Оценка региональной конкурентоспособности (на примере российских регионов)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 21 (243), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гамбеева Ю.Н. Оценка региональной конкурентоспособности (на примере российских регионов) // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 21. – С. 33-43.
Аннотация:
В статье анализируются основные этапы выбора метода оценки конкурентоспособности региона с учетом российской специфики. Особое внимание уделяется целям, для реализации которых проводится оценка конкурентоспособности региона, и временному периоду, в течение которого предполагается их достижение. Предложен алгоритм выбора метода оценки конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, конкурентная среда, конкурентоспособность региона, способы оценки, оценка конкурентоспособности региона
Для современного этапа развития мировой экономики характерны два направления. С одной стороны, мы наблюдаем интенсивную глобализацию, то есть интеграционные процессы в различных сферах. С другой стороны, идет не менее интенсивная регионализация [1]. Для этого процесса характерна интеграция политических, социальных, культурных, экономических субъектов на уровне регионов, реформирование существующих в регионах институтов и формирование новых.
Регион как часть страны
Одной из наиболее ярких черт процесса регионализации является рост власти экономических субъектов и одновременное сокращение роли государств. Это облегчает образование связей между регионами, что, в свою очередь, содействует глобализации. В этой ситуации возрастает роль каждого региона. Чтобы успешно существовать и развиваться в условиях глобализации и регионализации, он должен обладать рядом качеств, позволяющих участвовать в рыночных отношениях на равных основаниях с другими аналогичными субъектами, а возможно, и в чем-то их превосходить.
При этом в само понятие «регион» разные исследователи вкладывают разный смысл. Нередко он рассматривается как часть страны – историческую провинцию или современный субъект федерации. Часто под этим термином подразумевается группа субъектов, отдельное государство или даже группа стран. П. Джеймс и Дж. Мартин говорят о регионе как об однородной территории, которая обладает специфической однородностью, являющейся основанием для того, чтобы выделить эту территорию [2]. Большинством российских исследователей принято определение региона как территории в административных границах субъекта федерации. В дальнейшем мы будем говорить о регионе именно как о субъекте федерации.
Конкурентоспособность региона будем рассматривать как качество, определяющее рейтинг данного территориального образования внутри страны в сравнении с другими регионами.
Проблемы оценки конкурентоспособности регионов
Основной проблемой оценки конкурентоспособности регионов является сложность определения показателей конкурентоспособности и точность полученных данных. Говоря об оценке конкурентоспобности регионов, необходимо представлять себе, что речь идет не о предприятии, созданном человеческими руками, изначально имеющем узкую специализацию, в рамках которой подбирается персонал и выстраивается система взаимоотношений. Региональная конкурентоспособность предполагает иные горизонты. Поэтому предлагается ввести в качестве определяющих две шкалы: временную и шкалу масштабов оценки.
На начальном этапе следует определиться, с какой целью будет производиться оценка конкурентоспособности региона. Речь идет о выборе формата начальных данных, критериев оценки и собственно методов расчета.
Показатель конкурентоспособности обычно используется для прогнозирования дальнейшего развития предприятия, региона или иного субъекта, в отношении которого производятся расчеты. Предполагается, что при расчете определяется исходное положение субъекта, для которого выстраивается стратегия поведения, приводящая его к максимально выигрышной позиции в данной области. Поэтому, прежде всего, необходимо определиться: на какой срок строится прогноз.
Временная шкала
При выборе временной шкалы предлагается отталкиваться от минимального срока президентских полномочий. В случае России этот показатель, согласно последним правкам, внесенным в Конституцию страны, составляет 6 лет.
Данное предложение объясняется высокой зависимостью всех происходящих в России процессов от политической ситуации в стране. Не секрет, что момент смены руководителя страны является переломным во многих отношениях и, в частности, в области бюджетного финансирования и действия государственных целевых программ. Поскольку источники и формат финансирования на федеральном и региональном уровне в значительной мере определяют развитие регионов, следует ориентироваться на этапы их возможного изменения. Кроме того, именно федеральные власти в настоящее время определяют выбор главы региона и политику развития территории в целом.
