Развитие сельского туризма: преодоление инерции торможения (анализ отечественного и зарубежного опыта)

Крутиков В.К., Федорова О.В., Гворыс В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены современные проблемы, препятствующие динамичному развитию перспективного направления туриндустрии – сельского туризма. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта внесены конструктивные предложения по формированию современной системы туризма на сельских территориях.

Ключевые слова: инновационное развитие, сельский туризм, роль властных структур в процессе, потенциал ассоциаций граждан и предпринимателей, стимулирование малого предпринимательства



Родоначальницей первой европейской системы приема и размещения туристов в сельской местности выступила Франция в 1954 г. Под гостевым домом в практике существующей системы понимается традиционный сельский дом со всеми удобствами, арендуемый на неделю или на выходные. В таких гостевых домах туристы полностью независимы. Гостевые дома во Франции позволили фермерам и иным частным лицам, зачастую не связанным с сельским хозяйством, иметь дополнительные доходы.

Развитие сельского туризма

Сегодня посетителями гостевых домов являются свыше двух миллионов постоянных клиентов. Контингент, в основном, включает семейные пары, служащих, врачей, учителей. Из числа клиентов - 80% французы, постоянно проживающие в крупных городах. Наблюдается своеобразная тенденция - в среднем каждый парижанин проводит 10 дней в году в сельской местности, тогда как жители других регионов отдыхают в сельской местности всего лишь 2-4 дня. И это закономерно, т.к. само определение сельского туризма - это географическое понятие. Слово «сельский» противопоставляется слову «городской». Во Франции, например, сельским туризмом называется отдых в муниципалитетах численностью менее 2 тыс. жителей. Эти муниципалитеты составляют 80% территории Франции.

Не каждая туристическая деятельность в сельской местности может называться «сельской». Большие парки аттракционов, такие как Диснейленд, Парк Порт Авентура, культурно-образовательный центр Этномир (Калужская область) нельзя отнести к сельскому туризму. Они рассчитаны на большое количество посетителей, которые не стремятся узнать регион и его жителей. Таким образом, определение сельского туризма приобретает свои идентификационные черты - социальную и культурную. Общение с жителями, с местной историей и с природой является основным стимулом отдыха в сельской местности. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки [1].

В мировой практике заметен прорывной характер расширения рынка сельского туризма в Польше, которая даже превосходит по ряду показателей родоначальницу системы приема. Это связано с тем, что руководство страны считает приоритетным направлением сельской экономики туризм, приносящий из всех видов непрофильной деятельности на селе наибольший доход. Сфера деятельности «туризм в сельской местности» дает около 4% общего валового продукта, поэтому государство считает необходимым выделять на ее развитие до 40% всех субсидий [2].

Формирование системы сельского туризма в России

В нашей стране формируется система сельского туризма, но существуют серьезные проблемы, связанных с отсутствием единой нормативно-правовой базы, классификации и стандартов, тормозящие процесс. Это порождает в регионах страны определенное недоверие к органам власти. И если, официальные данные свидетельствуют, что сегодня в России всего 1,5 тысячи сельских домов, принимающих туристов, то ведущие эксперты считают, что их более 4 тысяч. Индивидуальные предприниматели не хотят легализироваться, боясь непосильных обременений. События, связанные с непродуманным увеличением размера страховых взносов, говорят о том, что опасения не лишены оснований.

Между тем, ситуацию на сельских территориях страны вызывает серьезную озабоченность. За годы проведения рыночных реформ в России уровень жизни сельского населения существенно снизился. Возросло отставание от города и в общих социальных условиях жизни в сельской местности. Реализация целевых программ правительства, в которых декларировалось проведение изменений в этом направлении аграрной политики, к масштабным сдвигам не привела. За порогом бедности по денежным доходам находится более половины сельского населения. В сельской местности проживает свыше 40% всего малоимущего населения России, хотя на долю села приходится 27% общей численности населения страны. Интенсивность выбытия населения, особенно молодежи, из сельской местности остается значительной. Это определяет общую отсталость, низкую эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства, его фактическую неспособность обеспечить продовольственную безопасность страны [3].

Мировой опыт успешного решения накопившихся проблем

Для успешного решения накопившихся проблем следует учитывать мировой опыт, т.к. состояние сельских территорий - самый верный показатель развитости аграрного сектора стран – членов Европейского союза (ЕС), степени их цивилизованности.

