Основы рационального природопользования рыбоводства
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье обобщен зарубежный опыт и российская практика применения экосистемного подхода. Проведен анализ текущего состояния рыболовства и рыбоводства в России. Автором обосновано, что местность Архангельской области благоприятна и привлекательна для развития аквакультуры.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, рациональное природопользование, экологическая безопасность, отраслевая региональная экономика, экосистемный подход
Рациональное природопользование является одной из важнейших стратегических целей государственной политики России.Оно представляет собойсистему, направленную на максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при условии сохранения экологического баланса и возможностей воспроизводства природно-ресурсного потенциала. Соблюдение данных условий является важной социально-экономической задачей развития региона.
Комплексное управление природопользованием в зарубежных странах
Профессор В.В. Шабанов [5] выделил следующие составляющие экологически безопасного развития региона:
1) экологические требования – закрепленные законодательно процедурные правила организации и ведения деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и оценкой ее воздействия на окружающую среду;
2) экологические ограничения – устанавливаемая система норм, представляющих собой научно разработанные количественные характеристики свойств окружающей среды, которые обеспечивают ее благоприятное для жизнедеятельности человека состояние;
3) экологическая безопасность – возможность защиты интересов личности, общества от угроз, которые возникают в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, в том числе, в результате бедствий и катастроф.
На современном этапе вопросы экологически безопасного развития региона являются весьма актуальными, и Международное сообщество вплотную занимается ими. Гринпис сформулировал «Принципы экологической ответственности рыболовства», в которых особое внимание уделяется принципам экологической ответственности и проведению социально-экономических реформ в целях рационального природопользования.
Всемирный фонд дикой природы совместно с компанией Unilever, озабоченные снижением запасов промысловых видов рыб и ухудшающимся состоянием морских экосистем, образовали Морской Попечительский Совет, который разработал систему сертификации пользования морскими биоресурсами, а также критерии устойчивого неистощаемого рыболовства [7].
В экономике большинства стран уделяется огромное значение рациональному природопользованию. В Норвегии рыбохозяйственная деятельность имеет большое промышленное значение. В 2012 г. производство аквакультуры в Норвегии составило 1,3 млн т, достигнув рекордно высокого уровня в 31,4 млрд крон. В данной отрасли занято около 8,5 тыс. человек. Кроме того, тысячи рабочих мест созданы в области транспорта, снабжения, торговли. В результате свыше 21 тыс. человек заняты в сфере аквакультуры и взаимосвязанных видах деятельности.
Применение экосистемного подхода к комплексному управлению рыбным хозяйством является важным направлением текущей политики рационального использования природных ресурсов и экологически устойчивого развития аквакультуры. Для этих целей был организован Институт Морских исследований, который работает на базе экосистем Баренцева, Норвежского и Северного морей [6].
Для Канады, где более одного миллиона озер и самая длинная в мире береговая линия, защита среды обитания рыбы является одной из задач природоохранного законодательства. Рыба в стране является как жизненно важным источником пищи, так и коммерчески ценным видом экономической деятельности. В 2005 г. общая стоимость товарной рыбы составила 2,1 млрд долларов. Более 80 тыс. человек заняты в рыболовстве и переработке рыбы. Экономически привлекательным является такое направление деятельности, как любительское рыболовство, где участвуют 3,2 млн чел., доход от которого составляет 7,5 млрд долларов. Таким образом, здоровая среда обитания важна для самой рыбы, для здоровья человека, рекреационного использования среды. Защита среды обитания регулируется Конституцией, Законом об охране окружающей среды, Законом о рыболовстве, одними из направлений которых являются защита рыбы и ее среды обитания от определенной человеческой деятельности, предотвращение загрязнения среды.
Развитие рыбохозяйственного комплекса в России
В России на 1 января 2012 г. в области рыболовства и рыбоводства, по данным государственной статистики, работало 9 тыс. организаций, что существенно больше численности организаций по состоянию на 1 января 2004 г. – 5,3 тыс. организаций. При этом численность занятых в данной отрасли уменьшилась с 86,2 тыс. человек в 2004 г. до 70,0 тыс. человек в 2012 г. В то же время финансовые показатели деятельности предприятий имеют положительный прирост. Если в 2004 г. предприятия несли убытки в размере 7194 млн руб., то в 2012 г. их прибыль составила 12459 млн руб.
