Совершенствование организационного механизма развития региональной сельскохозяйственной потребительской кооперации
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 15 (237), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рассмотрены пути формирования потребительских кооперативов. Автором представлена организационная модель сельскохозяйственного потребительского кооператива на примере районов Республики Мордовия. Предлагается модель мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе.
Ключевые слова: Республика Мордовия, сельскохозяйственная кооперация, кооперативная система, организационная модель сельскохозяйственного потребительского кооператива, мониторинг кооперации
Исследования научных трудов и процессов развития сельскохозяйственной кооперации в АПК России в настоящий период позволили выявить три пути формирования потребительских кооперативов в регионах:
1) по инициативе федеральных и региональных властей;
2) по личной инициативе товаропроизводителей;
3) по инициативе товаропроизводителей в сочетании с поддержкой властей и других организаций.
Пути формирования потребительских кооперативов
Административный путь (первый путь) формирования кооперативов происходил во многих регионах с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [8] по направлению поддержки малых форм хозяйствования, завершившийся в 2007 г. и преобразовавшийся в Госпрограмму «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» [2]. В большинстве субъектов РФ были разработаны и утверждены программы создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в которых содержались общие показатели создания кооперативов, их видов и территориального размещения, финансовых ресурсов, в том числе бюджетных, привлекаемых для этих целей. Как показал анализ развития кооперации в Республике Мордовия, формально кооперативы были созданы, но эффективно работают среди них единицы, что подтверждает вывод о невысокой эффективности принудительного создания кооперативов.
С теоретической точки зрения и согласно опыту стран с развитой кооперативной системой оптимальным является второй путь образования кооперативов, поскольку инициатива его будущих членов активизирует определение целей и задач, ответственность за результаты деятельности, повышает мотивацию участия в управлении делами кооператива и контроле. Это эволюционный путь, который требует формирования кооперативной культуры у сельских жителей и происходит постепенно в достаточно длительном периоде.
Наиболее рациональным для нашей страны является третий путь, поскольку многие кооперативные традиции в нашем сельском хозяйстве были утрачены и их восстановление требует поддержки российских сельских тружеников на начальном периоде возрождения кооперации со стороны органов государственного и муниципального управления и других организаций.
Пилотные проекты
На наш взгляд, успешное развитие кооперации требует в каждом регионе определить два – три района, где должны быть разработаны и реализованы пилотные проекты по развитию сельскохозяйственной кооперации. Обеспечить подготовку и реализацию этих проектов в максимально короткие сроки необходимо за счет федеральных средств. Для получения эффективного результата требуется для этого пригласить лучшие научные и проектные организации. Пилотные проекты должны стать научной, учебной и экспериментально – производственной базой, на основе которой можно будет вырабатывать аграрную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне, что будет способствовать увеличению производства сельскохозяйственной продукции, развитию сельских территорий, стабилизации демографического состояния села с учетом российских особенностей и дифференцированного подхода к каждому субъекту РФ и муниципальному району.
Необходимо создать многоуровневую кооперативную систему: первичные кооперативы (1 уровень), районные и межрайонные (2 уровень), региональные и межрегиональные (3 уровень), федеральные кооперативные формирования (4 уровень). Создание крупных кооперативных формирований, объединяющих производство, переработку, реализацию продукции, а также многопрофильное обслуживание, включая информационную и консультативную деятельность, обеспечивает устойчивую работу всей системы кооперации. Конкретные условия региона, характеризуемые степенью развития производства, профессионализмом и уровнем подготовленности кадров (поселенческого, районного, регионального и федерального уровней), определяют уровень, этапность и степень кооперации.
В Республике Мордовия целесообразно создать трехуровневую систему сельскохозяйственной потребительской кооперации. Второй уровень должен объединять кооперативы 1-го уровня и может создаваться как на уровне района, так и на межрайонном уровне. Последний вариант объединения необходим на тех территориях, где количество кооперативов незначительно. Оценив пространственное размещение кооперативов в республике по данным статистики за 2011 г., предлагаем сформировать 8 кооперативов 2-го уровня, причем 1 районный и 7 межрайонных (таблица 1) [7]. Основным критерием для группировки был взят норматив для организации саморегулируемых организаций (СРО) ревизионных союзов, который должен быть не менее 25 кооперативов.