Поучительно остановиться на историко-экономических особенностях развития Польши, которая в советские времена входила в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), но в отличие от других социалистических стран не проводила поголовную коллективизацию. Сельское население в подавляющем большинстве не являлось членами колхозов, а сохраняло хозяйственную мелкотоварную самостоятельность, которая и в настоящее время остается основой национального сельского хозяйства. В сельской местности страны проживает около 38% населения, из которого исключительно в сельском хозяйстве трудится менее 6% поляков. Долгосрочная государственная политика на сельских территориях направлена на развитие мелких хозяйств, которые рассматриваются как эффективное средство занятости населения и решения социально-экономических проблем. Базовыми элементами аграрного сектора Польши выступают микро-хозяйства, которые обрабатывают по 5-10 га земли. Средний размер земельного владения 2,9 млн крестьянских хозяйств составляет 5,9 га. В распоряжении крупных хозяйств, а их не более 9%, земельные наделы площадью свыше 100 га. Интересно отметить, что в мелких хозяйствах производят основной объем сельскохозяйственной продукции страны, ежегодный прирост которой составляет 20%. Более 10% польской сельхозпродукции реализуется на внешних рынках, главным потребителем выступает Германия.

Для сравнения, в среднем по ЕС на одно хозяйство приходится около 14 га земли, тогда как в США – 190 га, а в Австралии – 3700 га. Главное различие между фермерскими секторами ЕС и США связано с разными принципиальными подходами государства и общества к решению фермерских проблем. В странах Евросоюза считается, что общество несет моральную ответственность за обеспечение граждан работой в той местности, в которой они выросли, в соответствии с полученной ими специальностью и, в особенности, поддерживается наследственная традиция фермерского труда. В США общество не берет на себя такого морального обязательства. Каждый отдельный фермер, сталкивающийся с ухудшением экономической ситуации, сам решает свои проблемы, вплоть до продажи своего бизнеса и смены сферы занятости.

Но следует понимать, что в реальных условиях это не гарантирует от безработицы. Безработица в Польше составляет около 10%, при общеевропейском уровне – 8%. И хотя во многих регионах Европы не стремятся отдать этот вопрос «на откуп рынку», но даже при реализации единой сельскохозяйственной политики, существуют значительные отличия в разных странах. Так в Польше наличие специального аграрного образования неразрывно связано с законом о наследовании земли. Отсутствие подобного образования лишает детей права наследовать землю. Это не случайно, так как с 2004 г. траектория цен за один гектар земли резко пошла вверх. От 8 тыс. злотых в 2006 г., 12 тыс. злотых - в 2007 г., 14 тыс. злотых - в 2008 г., и динамика роста продолжается. В то же время, аграрное образование не обязательно экономическое. В результате большинство польских фермеров не ведут бухучета, тем более, что в соответствии с польским законодательством, его обязаны вести лишь те хозяйства, которые имеют годовой доход в 1,2 млн евро. Результаты успешной работы в течение года фермеры оценивают по остатку денег в кармане. Чиновники Евросоюза ставят вопрос о необходимости введении бухучета для обеспечения достоверности информации об аграрном секторе страны. Но это, как считается, вопрос будущего.

Думается, что польские фермеры прекрасно владеют бухучетом, но не в документах официальной отчетности, а в головах. Они непосредственно на себе ощущают всю тяжесть трудов, и прекрасно знают, что чего стоит. Также как и наши владельцы сельских домов, принимающих туристов, и индивидуальные предприниматели, «оглушенные» непродуманными страховыми взносами. Если хотите, это мудрость сельского труженика. Может быть, он не изучал «Риск-менеджмент», но он на собственной шкуре ощущает риски. Для него они равнозначны по последствиям: неурожай, наводнение, чума свиней, пожар, птичий грипп и чиновничья глупость, т.к. зарабатывать деньги и содержать семью за него никто не будет. Чиновники от Евросоюза с их трогательной заботой представления не имеют, в какое светлое будущее пытались завести польского фермера их предшественники – чиновники от СЭВ. Но последних благодетелей смыло волной истории, а мелкотоварный собственник и ныне здравствуют.

