Оценка региональной конкурентоспособности (на примере российских регионов)

Гамбеева Ю.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (243), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гамбеева Ю.Н. Оценка региональной конкурентоспособности (на примере российских регионов) // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 21. – С. 33-43.

Аннотация:
В статье анализируются основные этапы выбора метода оценки конкурентоспособности региона с учетом российской специфики. Особое внимание уделяется целям, для реализации которых проводится оценка конкурентоспособности региона, и временному периоду, в течение которого предполагается их достижение. Предложен алгоритм выбора метода оценки конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, конкурентная среда, конкурентоспособность региона, способы оценки, оценка конкурентоспособности региона



Для современного этапа развития мировой экономики характерны два направления. С одной стороны, мы наблюдаем интенсивную глобализацию, то есть интеграционные процессы в различных сферах. С другой стороны, идет не менее интенсивная регионализация [1]. Для этого процесса характерна интеграция политических, социальных, культурных, экономических субъектов на уровне регионов, реформирование существующих в регионах институтов и формирование новых.

Регион как часть страны

Одной из наиболее ярких черт процесса регионализации является рост власти экономических субъектов и одновременное сокращение роли государств. Это облегчает образование связей между регионами, что, в свою очередь, содействует глобализации. В этой ситуации возрастает роль каждого региона. Чтобы успешно существовать и развиваться в условиях глобализации и регионализации, он должен обладать рядом качеств, позволяющих участвовать в рыночных отношениях на равных основаниях с другими аналогичными субъектами, а возможно, и в чем-то их превосходить.

При этом в само понятие «регион» разные исследователи вкладывают разный смысл. Нередко он рассматривается как часть страны – историческую провинцию или современный субъект федерации. Часто под этим термином подразумевается группа субъектов, отдельное государство или даже группа стран. П. Джеймс и Дж. Мартин говорят о регионе как об однородной территории, которая обладает специфической однородностью, являющейся основанием для того, чтобы выделить эту территорию [2]. Большинством российских исследователей принято определение региона как территории в административных границах субъекта федерации. В дальнейшем мы будем говорить о регионе именно как о субъекте федерации.

Конкурентоспособность региона будем рассматривать как качество, определяющее рейтинг данного территориального образования внутри страны в сравнении с другими регионами.

Проблемы оценки конкурентоспособности регионов

Основной проблемой оценки конкурентоспособности регионов является сложность определения показателей конкурентоспособности и точность полученных данных. Говоря об оценке конкурентоспобности регионов, необходимо представлять себе, что речь идет не о предприятии, созданном человеческими руками, изначально имеющем узкую специализацию, в рамках которой подбирается персонал и выстраивается система взаимоотношений. Региональная конкурентоспособность предполагает иные горизонты. Поэтому предлагается ввести в качестве определяющих две шкалы: временную и шкалу масштабов оценки.

На начальном этапе следует определиться, с какой целью будет производиться оценка конкурентоспособности региона. Речь идет о выборе формата начальных данных, критериев оценки и собственно методов расчета.

Показатель конкурентоспособности обычно используется для прогнозирования дальнейшего развития предприятия, региона или иного субъекта, в отношении которого производятся расчеты. Предполагается, что при расчете определяется исходное положение субъекта, для которого выстраивается стратегия поведения, приводящая его к максимально выигрышной позиции в данной области. Поэтому, прежде всего, необходимо определиться: на какой срок строится прогноз.

Временная шкала

При выборе временной шкалы предлагается отталкиваться от минимального срока президентских полномочий. В случае России этот показатель, согласно последним правкам, внесенным в Конституцию страны, составляет 6 лет.

Данное предложение объясняется высокой зависимостью всех происходящих в России процессов от политической ситуации в стране. Не секрет, что момент смены руководителя страны является переломным во многих отношениях и, в частности, в области бюджетного финансирования и действия государственных целевых программ. Поскольку источники и формат финансирования на федеральном и региональном уровне в значительной мере определяют развитие регионов, следует ориентироваться на этапы их возможного изменения. Кроме того, именно федеральные власти в настоящее время определяют выбор главы региона и политику развития территории в целом.