Анализ Ардатовского муниципального района
Формирование модели районного кооператива в существующем состоянии сельскохозяйственной потребительской кооперации республики целесообразно в Ардатовском районе, который размещается в северо-восточной части Республики Мордовия. На севере он граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке и востоке – с Республикой Чувашия, на юго-востоке – Ульяновской областью, на юге и юго-западе – с Атяшевским муниципальным районом, на западе – с Ичалковским и Большеигнатовским муниципальными районами.
Таблица 1
Группировка муниципальных районов для создания сельскохозяйственных кооперативов 2-го уровня в Республике Мордовия
Номера и
наименование районов |
Всего
|
В том числе:
| ||||
Единиц
|
В %
к итогу |
Снабжен-ческо-сбытовые
|
Перера-батываю-щие
|
Кредит-ные
|
Прочие
| |
1 Ардатовский, всего
|
31
|
12,1
|
30
|
0
|
0
|
1
|
19 Темниковский
|
3
|
1,2
|
3
|
0
|
0
|
0
|
20 Теньгушевский
|
13
|
5,1
|
12
|
1
|
0
|
0
|
7 Ельниковский
|
15
|
5,8
|
11
|
2
|
1
|
1
|
Всего
|
31
|
12,1
|
26
|
3
|
1
|
1
|
2 Атюрьевский
|
12
|
4,7
|
11
|
0
|
1
|
0
|
8 Зубово-Полянский
|
9
|
3,5
|
9
|
0
|
0
|
0
|
21 Торбеевский
|
9
|
3,5
|
8
|
0
|
1
|
0
|
Всего
|
30
|
11,7
|
28
|
0
|
2
|
0
|
3 Атяшевский
|
16
|
6,2
|
15
|
0
|
1
|
0
|
22 Чамзинский
|
11
|
4,3
|
10
|
1
|
0
|
0
|
4 Большеберезниковский
|
6
|
2,3
|
6
|
0
|
0
|
0
|
6 Дубенский
|
8
|
3,1
|
5
|
3
|
0
|
0
|
Всего
|
41
|
15,9
|
36
|
4
|
1
|
0
|
5 Большеигнатовский
|
19
|
7,4
|
19
|
0
|
0
|
0
|
10 Ичалковский
|
12
|
4,7
|
8
|
1
|
0
|
3
|
Всего
|
31
|
12,1
|
27
|
1
|
0
|
3
|
14 Краснослободский
|
7
|
2,7
|
6
|
1
|
0
|
0
|
12 Ковылкинский
|
10
|
3,9
|
7
|
0
|
1
|
2
|
11 Кадошкинский
|
1
|
0,4
|
1
|
0
|
0
|
0
|
9 Инсарский
|
10
|
3,9
|
9
|
0
|
1
|
0
|
Всего
|
28
|
10,9
|
23
|
1
|
2
|
2
|
17 Рузаевский
|
7
|
2,7
|
5
|
2
|
0
|
0
|
18 Старошайговский
|
22
|
8,6
|
12
|
8
|
0
|
2
|
Всего
|
29
|
11,3
|
17
|
10
|
0
|
2
|
13 Кочкуровский
|
4
|
1,6
|
2
|
1
|
0
|
1
|
15 Лямбирский
|
8
|
3,1
|
7
|
0
|
1
|
0
|
23 Октябрьский ГО Саранск
|
19
|
7,4
|
8
|
7
|
2
|
2
|
16 Ромодановский
|
5
|
1,9
|
5
|
0
|
0
|
0
|
Всего
|
36
|
14,0
|
22
|
8
|
3
|
3
|
Итого
|
257
|
100,0
|
209
|
27
|
9
|
12
|
Современная территория муниципального района составляет 1193 кв. км, в числе которой 72,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 29,5 га земель лесного фонда. В районе располагаются 2 городских и 54 сельских населенных пункта. Население по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 28,6 тыс. человек, из которых около 50% - сельское население, средняя плотность 24,0 человека / кв. км (в среднем по Республике Мордовия – 31,6 человека / кв. км) [4].