А одним из дополнительных способов трудиться на селе является развитие различных видов непрофильной деятельности. Сельские районы в Польше занимают свыше 93% общей территории страны, а количество ферм практически одинаковое с США. За последние двадцать лет на этих территориях и фермах сельский туризм стал полнокровной составляющей сектора туристических услуг страны. Отдых загородом можно организовать и в небольших местных отелях или частных домах, но в основной массе это размещение на фермах.

Сегодня одни польские фермеры полностью занимаются только организацией сельского туризма, другие используют этот вид туризма как источник дополнительного дохода, совмещая его с основной сельскохозяйственной деятельностью. Избрание такого приоритета, как сельский туризм вызвано тем, что в сельскохозяйственном секторе Польши работает свыше 27% населения, в то время как во Франции только 5%.

А обеспечить Польше лидерство в Центральной Европе по ряду показателей в развитии этого вида туризма позволила долгосрочная государственная политика, которая выступила рычагом преодоления многочисленных проблем юридического, экономического, организационно-кадрового, экологического и иного характера, как в интересах хозяйств, занимающихся бизнесом в сфере сельского туризма, так и в интересах туристов. И противоречий здесь нет, потому, что стимулирование предпринимателей к повышению качества, диверсификации услуг, в свою очередь повышает привлекательность объектов сельского туризма, а конечном итоге их доходность.

Властные структуры обеспечили бесплатную регистрацию гостевых домов и ферм, занятых в приеме туристов. Решили вопросы освобождения доходов, получаемых в результате ведения этого вида деятельности от подоходного налога, взимаемого с физических лиц, сохранение прежних ставок налога на недвижимость, возможность ведения не земледельческой хозяйственной деятельности в рамках социального страхования земледельцев. Взяли на себя развитие инфраструктуры дорог, связи, образовательных учреждений, объектов благоустройства и пр. Оказывают информационную поддержку.

Трудно переоценить роль общественных организаций на всех уровнях: от местных ассоциаций сельского туризма до образования Польской федерации сельского туризма «Гостевые хозяйства». Сегодня в Польше более 50 разных ассоциаций, ориентированных на сельский туризм.

Существенную роль в развитии туризма на селе выполнили различные формы обучения кадров в области организации и ведения этого вида бизнеса. Молодежь, проживающая в сельских районах, со школьной скамьи получила мотивацию своего поведения, одновременно с новой профессией – техник сельского туризма. Поддержку общественным организациям и учреждения образования, в том числе материальную, в соответствии с законодательством, оказывает Министерство туризма и спорта и сельского хозяйства. Также на уровне министерства принят разработанный «Стандарт качества услуг», который определяет минимальный порог качества предоставляемых услуг в гостевых домов и фермах, занятых в приеме туристов.

Во Франции с 2002 г. классификация гостевых домов производится Федерацией Гостевых Домов (в «Колосьях») и префектурами регионов (в «Звездах»). Количество «Колосьев» не может превышать количества «Звезд».

В Польше сильная конкуренция на рынке туристических услуг, а также исследования потребностей и ожиданий клиентов потребовали точного определения предоставляемых туристических услуг, их объема, стандарта технического оборудования и качества обслуживания.

Для чего была разработана добровольная система категоризации сельских домов, которая и внедрена в предпринимательскую практику. Управлением этой системы занимается Польская федерация сельского туризма «Гостевые хозяйства» как Национальная организация сельского туризма и это она же принимает решения об ее корректировке. Категории распределены по мере возрастания качества услуг. Установлены три категории, которые обозначаются «Солнышком». Обозначения подтверждаются соответствующим сертификатом. Сформулированы требования к усадьбам, предоставляющим услуги в сфере сельского туризма, в частности:

- наличие одного санитарного узла с проточной водой на 15 отдыхающих;

- спальная комната для гостей на 1-2 лица;

- минимальный перечень мебели;

- комнаты должны иметь электрическое освещение;

- помещение, кроме тех которые используются исключительно в летний период, должны быть оборудованы отопительными устройствами и др.

Крайне важной задачей является координация совместной деятельности сельских предпринимателей, общественных организаций и государственных структур по совершенствованию процесса формирования системы сельского туризма [4, 5].