Соответственно, говоря о временных рамках при выборе метода оценки конкурентоспособности и сопутствующих параметров, мы предлагаем считать минимальным периодом для расчета срок, равный двум годам. При том, что срок президентских полномочий составляет 6 лет и учитывая высокую степень инерции при принятии и реализации решений федерального масштаба, можно рассчитывать, что 2 года – это минимально устойчивый период, когда можно прогнозировать любые изменения на региональном уровне, не опасаясь кардинальных перемен, способных коренным образом изменить обстановку. Таким образом, срок прогнозирования от 2 до 6 лет является краткосрочным периодом. Поскольку Конституция России ограничивает президентское правление двумя сроками, в сумме составляющими 6 лет, предлагаем определить период от 6 до 12 лет, как среднесрочный период. И, наконец, долгосрочным будем считать срок прогнозирования от 12 лет и более. В ракурсе определения подходов к оценке конкурентоспособности будем рассматривать две крайних точки: краткосрочный период и долгосрочный период, предполагая, что в среднесрочном периоде действуют законы переходного периода, позволяющие определять задействованные параметры, ориентируясь по ситуации.

Шкала масштабов оценки

Вторая шкала – по масштабам оценки – вводится нами для определения степени точности и достоверности итогового результата. При выборе метода и параметров для оценки конкурентоспособности предлагается рассматривать три основных варианта.

В первом случае оценивается конкурентоспособность региона, входящего в группу территорий, определенную заранее заданными условиями. Например, если речь идет о выборе наиболее перспективного региона для развития туристического бизнеса, промышленного производства, научного сектора и др. В этом случае регион изначально должен соответствовать определенному уровню, заданному поставленной целью.

Во втором случае речь идет об оценке конкурентоспособности региона, входящего в группу регионов, ограниченную не влияющим на конкурентоспособность показателем. Например, если речь идет о расчете показателя конкурентоспособности регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

Наконец, третий вариант предполагает оценку конкурентоспособности регионов в масштабах всей страны, вне зависимости от каких-либо других параметров. Практически единственным фактором, определяющим необходимость оценки конкурентоспособности, является сам факт выделения данного региона в составе страны.

В зависимости от того, на какой промежуток времени будет строиться прогноз, необходимо подбирать исходные данные (табл. 1).

Таблица 1

Зависимость выбора начальных данных для оценки конкурентоспособности региона от долгосрочности поставленных целей и масштабов оценки


Оценка региона с начальными условиями, влияющими на конкурентоспособность
Оценка региона с начальными условиями, не влияющими на конкурентоспособность
Оценка региона в масштабах страны
Краткосрочный период
Ключевые показатели с учетом начальных условий
Статистические данные за краткосрочный период
Статистические данные за краткосрочный период в комплексе с ключевыми показателями
Долгосрочный период
Статистические данные за долгосрочный период в комплексе с экспертными оценками
Статистические данные за долгосрочный период
Экспертные оценки
Разработка стратегий развития региона на долгосрочный период в условиях современной России неизбежно упирается в непредсказуемость законодательных перемен и политических веяний. Негибкая вертикальная система управления, сформированная в последние годы, не позволяет использовать при оценке конкурентоспособности региона точные математические методы, если речь идет о расчетах на длительный период времени. В то же время, если речь идет о краткосрочном периоде, то в силу высокой инерционности российских властей можно использовать актуальную на данный момент статистику и количественные показатели, рассчитанные на ее основе. В зависимости от ситуации на момент оценки конкурентоспособности предлагается использовать интегральные показатели, включающие в себя как количественные показатели, так и экспертные оценки и статистические данные.

Следует добавить, что многие эксперты предлагают использовать для оценки конкурентоспособности различного рода сводные индексы [4, 9, 12], однако такие показатели сужают рамки, в которых производится оценка, и изначально вводят ряд искусственных ограничений, неприемлемых для расчетов региональных масштабов.

Алгоритм выбора метода оценки конкурентоспособности

На начальном этапе метода оценки конкурентоспособности следует определиться с точкой отсчета. В самом понятии «конкурентоспособность» изначально заложено предполагаемое сравнение рассматриваемого объекта с его потенциальными или уже существующими конкурентами. В попытках уравнять регионы по единой шкале высок риск опять столкнуться с ситуацией искусственно вводимых ограничений на ряд параметров, которые, тем не менее, могут сыграть важную роль в дальнейшем развитии региона. Как вариант, можно использовать ряд базовых показателей, с помощью которых определяются регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. В этом случае конкурентоспособность региона будет рассчитываться относительно заданных максимальных и минимальных показателей. Наконец, можно оставить попытки выбрать «лучшего» и «худшего» и задать некую шкалу с нулевой точкой отсчета. В этом случае наиболее зрелищны и показательны графические методы оценки конкурентоспособности, особенно если речь идет о большом количестве сравниваемых объектов.