Соответственно, говоря о временных рамках при выборе метода оценки конкурентоспособности и сопутствующих параметров, мы предлагаем считать минимальным периодом для расчета срок, равный двум годам. При том, что срок президентских полномочий составляет 6 лет и учитывая высокую степень инерции при принятии и реализации решений федерального масштаба, можно рассчитывать, что 2 года – это минимально устойчивый период, когда можно прогнозировать любые изменения на региональном уровне, не опасаясь кардинальных перемен, способных коренным образом изменить обстановку. Таким образом, срок прогнозирования от 2 до 6 лет является краткосрочным периодом. Поскольку Конституция России ограничивает президентское правление двумя сроками, в сумме составляющими 6 лет, предлагаем определить период от 6 до 12 лет, как среднесрочный период. И, наконец, долгосрочным будем считать срок прогнозирования от 12 лет и более. В ракурсе определения подходов к оценке конкурентоспособности будем рассматривать две крайних точки: краткосрочный период и долгосрочный период, предполагая, что в среднесрочном периоде действуют законы переходного периода, позволяющие определять задействованные параметры, ориентируясь по ситуации.
Шкала масштабов оценки
Вторая шкала – по масштабам оценки – вводится нами для определения степени точности и достоверности итогового результата. При выборе метода и параметров для оценки конкурентоспособности предлагается рассматривать три основных варианта.
В первом случае оценивается конкурентоспособность региона, входящего в группу территорий, определенную заранее заданными условиями. Например, если речь идет о выборе наиболее перспективного региона для развития туристического бизнеса, промышленного производства, научного сектора и др. В этом случае регион изначально должен соответствовать определенному уровню, заданному поставленной целью.
Во втором случае речь идет об оценке конкурентоспособности региона, входящего в группу регионов, ограниченную не влияющим на конкурентоспособность показателем. Например, если речь идет о расчете показателя конкурентоспособности регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ.
Наконец, третий вариант предполагает оценку конкурентоспособности регионов в масштабах всей страны, вне зависимости от каких-либо других параметров. Практически единственным фактором, определяющим необходимость оценки конкурентоспособности, является сам факт выделения данного региона в составе страны.
В зависимости от того, на какой промежуток времени будет строиться прогноз, необходимо подбирать исходные данные (табл. 1).
Таблица 1
Зависимость выбора начальных данных для оценки конкурентоспособности региона от долгосрочности поставленных целей и масштабов оценки
|
Оценка региона с начальными условиями, влияющими на конкурентоспособность
|
Оценка региона с начальными условиями, не влияющими на конкурентоспособность
|
Оценка региона в масштабах страны
|
Краткосрочный период
|
Ключевые показатели с учетом начальных условий
|
Статистические данные за краткосрочный период
|
Статистические данные за краткосрочный период в комплексе с ключевыми показателями
|
Долгосрочный период
|
Статистические данные за долгосрочный период в комплексе с экспертными оценками
|
Статистические данные за долгосрочный период
|
Экспертные оценки
|
Следует добавить, что многие эксперты предлагают использовать для оценки конкурентоспособности различного рода сводные индексы [4, 9, 12], однако такие показатели сужают рамки, в которых производится оценка, и изначально вводят ряд искусственных ограничений, неприемлемых для расчетов региональных масштабов.
Алгоритм выбора метода оценки конкурентоспособности
На начальном этапе метода оценки конкурентоспособности следует определиться с точкой отсчета. В самом понятии «конкурентоспособность» изначально заложено предполагаемое сравнение рассматриваемого объекта с его потенциальными или уже существующими конкурентами. В попытках уравнять регионы по единой шкале высок риск опять столкнуться с ситуацией искусственно вводимых ограничений на ряд параметров, которые, тем не менее, могут сыграть важную роль в дальнейшем развитии региона. Как вариант, можно использовать ряд базовых показателей, с помощью которых определяются регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. В этом случае конкурентоспособность региона будет рассчитываться относительно заданных максимальных и минимальных показателей. Наконец, можно оставить попытки выбрать «лучшего» и «худшего» и задать некую шкалу с нулевой точкой отсчета. В этом случае наиболее зрелищны и показательны графические методы оценки конкурентоспособности, особенно если речь идет о большом количестве сравниваемых объектов.
На следующем этапе проводится выбор критериев конкурентоспособности региона. Это один из самых сложных и обширных вопросов. Каждый из экспертов в данной области предлагает свои наборы параметров, определяющих конкурентоспособность региона, и принципы, по которым их следует подбирать. Это может быть экономически ориентированная оценка конкурентоспособности региона, складывающаяся из оценок отдельных предприятий, отраслей и ресурсов региона [12], или оценка, выстроенная на конкурентных преимуществах региона перед остальными [5, 9].
