Формирование механизма управления устойчивым развитием предприятия. Цели системы управления

Панова С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Панова С.А. Формирование механизма управления устойчивым развитием предприятия. Цели системы управления // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 8. – С. 78-82.

Аннотация:
Предприятие, являясь системой производственнохозяйственных и социальных отношений, как и большинство систем, имеет управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Механизм управления субъектом рассматривается как наиболее активная часть системы, обеспечивающая воздействие на управляемый объект, определяемое конкретными факторами, от состояния которых зависит результат деятельности объекта.

Ключевые слова: система управления предприятием, устойчивое развитие



Предприятие, являясь системой производственно-хозяйственных и социальных отношпений, как и большинство систем, имеет управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Механизм управления субъектом рассматривается как наиболее активная часть системы, обеспечивающая воздействие на управляемый объект, определяемое конкретными факторами, от состояния которых зависит результат деятельности объекта.

Механизм управления включает в себя цели управления, критерии управления ‑ количественный аналог целей; факторы управления — элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей. Сюда же следует включить методы воздействия на данные факторы управления; ресурсы управления — материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели [1].

При разработке механизма управления существенное значение имеют принципы формирования системы целей. Целью любой действующей системы является достижение результата от ее деятельности, который требуется достичь в заданное время. Любые производственные предприятия являются многоцелевыми системами. Их цели классифицируются:

‑ по уровням значимости (главная, основные, частные цели);

‑ по долгосрочности — долгосрочные (стратегические), среднесрочные (оперативные), текущие (тактические) цели;

‑ по уровням управления — общегосударственные, отраслевые, региональные, цели объединения, цели предприятия;

‑ по этапам деятельности — промежуточные, конечные цели.

Кроме того, класс цели может уточняться по вторичным признакам, например текущие цели на год, текущие цели на квартал и т.д. [2].

Нами предпринята попытка построения дерева целей управления устойчивым развитием предприятия.

Первостепенным является вопрос определения сути, вкладываемой в понятие системы управления устойчивым развитием предприятия. В настоящее время нет однозначного понимания ее содержания. По нашему мнению, это совокупность мероприятий, методов и средств, связанных с сознательным и целенаправленным регулированием движения денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в производство, а также иные виды деятельности предприятия для решения триединой задачи обеспечения устойчивого развития предприятия, объединяющей в себе:

‑ улучшение качества жизни персонала предприятия и населения;

‑ минимизацию воздействия производства на окружающую среду;

‑ максимизацию чистой прибыли.

Основополагающим является вопрос определения состава рассматриваемой системы. Мы исходим из того, что ее основными компонентами являются целевые функциональные подсистемы и подсистемы обеспечения управления устойчивым развитием предприятия. К целевым относятся подсистемы, связанные с управлением процессами внедрения новых технологий, реконструкцией, модернизацией существующей технологии, обновлением производственного аппарата и др. Они могут быть дифференцированы и по другим признакам, например, по управлению инновациями производственного, экологического и социального назначения. Функциональность связана с решением задач организации маркетинга технологических инноваций, мониторинга показателей устойчивости и разработки прогнозов, программ, проектов и других вопросов. Подсистемы обеспечения связаны с социально-психологической подготовкой, организацией информационного, кадрового, технического, финансового и других видов обеспечения управления устойчивым развитием предприятия.

При разработке целевых подсистем большое значение имеет правильное определение системы целей деятельности предприятия и, соответственно, целей управления устойчивым развитием предприятия. С помощью рассматриваемой совокупности целей направляется и регулируется весь процесс устойчивого развития предприятия. Система целей имеет иерархическую структуру, в соответствии с которой достижение более конкретных (частных) из них служит средством реализации общих целей. Для разработки системы целей устойчивого развития предприятия нами использована методика построения дерева целей, применяемая в современном программно-целевом управлении.

Главная цель системы управления ‑ устойчивое развитие предприятия ‑ является вершиной дерева целей, а основание образуют подцели низшего порядка:

1. Максимизация прибыли;

1.1. Увеличение доходов от реализации продукции;

1.1.1. Увеличение контролируемой доли рынка;

1.1.2. Повышение качества продукции;

1.2. Снижение себестоимости продукции;

1.2.1. Снижение постоянных издержек;

1.2.1.1. Повышение коэффициента загрузки мощностей;

1.2.1.2. Повышение производительности труда;

1.2.1.3. Оптимизация структуры и состава парка оборудования;

1.2.2. Снижение переменных издержек;

1.2.2.1. Снижение материальных затрат на производство продукции;

1.2.2.2. Снижение энергетических затрат на производство продукции;

1.2.2.3. Снижение платежей за загрязнение окружающей среды;

1.2.2.3.1. Снижение платежей за выбросы в атмосферу;

1.2.2.3.2. Снижение платежей за сбросы в водные объекты;

1.2.2.3.3. Снижение платежей за захоронение твердых отходов;

1.2.2.3.4. Снижение платежей за отчуждение земель под СЗЗ;

2. Сохранение окружающей среды;

2.1. Экологизация производственных процессов;

2.1.1. Разработка и внедрение малоотходных технологий;

2.1.2. Переработка, утилизация и повторное использование отходов;

2.1.3. Внедрение эффективных методов очистки выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;

2.1.4. Обеспечение экологической безопасности потенциально опасных производств;

2.2. Экологическая регламентация производственной деятельности;

2.2.1. Соблюдение нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу;

2.2.2. Соблюдение нормативов сбросов сточных вод в водоемы;

2.2.3. Соблюдение нормативов загрязнения почвы и недр отходами;

2.2.4. Нерасширение размеров СЗЗ;

2.3. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

2.3.1. Рациональное расходование сырья и вспомогательных материалов;

2.3.2. Сокращение расхода энергоресурсов и топлива;

2.3.3. Рациональное водопотребление, использование систем замкнутого водоснабжения и очистка сточных вод;

2.3.4. Рациональное использование земельных ресурсов, рекультивация нарушенных земель;

3. Повышение качества жизни;

3.1. Улучшение условий труда;

3.1.1. Снижение травматизма;

3.1.2. Снижение заболеваемости;

3.2. Улучшение материального обеспечения персонала;

3.2.1. Повышение квалификации персонала;

3.2.2. Повышение мотивации труда.

Для формирования функциональных подсистем большое значение имеет правильное решение вопросов, связанных с организацией мониторинга показателей, характеризующих различные стороны устойчивости предприятия и здесь целесообразно использовать разработки, содержащиеся в литературе по мониторингу. В данном случае отметим только основные виды деятельности в процессе его осуществления:

‑ регулярное наблюдение за состоянием объектов мониторинга по показателям устойчивости, представляющих интерес для субъекта управления, заказчика, понятных ему и пригодных для осуществления наблюдения с помощью предложенной нами методики;

‑ прогнозирование динамики состояния (поведения) объекта мониторинга;

‑ формулирование рекомендаций по разрешению или обходу выявленных в мониторинге проблем и отклонений с оценкой необходимых ресурсов, в том числе материально-финансовых, организационных и временных.

При формировании подсистем обеспечения управления устойчивым развитием предприятия необходимо обратить внимание также на социально-психологическую подготовку персонала в связи с разработкой и применением системы управления устойчивым развитием предприятия. Представляется очевидным, что любое крупномасштабное нововведение требует тщательной подготовки персонала, участвующего в его внедрении и использовании.


Источники:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
2. Заруцкая В.В. Стратегическое планирование и управление корпорацией. – СПб.: СПбГУЭФ, 1998.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:44