На следующем этапе проводится выбор критериев конкурентоспособности региона. Это один из самых сложных и обширных вопросов. Каждый из экспертов в данной области предлагает свои наборы параметров, определяющих конкурентоспособность региона, и принципы, по которым их следует подбирать. Это может быть экономически ориентированная оценка конкурентоспособности региона, складывающаяся из оценок отдельных предприятий, отраслей и ресурсов региона [12], или оценка, выстроенная на конкурентных преимуществах региона перед остальными [5, 9].

В классический набор характеристик конкурентоспособности региона входят [3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14]:

- состояние реального сектора экономики;

- инвестиционная привлекательность;

- природно-ресурсный потенциал;

- инфраструктурная обеспеченность;

- инновационная деятельность;

- качество трудовых ресурсов и жизни населения.

Их список может быть значительно расширен. Однако хотелось бы рассмотреть параметры региональной конкурентоспособности с иной точки зрения.

Так, можно выделить традиционные и нетрадиционные критерии, по которым будет проводиться оценка конкурентоспособности региона. К традиционным критериям конкурентоспособности следует относить стандартные показатели, которые можно измерить и включить в расчеты для любого региона: уровень безработицы, индекс потребительских цен, ВРП на душу населения, объем промышленного производства и т.п. Нетрадиционные критерии характеризуют уникальность региона, его отличие от других территорий: наличие географических или культурных объектов мирового значения, эндемичные народные промыслы и т.п. В краткосрочном и среднесрочном периоде имеет смысл ориентироваться на традиционные критерии, тем более, что большинство из них поддается обработке методами прикладной статистики. В долгосрочном периоде следует учитывать нетрадиционные критерии, которые в зависимости от подхода могут как снизить конкурентоспособность региона, так и вывести его в лидеры.

Выбор между количественными и качественными критериями также во многом определяется прогнозным периодом. Количественные критерии, как следует из заложенного в самом термине смысла, можно измерить в численном выражении. Они представляют собой не допускающие двусмысленности показатели, измеряемые по общепринятой и известной для всех шкале (социально-экономические показатели). Качественные показатели дают информацию лишь о наличии или отсутствии того или иного фактора, а также, с некоторой степенью уточнения, сообщают о его состоянии (дефицит, преобладание и т.п.). В долгосрочном периоде количественные показатели менее актуальны, чем качественные. Кстати, аналогичным образом стоит рассматривать абсолютные и относительные показатели. В российских условиях, ориентируясь на длительный срок, лучше строить свои расчеты на относительных показателях, а не на абсолютных.

Можно также выделить нематериальные критерии конкурентоспособности, которые основываются на экспертных оценках, нереализованных пока ожиданиях и прогнозах, а также предположениях, основанных на текущем моменте.

Определяя актуальность выбранных параметров, можно выделить текущие и стратегические критерии конкурентоспособности. Текущие критерии конкуренто-способности характеризуют регион на данный момент. Практически они представляют собой временной срез состояния региона на определенном этапе. Стратегические критерии предполагают использование различных методов прогнозирования, экстраполяции, выстраивания трендов. Как и следует из смысла данных понятий, стратегические критерии предполагают развитие региона в отдаленном будущем, а на текущие лучше опираться в краткосрочном периоде. Кроме того, чем больше число анализируемых регионов-конкурентов, тем большее влияние они оказывают друг на друга, а значит тем большее значение будут иметь данные стратегического масштаба.

Наконец, можно говорить о группе параметров, характеризующих внутреннее состояние региона, и его внешний статус. К внутренним показателям следует отнести экономические, демографические, ресурсные и иные характеристики. Под внешними показателями подразумевается, в частности, взаимодействие региона с соседями, влияние пограничных территорий, политический статус региона в рамках страны и т.п.

В российских условиях сложилась пагубная традиция демонстрации достижений и замалчивания недостатков в глазах федеральных властей. В этих условиях вопрос о выборе критериев и степени их достоверности становится особенно актуальным. Соответственно, рассчитывая на краткосрочный период разработки стратегии развития региона, необходимо использовать максимально достоверные показатели. При оценке конкурентоспособности с расчетом на долгий срок следует обязательно включить в расчеты внешние характеристики региона и использовать системный подход к оценке исследуемой территории (табл. 2).