Учитывая несомненную значимость отрасли для экономики страны, в 2013 г. была утверждена государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса», которая состоит из шести подпрограмм: «Организация рыболовства», «Развитие аквакультуры», «Наука и инновации», «Охрана и контроль», «Модернизация и стимулирование», «Обеспечение создания условий для реализации государственной программы», реализация которой будет происходить в 2 этапа: первый этап – 2013–2017 гг.; второй этап – 2018–2020 гг.
Главной целью данной программы является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биоресурсов, внедрения новых технологий в процессе вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг [1].
По данным Росрыболовства, затраты на охрану и воспроизводство ценных видов рыбы на 1 января 2012 г. достигли рекордного уровня, составив 2666,1 млн руб. По сравнению с предшествующим годом темп прироста данного показателя составил 44,9%, абсолютная величина соответствовала 1839,9 млн руб. Среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов тоже имеет положительную динамику: с 10,4 кг на душу населения в 2000 г. до 16,6 кг – в 2012 г.
В результате реализации госпрограммы объем добычи водных биоресурсов к 2020 г. по оптимальному сценарию составит 6,2 млн т, объем производства продукции аквакультуры – 410 тыс. т, производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных – 5,3 млн т, среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов населением Российской Федерации увеличится до 28 кг в год, доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке – 85%, а прирост производительности труда (к уровню 2011 г.) – 70% [1].
Состояние окружающей среды Архангельской области
Экологическое состояние рекреационных ресурсов имеет одно из решающих значений в выборе места сельскохозяйственного производства. Ресурсы сельскохозяйственного производства объединяют агроклиматические ресурсы тепла и влаги, почвенно-земельные ресурсы, растительные биологические ресурсы, водные ресурсы.
В Архангельской области на состояние окружающей среды региона неблагоприятное воздействие оказывают предприятия, расположенные в промышленных зонах городов Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Котласа. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сброс сточных вод в водоемы производят предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, теплоэнергетики, автотранспорта, горнодобывающей промышленности, асфальтобетонные и цементные заводы.
Территории, охватывающие сложившиеся системы расселения, прилегающие к сети транспортных магистралей, характеризуются как умеренно загрязненные, т.к. они подвержены фоновому загрязнению слабой интенсивности вблизи городов Онега, Вельск, Няндома. Остальные территории не испытывают постоянной антропогенной нагрузки.
Регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды ведутся на стационарных постах государственной службы наблюдений ГУ «Архангельский ЦГМС-Р», ГКУ Архангельской области «Центр по охране окружающей среды» и ведомственной лабораторией филиала ОАО «Группа «Илим»» в г. Коряжме.
Управление Росприроднадзора по Архангельской области освещает свою деятельность на официальном сайте организации. Например, на сайте размещены планы проведения мероприятий в рамках государственного экологического контроля.
В регионе ведется электронный реестр природопользователей, который содержит данные для определения характера, степени и масштаба воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду по программе комплекса «Кедр-регион» [2].
Таким образом, сельская местность Архангельской области в экологическом отношении благоприятна и привлекательна для развития аквакультуры, объекты которой организовываются вдали от промышленных зон и поэтому отвечают требованиям потребителей к «экологичности».
Выводы
Построение эффективной системы рационального природопользования позволит значительно уменьшить загрязнение окружающей среды, создать новые промышленные зоны и рабочие места, повысить занятость населения прилегающих территорий, снизить заболеваемость. Основными экономическими рычагами рационального природопользования должны стать:
– выдача и продление лицензий на подобные виды деятельности на конкурсной основе;
– платное использование природных ресурсов;
– штрафы за нарушение правил рационального природопользования.
При контроле над использованием природных ресурсов необходимо проводить всестороннюю ее оценку с целью обеспечения рационального их использования.
Источники:
2. Администрация Архангельской области. – Режим доступа: http://www.dvinaland.ru.
3. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.
4. Рекус И.Г., Шорина О.С. Основы экологии и рационального природопользования: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 146 с.
5. Шабанов В.В. Введение в рациональное природопользование: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: РИО МГУП, 2007. – 189 с.
6. Норвежское Министерство Рыболовства и Береговой администрации. – Режим доступа: http://www.fisheries.no/aquaculture/Aquaculture/.
7. Committee on fisheries initiatives of nongovernmental organizations regarding sustainable resource use and environmental protection in fisheries. Rome, Italy 17–20 March 1997. – Режим доступа: http://www.fao.org/docrep/meeting/w3954e.htm.
8. Генеральный аудитор Канады, аудиторский отчет. – Режим доступа: http://www.oag-bvg.gc.ca/internet/English/parl_cesd_200905_01_e_32511.html.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:32:00