Основные предпосылки развития предпринимательства в социальной сфере Московской области

Санин И.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Санин И.И. Основные предпосылки развития предпринимательства в социальной сфере Московской области // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 9. – С. 28-34.

Аннотация:
Основными предпосылками развития предпринимательства в Московской области, в том числе и в социальной сфере, являются: возрастающий удельный вес частной собственности; изменение институциональной среды в сфере предпринимательства; растущий интерес населения к предпринимательской деятельности; развитие крупного и среднего бизнеса; наличие рекреационно-культурного потенциала; ненасыщенный рынок платных услуг; неосвоенные виды хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, Московская область, социальная сфера



Основными предпосылками развития предпринимательства в Московской области, в том числе и в социальной сфере, являются:

‑ возрастающий удельный вес частной собственности;

‑ изменение институциональной среды в сфере предпринимательства;

‑ растущий интерес населения к предпринимательской деятельности;

‑ развитие крупного и среднего бизнеса;

‑ наличие рекреационно-культурного потенциала;

‑ ненасыщенный рынок платных услуг;

‑ неосвоенные виды хозяйственной деятельности.

Анализ распределения действующих предприятий и организаций по формам собственности показал, что в социальной сфере, где преобладают малые предприятия, их доля сегодня составляет почти 9%. Объем платных услуг населению России, оказываемых частными предприятиями и организациями составляет 37,3%. Из них преобладают бытовые – 80,3% и туристско-экскурсионные – 71%, услуги правового характера составляют 98%. Наименее частное предпринимательство развито при оказание услуг в коммунальной – 7,7% и жилищной – 14,1% сферах, в пассажирских перевозках – 19,6% и санаторно-оздоровительной деятельности – 21,9% (табл. 1).

Таблица 1

Объем платных услуг населению России предприятий и организаций частной собственности в 2002 году

№ п/п

Виды платных услуг
Общий объем предприятий и организаций, руб
Предприятия и организации с частной собственностью
млн. руб.
Удельный вес в общем объеме, %

Всего
615737,2
229566,7
37,3

в том числе:



1
бытовые
87997,7
70669,3
80,3
2
пассажирские перевозки
159588,2
31259,2
19,6
3
связь
68421,8
20945,7
30,6
4
жилищные
37191,7
5258,5
14,1
5
коммунальные
86122,7
6670,5
7,7
6
культуры
9998,1
4047,8
40,5
7
туристско-экскурсионные
11285,6
8008,8
71,0
8
физкультура и спорт
2247,1
940,9
41,9
9
медицинские
27506,4
14420,5
52,4
10
санаторно-оздоровительные
23216,5
5086,8
21,9
11
ветеринарные
2016,6
981,8
48,7
12
правовые
31611,6
30981,8
98,0
13
система образования
41392,3
12144,4
29,3
14
прочие
27140,7
18150,7
66,9
Если доля государственного сектора в общем объеме платных услуг населению в целом по России и Центральному федеральному округу неизменна на протяжении ряда лет, то в Московской области этот показатель имеет устойчивую тенденцию к снижению (табл. 2).

Таблица 2

Доля государственного сектора в общем объеме платных услуг, предоставляемых населению


Регионы
Годы

РФ

Центральный федеральный округ

Москва и область

1999
2000
2001
2002

16
16
16,2
16,2

11,1
11,5
11,1
11,1

7,8
5,3
5,0
4,8

Из данных, приведенных в табл. 2 видно, что в социальной сфере Московской области преобладают предприятия с частной собственностью, число которых имеют устойчивую тенденцию к увеличению. Изменение институциональной среды в сфере предпринимательства сопровождается появлением большого количества Законов и Постановлений Правительств РФ и Московской области. Можно утверждать, что последние десять лет в России создается новая институциональная среда поддержки и развития предпринимательства в социальной сфере. Начиная с 1991 года, было принято около 150 институциональных изменений.

Возрастающий удельный вес частной собственности и осуществление изменений в законодательной сфере повлияли на отношение россиян, в том числе и жителей Подмосковья, к предпринимательству. Не секрет, что его становление происходило непросто.

Первая волна роста количества предпринимателей прошла в конце 80-х – начале 90-х гг., когда государство ослабило контроль над частной собственностью. Вторая волна ‑ в середине 90-х гг., которая была связана с массовыми увольнениями на крупных промышленных и строительных предприятиях, в армии. Многие безработные старались стать предпринимателями. Третья волна наблюдается в настоящее время. Она порождена новой политикой государства, которая направлена на поиск резервов повышения эффективности национальной экономики, совершенствование законодательства и создание системы поддержки малого бизнеса. Предпринимательская же деятельность в социальной сфере уже занимает лидирующее положение.

Развитие крупного и среднего бизнеса оказывает сильное влияние на развитие предпринимательства в социальной сфере, где трудится более 80% занятого трудоспособного населения.

К позитивным явлениям сегодня можно отнести

‑ увеличение производства товаров (что способствует развитию торговли);

‑ создание экономических условий, приводящих к увеличению доходов населения, что, в свою очередь, обеспечивает повышение спроса на товары и услуги;

‑ налаживание выпуска необходимого оборудования для развития подотраслей социальной сферы;

‑ увеличение спроса на транспортные и все другие виды услуг (банковские, консультационные, научные).

Негативное же влияние проявляется в оттоке квалифицированных рабочих и специалистов, а также инвестиций в развитие предпринимательства в социальной сфере, в сокращении научного потенциала.

