Духовный тип российского предпринимательства

Шкарина В.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Среди факторов, которые определяют специфику экономического поведения человека, наряду с географическими условиями/традициями и социальным положением, не последнее место принадлежит религии. Религиозность и благочестие предпринимателя являлись непременным условием успеха. Одним из мерил достоинства человека в предпринимательской среде служило его религиозное поведение. Этим во многом объясняется, например, забота о репутации в среде православных предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский успех, предпринимательский дух



Среди факторов, которые определяют специфику экономического пове­дения человека, наряду с географическими условиями/традициями и со­циальным положением, не последнее место принадлежит религии. Религи­озность и благочестие предпринимателя являлись непременным условием успеха. Одним из мерил достоинства человека в предпринимательской сре­де служило его религиозное поведение. Этим во многом объясняется, например, забота о репутации в среде православных предпринимателей.

Для православного человека сам по себе успех предп­ринятого дела, величина приносимой им прибыли еще не являлась доказа­тельством его богоугодности, Считалось, что «лучше быть в праведном убожестве, чем в неправедном богатстве». Известный русский предприниматель XIX века Н. Крестовников в своих воспоминаниях писал, что одним из основных принципов торговли был принцип: не понравился товар – обратно возьму и деньги отдам.

Не случайно, что именно в России, и ни в какой другой стране ми­ра, получило распространение такое явление как заключение сделок посредством честного слова, скрещенного не подписью и печатью, а крест­ным знамением. Даже при развитом рынке большинство сделок заключалось вне биржи, в так называемых «амбарах» и трактирах.

На свою деятельность предприниматели смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего ро­да миссию, возложенную Богом или судьбой. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета. Это выражалось отчасти в том, что именно в купеческой среде были необычайно развиты благотворительность и коллекционерство. Необычайно широкая, по сути беспрецедентная благотворительность русских предпринимателей воплощала в жизнь евангельскую истину «милостынею и верой очищают грехи».

Достаточно назвать суммы, которые потратили на нужды милосердия только некоторые из них: Бахрушины – 3,4 млн. рублей, Третьяковы – 3,1 млн. рублей и т.д. Благотворительные пожертвования являлись мощной базой развития здравоохранения, просвещения, культуры и были одним из регуляторов социальной стабильности в стране.

Нужно сказать, что в России не было такого «культа» богатых лю­дей, который наблюдался на Западе. Не только в революционней среде, но и среди интеллигенции, к богатым людям отно­шение не было доброжелательным. Другой характерной чертой дореволюционного предпринимательства является честная конкуренция. Многие предприниматели указывают, что знали друг друга «домашне», а не по деловым отношениям, и никогда не было обычая обмениваться справками о кредитоспособности покупателя или иными сведениями,

Не менее важным залогом социальной стабильности, чем благотворительность, был свойственный российскому предпринимательству особый тип отношений внутри предпринимательства. В этих отношениях со всей силой проявлялся православный дух соборности, стремление любого социального организма, будь то семья, предприятие или государство, к целостности, представление о взаимной пользе и необходимости друг другу.

Например, Н.А. Найденов, вспоминая о деле своего отца, писал, что служащие, начиная с главного доверенного, бухгалтеров, приказчиков и кончая рабочими, были долголетними сотрудниками. Редко кого-то уволь­няли ‑ только за очень крупные проступки. Отношение было скорее патри­архальное, Если кто-то сам уходил без особых причин, то это было для хозяина «поношением».

Еще одна особенность связана с соборным мироощущением русского человека, с верой в предпочтительность достижения любых целей через единение, неприятием эгоизма. Это имело широкое распространение в са­мых разных сферах хозяйства артельных форм организации. Артель не только давала людям определенные гарантии на случай непредвиденных обстоятельств, но и ручалась за своих членов перед клиентами, а значит должна была заботиться о поддержании определенного уровня предостав­ленных услуг. И сегодня, когда наша страна выходит на новые пути развития, хо­чется надеяться, что Россия обязательно использует свой тысячелетний духовный опыт для достижения успеха.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:58