В классический набор характеристик конкурентоспособности региона входят [3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14]:
- состояние реального сектора экономики;
- инвестиционная привлекательность;
- природно-ресурсный потенциал;
- инфраструктурная обеспеченность;
- инновационная деятельность;
- качество трудовых ресурсов и жизни населения.
Их список может быть значительно расширен. Однако хотелось бы рассмотреть параметры региональной конкурентоспособности с иной точки зрения.
Так, можно выделить традиционные и нетрадиционные критерии, по которым будет проводиться оценка конкурентоспособности региона. К традиционным критериям конкурентоспособности следует относить стандартные показатели, которые можно измерить и включить в расчеты для любого региона: уровень безработицы, индекс потребительских цен, ВРП на душу населения, объем промышленного производства и т.п. Нетрадиционные критерии характеризуют уникальность региона, его отличие от других территорий: наличие географических или культурных объектов мирового значения, эндемичные народные промыслы и т.п. В краткосрочном и среднесрочном периоде имеет смысл ориентироваться на традиционные критерии, тем более, что большинство из них поддается обработке методами прикладной статистики. В долгосрочном периоде следует учитывать нетрадиционные критерии, которые в зависимости от подхода могут как снизить конкурентоспособность региона, так и вывести его в лидеры.
Выбор между количественными и качественными критериями также во многом определяется прогнозным периодом. Количественные критерии, как следует из заложенного в самом термине смысла, можно измерить в численном выражении. Они представляют собой не допускающие двусмысленности показатели, измеряемые по общепринятой и известной для всех шкале (социально-экономические показатели). Качественные показатели дают информацию лишь о наличии или отсутствии того или иного фактора, а также, с некоторой степенью уточнения, сообщают о его состоянии (дефицит, преобладание и т.п.). В долгосрочном периоде количественные показатели менее актуальны, чем качественные. Кстати, аналогичным образом стоит рассматривать абсолютные и относительные показатели. В российских условиях, ориентируясь на длительный срок, лучше строить свои расчеты на относительных показателях, а не на абсолютных.
Можно также выделить нематериальные критерии конкурентоспособности, которые основываются на экспертных оценках, нереализованных пока ожиданиях и прогнозах, а также предположениях, основанных на текущем моменте.
Определяя актуальность выбранных параметров, можно выделить текущие и стратегические критерии конкурентоспособности. Текущие критерии конкуренто-способности характеризуют регион на данный момент. Практически они представляют собой временной срез состояния региона на определенном этапе. Стратегические критерии предполагают использование различных методов прогнозирования, экстраполяции, выстраивания трендов. Как и следует из смысла данных понятий, стратегические критерии предполагают развитие региона в отдаленном будущем, а на текущие лучше опираться в краткосрочном периоде. Кроме того, чем больше число анализируемых регионов-конкурентов, тем большее влияние они оказывают друг на друга, а значит тем большее значение будут иметь данные стратегического масштаба.
Наконец, можно говорить о группе параметров, характеризующих внутреннее состояние региона, и его внешний статус. К внутренним показателям следует отнести экономические, демографические, ресурсные и иные характеристики. Под внешними показателями подразумевается, в частности, взаимодействие региона с соседями, влияние пограничных территорий, политический статус региона в рамках страны и т.п.
В российских условиях сложилась пагубная традиция демонстрации достижений и замалчивания недостатков в глазах федеральных властей. В этих условиях вопрос о выборе критериев и степени их достоверности становится особенно актуальным. Соответственно, рассчитывая на краткосрочный период разработки стратегии развития региона, необходимо использовать максимально достоверные показатели. При оценке конкурентоспособности с расчетом на долгий срок следует обязательно включить в расчеты внешние характеристики региона и использовать системный подход к оценке исследуемой территории (табл. 2).
