовки франчайзинга, авторы выделяют пять обязательных его элементов: контракт, франчайзор, франчайзи, торговый имидж и роялти.

Существующие формулировки франчайзинга позволили авторам сформулировать следующее определение: франчайзинг представляет собой форму бизнес-сотрудничества между франчайзором и франчайзи, основанную на предоставлении франчайзором проверенной и успешной бизнес-идеи, поддержки, обучения, снабжения, маркетинга, рекламы и на выплате франчайзи роялти за использование торгового имиджа, созданного франчайзором.

Схемы функционирования франшизных сетей

Исходя из международной практики и проведенного исследования можно выделить схемы функционирования франшизных сетей: классический франчайзинг, субфранчайзинг и генеральная франшиза.

В отличие от классической схемы франчайзинга, где фигурируют две стороны – франчайзор и франчайзи, в субфранчайзинге и схеме генеральной франшизы добавляется еще одна сторона – своего рода посредник.

Генеральная франшиза подразумевает форму франчайзинга с добавлением посредника, который выполняет функцию поиска и рекрутирования перспективных франчайзи, а также согласования с ними базовых параметров ведения бизнеса. Дальнейшие отношения в ведении бизнеса с франчайзи выстраивает франчайзор.

Проанализировав франшизные сети на российском рынке, авторы пришли к выводу, что самый привлекательный вид франчайзинга – субфранчайзинг, т.к. в этом случае франчайзор может в достаточно короткий срок аккумулировать большую сумму денег посредством выдачи субфраншиз. Это может быть актуально, когда требуется финансирование развития производства, разработки и внедрения новых технологий, выхода на новые сегменты рынка, увеличения оборотных средств.

При использовании схем генеральной франшизы и субфранчайзинга, франчайзору не требуется осуществлять поиск новых франчайзи, изучать специфику рынка или предоставлять поддержку в том объеме, в котором это требуется при классической схеме функционирования франчайзинга.

Таким образом, можно выделить следующие основные преимущества использования субфранчайзинга и генеральной франшизы:

– быстрое расширение сети. Франчайзинг сам по себе нацелен на то, чтобы расширить бизнес франчайзора, используя ресурсы других предпринимателей;

– поддержание единообразия во всей франшизной сети. Любой франчайзор заинтересован в том, чтобы его франшизная сеть работала в соответствии с установленными стандартами, постоянно увеличивая объемы продаж;

– адаптирование каждой индивидуальной точки к местным условиям. Как правило, субфранчайзоры и владельцы генеральной франшизы являются предпринимателями, которые уже давно работают в определенной области на определенной территории.

Договор субфранчайзинга обуславливает, что субфранчайзор отвечает не только за поиск новых франчайзи, но и за развитие определенной территории, закрепленной за ним, посредством того, что берет на себя обязательства в определенные сроки открыть указанное в контракте количество точек;

– легкость в управлении большой сетью. Чем больше становится сеть, тем труднее ею управлять. Франчайзору приходится расширять штат, чтобы поддерживать контроль на необходимом уровне.

Составляющие формирования взаимоотношений франчайзора и франчайзи

Еще одним важным аспектом существования франчайзинга является установление успешных взаимоотношений франчайзора и франчайзи как совокупность основных трех составляющих.

Особенно важным является вопрос начального этапа формирования взаимоотношений, т.к. он позволяет четко скоординировать дальнейшие действия каждой стороны, что особенно актуально для начинающих франчайзи.

На первом этапе сотрудничества обе стороны оценивают свои возможности и согласовывают базовые параметры ведения бизнеса. Результатом этого является составление и утверждение конечного договора о франшизе и маркетингового плана.

Второй составляющей успешных взаимоотношений двух сторон в франчайзинговом бизнесе является поддержание свободного потока информации между франчайзором и франчайзи. Свободный поток информации означает не только успешные взаимоотношения в сети между ее членами, но и повышение качества предоставляемой продукции и услуг, увеличение лояльности потребителей.

Третьим параметром ведения бизнеса является постоянный анализ деятельности франчайзи. В России договор коммерческой концессии заключается на три года, что и будет являться оптимальным периодом для оценки проделанной работы. По истечению договорного срока франчайзор принимает решение о продолжении или аннулировании договора.

Многие владельцы растущих и хорошо зарекомендовавших себя компаний опасаются, что развитие бизнеса посредством франчайзинга приведет к снижению качества предоставляемой продукции и это подорвет имидж их брэнда, понизит лояльность клиентов. Действительно, с развитием франшизной сети качество предоставляемых ею услуг может начать падать, но только в том случае, если франчайзор не осуществляет постоянный и своевременный контроль деятельности франчайзи. Именно разумный и своевременный контроль является одним из главных факторов, обеспечивающих успешное функционирование всей сети.

Контроль деятельности потенциального франчайзи начинается еще до того, как подписан договор о франшизе. Задача франчайзора на данном этапе заключается в оценке квалифицированности кандидата в франчайзи и выборе кандидатуры, знающей специфику намеченного рынка. Правильно выбранная кандидатура в франчайзи обеспечит в будущем эффективное сотрудничество и легкость во взаимоотношениях обеих сторон.

После того, как был выбран франчайзи, контроль со стороны франчайзора формируется уже на стадии составления договора о франшизе. В договоре прописываются стандарты и требования к деятельности франчайзи. Особое внимание франчайзору рекомендуется обратить на стандарты качества и условия использования торговой марки, т.к. это и является базой для поддержания высокого уровня качества предоставляемых сетью услуг.

Первые полгода после заключения договора о франшизе контроль деятельности франчайзи может осуществляться посредством предоставления поддержки. Иными словами, франчайзор, организуя обучающие курсы, встречи и конференции, может контролировать степень усвоения материала и применения его на практике, что становится ясным в ходе семинарских занятий и конференций.

Дальнейший контроль может осуществляться непосредственно штатом полевых сотрудников франчайзора, нанесения блиц-визитов, использования независимых специалистов, анализа регулярных отчетов франчайзи, формирования списка обязательных поставщиков и анализа оценки деятельности франчайзи деловыми партнерами.

Выводы

Проведенные авторами исследования показали, что франчайзинг в России еще не так распространен, как в других странах. Это связано, в первую очередь, с тем, что отношения между франчайзором и франчайзи должны быть построены по схеме постоянного взаимодействия, обмена информацией, помощи со стороны франчайзора. В российской же практике ведения коммерческой деятельности им пока еще не принято тесно работать друг с другом для достижения успеха. В добавок к этому можно сказать, что правовая база касательно франчайзинга не сформирована. В правовых документах даже не применяется понятие «франчайзинг». Оно заменено на термин «коммерческая концессия».


Источники:

1. Ганебных Е.В. Франчайзинг как способ развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2012. – № 19 (217). – c. 113–119. – http://www.creativeconomy.ru/articles/25239/
2. Королев М.В. Оффшорные фирмы. – М.: ЗАО Юридическая контора «Кукша», 2010. – 38 с.
3. Финансы в управлении предприятием / под ред. А.Т. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Becker, George S., and George J. Stigler, 1974, Law Enforcement, Malfeasance, and Compensation of Enforcers, Journal of Legal Studies 3:1 18. Bell Journal of Economics 12 (Autumn): 380-391.
5. Caves, R.E., Murphy, W.F., 1999. Franchising: firms, markets, and intangible assets. South. Econ. J. 42, 572-586 (April).
6. Hitt, M.A., Ireland, R.D., 1986. Relationships among corporate level distinct competencies, diversification strategy, corporate strategy, and performance. J. Manage. Stud. 23, 401-416.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:33:50