Таблица 2

Зависимость выбора параметров для оценки конкурентоспособности региона от долгосрочности поставленных целей и масштабов оценки


Оценка региона с начальными условиями, влияющими на конкурентоспособность
Оценка региона с начальными условиями, не влияющими на конкурентоспособность
Оценка региона в масштабах страны
Краткосрочный период
Внутренние параметры, текущие характеристики, количественные параметры, традиционные критерии
Внешние и внутренние параметры, текущие характеристики, качественные параметры, традиционные критерии
Внешние и внутренние параметры, качественные параметры, традиционные критерии
Долгосрочный период
Внешние параметры, стратегические параметры, качественные параметры, традиционные критерии
Внешние параметры, стратегические параметры, качественные параметры, нетрадиционные критерии
Внешние параметры, стратегические параметры, качественные параметры, нетрадиционные критерии
Наконец представим основные группы методов оценки конкурентоспособности регионов по аналогичному принципу в таблице 3.

Таблица 3

Зависимость выбора методов оценки конкурентоспособности региона от долгосрочности поставленных целей и масштабов оценки


Оценка региона с начальными условиями, влияющими на конкурентоспособность
Оценка региона с начальными условиями, не влияющими на конкурентоспособность
Оценка региона в масштабах страны
Краткосрочный период
Матричные методы, SWOT, многоугольники конкурентоспособности, методы расчета индексных показателей и коэффициентов конкурентоспособности, рейтинговые методы
Многоугольники конкурентоспособности, методы расчета коэффициентов конкурентоспособности, рейтинговые методы
Многоугольники конкурентоспособности, рейтинговые методы
Долгосрочный период
Методы на основе экспертных оценок, методы прогнозирования, экстраполяции
Методы на основе экспертных оценок, методы прогнозирования, экстраполяции
Методы на основе экспертных оценок, методы прогнозирования, экстраполяции
Итоговый алгоритм оценки конкурентоспособности регионов можно представить в виде следующей схемы, состоящей из 9 основных этапов:

1. Постановка целей.

2. Определение прогнозного периода.

3. Определение масштабов оценки.

4. Определение исходных данных и точки отсчета.

5. Определение критериев конкурентоспособности региона.

6. Выбор методов оценки конкурентоспособности региона.

7. Оценка конкурентоспособности региона.

8. Анализ полученных результатов.

9. Разработка стратегии развития данного региона.

При этом в ходе выбора метода оценки конкурентоспособности региона описанная выше зависимость от величины прогнозного периода и масштабов оценки и прогнозирования будет выглядеть в виде линейной зависимости: чем больше прогнозный период и чем больше масштаб оценки, тем менее точные требуются данные для анализа и методы оценки конкурентоспособности.

Вывод

В современных условиях недостаточно использовать ограниченный набор данных, чтобы получить достаточно достоверную картину как для краткосрочных, так и для долгосрочных прогнозов. Поэтому при анализе состояния региона необходимо использовать системный подход и анализ полученных данных в комплексе.

Наконец, критериями выбора исходных данных, показателей конкурентоспособности и методов анализа региона должны быть:

- их независимость от размеров региона и численности его населения;

- степень их автономности, независимости от других исходных данных и показателей;

- степень их устойчивости и достоверности на фоне возможных изменений внешней среды и с течением времени.


Источники:

1. Покровская Н.Н. Глобализация и регионализация // Личность и культура. – 2004. – № 1.
2. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. – М.: Прогресс, 1988.
3. Брагин Н.Н. Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы оценки // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). – СПб: Реноме, 2012.
4. Брунецкене Ю., Дагилене Л., Симанавичене Ж., Дапкус М. Опыт оценки конкурентоспособности регионов // Методы социологических исследований. – 2009. – № 2.
5. Как оценить конкурентоспособность российских регионов // ИА «Альянс Медиа». 10 октября 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=833237.
6. Новоселова И.А. Интегральная оценка конкурентоспособности экономики регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал: (16) РЭУ. – 2008. – № 4.
7. Печаткин В.В. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3 (35).
8. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
9. Радченко А.М. Развитие методических подходов к оценке конкурентоспособности региона // Вестник СевКавГТУ. – 2010. – № 4 (25).
10. Сыромятников Д.А. Основные подходы к оценке конкурентоспособности предпринимательских структур Южного региона // Вестник СевКавГТУ. – № 3 (20). – 2009.
11. Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2005. – № 1.
12. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.
13. Шепелев Э.С. Алгоритм оценки конкурентоспособности регионов и целесообразность их применения при оценке экономической конкурентоспособности Тамбовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.actualresearch.ru.
14. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 4. – С. 11–16.
15. Кабирова Р.С., Мубаракзянова А.Р. Особенности формирования конкурентоспособности региона // Креативная экономика. – 2012. – № 10 (71). – c. 38–43. – http://www.creativeconomy.ru/articles/25162/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:01:57