Таблица 2
Зависимость выбора параметров для оценки конкурентоспособности региона от долгосрочности поставленных целей и масштабов оценки
|
Оценка региона с начальными условиями, влияющими на конкурентоспособность
|
Оценка региона с начальными условиями, не влияющими на конкурентоспособность
|
Оценка региона в масштабах страны
|
Краткосрочный период
|
Внутренние параметры, текущие характеристики, количественные параметры, традиционные критерии
|
Внешние и внутренние параметры, текущие характеристики, качественные параметры, традиционные критерии
|
Внешние и внутренние параметры, качественные параметры, традиционные критерии
|
Долгосрочный период
|
Внешние параметры, стратегические параметры, качественные параметры, традиционные критерии
|
Внешние параметры, стратегические параметры, качественные параметры, нетрадиционные критерии
|
Внешние параметры, стратегические параметры, качественные параметры, нетрадиционные критерии
|
Таблица 3
Зависимость выбора методов оценки конкурентоспособности региона от долгосрочности поставленных целей и масштабов оценки
|
Оценка региона с начальными условиями, влияющими на конкурентоспособность
|
Оценка региона с начальными условиями, не влияющими на конкурентоспособность
|
Оценка региона в масштабах страны
|
Краткосрочный период
|
Матричные методы, SWOT, многоугольники конкурентоспособности, методы расчета индексных показателей и коэффициентов конкурентоспособности, рейтинговые методы
|
Многоугольники конкурентоспособности, методы расчета коэффициентов конкурентоспособности, рейтинговые методы
|
Многоугольники конкурентоспособности, рейтинговые методы
|
Долгосрочный период
|
Методы на основе экспертных оценок, методы прогнозирования, экстраполяции
|
Методы на основе экспертных оценок, методы прогнозирования, экстраполяции
|
Методы на основе экспертных оценок, методы прогнозирования, экстраполяции
|
1. Постановка целей.
2. Определение прогнозного периода.
3. Определение масштабов оценки.
4. Определение исходных данных и точки отсчета.
5. Определение критериев конкурентоспособности региона.
6. Выбор методов оценки конкурентоспособности региона.
7. Оценка конкурентоспособности региона.
8. Анализ полученных результатов.
9. Разработка стратегии развития данного региона.
При этом в ходе выбора метода оценки конкурентоспособности региона описанная выше зависимость от величины прогнозного периода и масштабов оценки и прогнозирования будет выглядеть в виде линейной зависимости: чем больше прогнозный период и чем больше масштаб оценки, тем менее точные требуются данные для анализа и методы оценки конкурентоспособности.
Вывод
В современных условиях недостаточно использовать ограниченный набор данных, чтобы получить достаточно достоверную картину как для краткосрочных, так и для долгосрочных прогнозов. Поэтому при анализе состояния региона необходимо использовать системный подход и анализ полученных данных в комплексе.
Наконец, критериями выбора исходных данных, показателей конкурентоспособности и методов анализа региона должны быть:
- их независимость от размеров региона и численности его населения;
- степень их автономности, независимости от других исходных данных и показателей;
- степень их устойчивости и достоверности на фоне возможных изменений внешней среды и с течением времени.
Источники:
2. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. – М.: Прогресс, 1988.
3. Брагин Н.Н. Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы оценки // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). – СПб: Реноме, 2012.
4. Брунецкене Ю., Дагилене Л., Симанавичене Ж., Дапкус М. Опыт оценки конкурентоспособности регионов // Методы социологических исследований. – 2009. – № 2.
5. Как оценить конкурентоспособность российских регионов // ИА «Альянс Медиа». 10 октября 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=833237.
6. Новоселова И.А. Интегральная оценка конкурентоспособности экономики регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал: (16) РЭУ. – 2008. – № 4.
7. Печаткин В.В. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3 (35).
8. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
9. Радченко А.М. Развитие методических подходов к оценке конкурентоспособности региона // Вестник СевКавГТУ. – 2010. – № 4 (25).
10. Сыромятников Д.А. Основные подходы к оценке конкурентоспособности предпринимательских структур Южного региона // Вестник СевКавГТУ. – № 3 (20). – 2009.
11. Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2005. – № 1.
12. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.
13. Шепелев Э.С. Алгоритм оценки конкурентоспособности регионов и целесообразность их применения при оценке экономической конкурентоспособности Тамбовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.actualresearch.ru.
14. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 4. – С. 11–16.
15. Кабирова Р.С., Мубаракзянова А.Р. Особенности формирования конкурентоспособности региона // Креативная экономика. – 2012. – № 10 (71). – c. 38–43. – http://www.creativeconomy.ru/articles/25162/
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:35:20