Исследование одной из указанных предпосылок - рекреационных возможностей ряда районов Московской области ‑ показывают, что они велики. Прежде всего, это касается Зарайского района. По его территории протекает одна из самых экологически чистых рек - река Осетр, склоны и заболоченные леса вдоль которой охраняются. В районе расположено множество родниковых источников, свободных и чистых земель. Рекреационные возможности района огромны и они могут стать базой для развития здесь малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

Шатурский район - край озер и многочисленных чистейших родников. В районе расположено более 20 заказников, а часть территории района занимает Мещерский национальный парк. Широки возможности района для формирования сети малых и средних предприятий в сфере туризма и сельского хозяйства. Они заключаются в обладании районом хорошими, но не используемыми на сегодня землями.

Волоколамский, Озерский, Серебряно-Прудский района также обладают уникальными памятниками природы.

Предпосылками для развития туризма обладают Сергиево-Посадский, Можайский, Чеховский, Клинский районы, где располагаются архитектурные, исторические памятники, места, связанные с деятельностью замечательных людей. Кроме того, здесь уже расположено более 100 санаториев и пансионатов, 52 дома отдыха, 79 санаториев-профилакториев, 42 пансионата. Это говорит о том, что могут развиваться новые базы отдыха с гостиницами и рес­торанами, с развитием туризма. Московская область богата памятниками старины XV—XIX вв., знаменитыми усадьба­ми, музеями известных писателей, поэтов и общественных деятелей.

Московская область располагает запасами сырья, которые позволяют развиваться здесь сети малых и средних предприятий по выпуску стройматериалов, имеющих широкий и постоянный рынок сбыта. К таким районам, относятся: Ногинский, Люберецкий, Одинцовский, Пушкинский, Щелковский. Раменский, Луховицкий, Коломенский, Волоколамский, Сергиево-Посадский, Дмитровский.

Шатурский, Клинский, Дмитровский и Можайский районы имеют условия для производства стройматериалов из дерева.

Сфера платных услуг в условиях кризиса играет важную социальную роль. Она содействует выживанию населения в сложных экономических условиях, создавая новые рабочие места. Появление малых и средних предприятий в социальной сфере помогает населению в получении дополнительных доходов помимо основной работы.

Домодедовский, Истринский, Каширский, Люберецкий, Мытищинский, Одинцовский, Озёрский, Солнечногорский, Химкинский, Рузский районы из года в год демонстрируют интенсивный рост объемов оказания платных услуг (сегодня это уже более 1000 руб. на душу населения). Особо следует выделить Домодедовский и Одинцовский районы. Но есть районы, где оказание платных услуг на душу населения составляет менее 600 рублей. Это Егорьевский, Зарайский, Ленинский, Лотошинский, Можайский, Соребряно-Прудский районы. Особенно низким этот показатель является в Серебрянно-Прудском, Лотошинском и Ленинском районах. Кроме того, их темпы роста относительно других районов самые низкие. Несмотря на то, что объемы реализации платных услуг не столь высоки в районах области, в последнее время наблюдается положительная тенденция ежегодного роста значения данного показателя.

Что касается неосвоенных видов хозяйственной деятельности, то на территории Московской области, как впрочем, и во всей России, мало, а иногда и совсем отсутствуют предприятия и организации, занимающиеся решением экологических проблем.

Земельные ресурсы Московской области незначительны, а в большинстве районов, где они есть, земли загрязнены за счет внесения большого количества удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственные угодья, а также в результате захоронения или складирования отходов производства и потребления. В области сегодня действует около 200 санкционированных полигонов по сбору и хранению отходов.

Наибольшее число полигонов расположены в Воскресенском, Истринском, Дмитровским, Орехово-Зуевском, Раменском, Серпуховском, Наро-Фоминском, Солнечногорском, Талдомском, Шатурском, Щелковском районах. Особо следует отметить такие полигоны как «Икша» (Дмитровский район), «Хметьево» (Солнечногорский), «Тимохово» (Ногинский), куда поступают отходы не только с территории районов, но и из Москвы. Помимо того, на территории районов располагается более 200 несанкционированных свалок, за состоянием которых не ведется никаких наблюдений, не делается замеров уровня загрязнения воздуха, почв, водоемов.

Общая площадь полигонов отходов производства и потребления в области составляет более 700 га (площадь санкционированных полигонов). Это огромная территория, выброшенная из хозяйственного оборота Московской области. Ежегодно на полигоны направляется около 19 млн. м3 (5 млн. тонн) вредных бытовых отходов и отходов производства (6 млн. м3 составляют отходы, вывозимые предприятиями коммунального хозяйства).

Многим полигонам около 20 лет. За этот период на них скопилось порядка 380 млн. м3. отходов. Если в Москве на сегодняшний момент действуют два мусоросжигающих и один мусороперерабатывающий завод, то в Московской области заводские методы переработки и обезвреживания твердых бытовых отходов, к сожалению, не применяются (хотя и была предпринята такая попытка в Мытищинском, а также в Пушкинском и Балашихинском районах).

Таким образом, в Московской области имеются все необходимые предпосылки для развития предпринимательства в социальной сфере. Однако, она по сравнению с другими регионами России ещё не в полной мере реализует все свои потенциальные возможности. Причинами сложившейся ситуации являются: незначительный опыт и знания населения в области предпринимательства; исторически не сложившееся позитивное отношение и доверие к работе предпринимательских структур; отсутствие четко работающего механизма и инструментов управления развитием предпринимательства в социальной сфере; недоверие к новой государственной политике в области развития предпринимательства. Устранение указанных причин позволит качественно улучшить жизненные условия жителей московского региона.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:05