Подходы к решению проблем

Целесообразно всем, рассуждающим о необходимости поддержки предпринимательства в России, осознать, что развитие малого бизнеса – это не цель, а совершенствование экономических отношений, характеризуемых сегодня в отличие от корпоративного бизнеса отсутствием заданных материальных, финансовых и иных связей. Как правило, малый бизнес бывает личным и семейным, что делает его участников незащищенными, не позволяет им эффективно планировать стоимостные и объемные показатели бизнеса. Таким образом, защита собственного бизнеса является важнейшей первой функцией, которая выполняется союзами и ассоциациями. Вторая функция, передаваемая союзам и ассоциациям, связана с формированием и перераспределением материальных и финансовых потоков для своих членов.

К сожалению, в нашей стране до сих пор не приняты федеральный и в развитии его региональные законы о регулировании и государственной поддержке сельского туризма. Отсутствуют стандарты и нормативы этого альтернативного вида деятельности на селе.

Безусловно, «под лежачий камень вода не течет», и предпринимателям как двигателям инноваций не следует «ждать у моря погоды» или милости от чиновников, которые недобросовестно выполняют возложенные на них функций, в отличие от положительного примера по польскому Министерству туризма, спорта и сельского хозяйства. Требуется активная социально-экономическая позиция. Приведем ряд подходов к решению проблем.

Столкнувшись, с вопросами кредитно-финансового обеспечения сельских предпринимателей и граждан, с целью их решения нами были разработаны типовые устав и положение о займах сельскохозяйственного кредитного кооператива. Созданный на их основе кооператив приступил к работе, но требовалось обеспечить ему благоприятную институциональную среду для развития. Для чего нами был разработан проект закона «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в Калужской области».

В средствах массовой информации федерального и регионального уровня, включая каналы телевидения, организована его поддержка. Кроме научных статей в ведущих журналах, в том числе зарубежных, публиковались статьи в газетах. Сами названия свидетельствуют об их содержании: «Освободить крестьян от кабалы», «Сила и немощь провинции», «Русская борода для Адама Смита», «Дух Шарикова бродит по России» и др.

Через представительный орган муниципалитета, в порядке законодательской инициативы, проект закона был направлен в Законодательное Собрание области. Для обеспечения прохождения проекта организованы выступления во всех комитетах собрания. Надо понимать, что там широко представлено лобби энергетиков, газовиков, крупного финансово-торгового бизнеса, но только не малого предпринимательства. Для каждого комитета, с учетом его направленности, готовилось отдельное выступление.

При подготовке выступлений использованы материалы, начиная с 1872 г., когда князь А.И. Васильчиков, руководитель Императорского Московского общества сельского хозяйства, обратился к Калужскому Губернскому Земскому Собранию «с покорнейшей просьбой» поддержать ссудо-сберегательные товарищества. Представлялись данные о деятельности ведущих кооперативных кредитно-финансовых системах Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Канады, США, Франции. Анализировался российский дореволюционный опыт работы Московского народного банка, в том числе на территории Калужской губернии и др.

Закон единогласно в 2003 г. был принят, выделены финансы для поддержки кооперативов и определены условия для широкого вовлечения хозяйств в экономику области. В этом же ключе осуществлялось дальнейшее взаимодействие и с федеральными структурами власти.

Совсем недавно результатом наших научных исследований стала разработка практических материалов – проекта устава и иных документов по созданию общества по защите прав потребителей. Целями общественной организации являются: содействие защите прав и законных интересов потребителей, содействие совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей.

В соответствии с действующим законодательством, уставом определены следующие направления деятельности общества:

- разработка обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов федерального и региональных уровней, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- проведение независимой экспертизы качества, безопасности товаров (работ, услуг), заявленных продавцами в информации о них;

- распространение информации о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав;

- внесение в органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям и др.

Общество с 2012 г. приступило к реальной деятельности по реализации сформулированных целей [1, 2].


Источники:

1. Крутиков В.К., Гворыс В., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В. Инновации в развитии индустрии туризма региона. – Калуга: ЗАО «Прайт-К», 2013.
2. Официальный сайт администрации Калужской области. – Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/.
4. Ушачев И.Г., Бондаренко Л.В., Торопов Д.И. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию // Доклад ВНИИЭСХ. – 2009.
5. Официальный сайт Ассоциации развития агротуризма. – Режим доступа: http://www.agritourism.ru.
6. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 6 (17). – c. 30–38. – http://www.creativeconomy.ru/articles/26919/.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 12:15:05