Среднемесячная заработная плата работников района в 2011 г. составила 9930,2 рубля и увеличились по сравнению с 2007 г. на 87,7%, однако она ниже среднереспубликанской на 30%.
Отраслевая структура экономики района характеризуется наличием трех ведущих отраслей: сельское хозяйство, промышленность, строительство. Сельское хозяйство специализируется на зерновом и молочно-мясном производстве и по состоянию на 01.01.2011 г. представлено 3 СХПК («Путь Ленина», «Воля», «Пиксясинский»), 14 обществами с ограниченной ответственностью (ООО МАПО «Ардатов»; ООО «Герефордресурс» - Ардатов, ООО Агрофирма «Мордовзерноресурс», ООО «Зерноресурс – молоко»), ЗАО «АгроАрдатов», ОАО Совхоз «Мордовский», 15 КФХ. Все перечисленные хозяйства района частной формы собственности. Кроме того, сельскохозяйственным производством занимаются 4,6 тыс. хозяйств населения.
Развитие малого бизнеса в районе осуществляется на основе реализации Программы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства до 2011 г. и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2011 гг. по Ардатовскому муниципальному району, в рамках которой малыми формами хозяйствования привлекаются инвестиции и кредитные ресурсы. С 2009 г. в районе действует ООО «Центр-БизнесА», осуществляющий деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием [4].
Таким образом, в районе существуют условия и состав организаций и физических лиц, заинтересованных в развитии сельскохозяйственной кооперации, при условии активного обучения и пропаганды ее возможностей и преимуществ. Организационная модель районного сельскохозяйственного потребительского кооператива Ардатовского района Республики Мордовия отражена на рисунке 1.В организационной модели районного сельскохозяйственного потребительского кооператива Ардатовского района особую роль должен играть районный информационно-консультационный центр.
Рис. 1. Организационная модель СПК 2 уровня Ардатовского района Республики Мордовия:
- - - - необходимо создать
Модель создания межрайонного сельскохозяйственного потребительского кооператива 2-го уровня,
В качестве межрайонного сельскохозяйственного потребительского кооператива 2-го уровня рассмотрим модель создания на примере Большеигнатовского и Ичалковского районов, в которых в сумме также создан 31 кооператив.
Большеигнатовский район находится в северо-восточной части Республики Мордовия и занимает 834,25 кв. км. В районе 13 сельских администраций, объединяющих 37 населенных пунктов. Численность населения на 01.01.2011 г. составляет 8228 человек, причем все население сельское. Среднемесячная заработная плата работников района в 2011 г. составили 9200,1 рубля и увеличились по сравнению с 2007 г. на 96,2%, однако она ниже среднереспубликанской на 34,2% [5].
Район сельскохозяйственного направления. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 51738 га, из них пашни 33371 га, сенокосов – 290 га, пастбищ – 8667 га, залежь – 1235 га. Сельское хозяйство представлено предприятиями разных форм собственности: сельскохозяйственные кооперативы (4 ед.), общества с ограниченной ответственностью (5 ед.), в т.ч. Большеигнатовский филиал ООО « Агрофирма «Мордовзерноресурс», ООО «Герефордресурс», ООО «Игнатово, ООО «8-ое Марта», ООО Староселищенское», товарищество на вере (1 ед.), крестьянские (фермерские) хозяйства (19 ед.), личные подсобные хозяйства. Сельскохозяйственные организации района произвели в 2011 г. 31,6 тыс. тонн зерна, 300 тонн мяса скота и птицы на убой и 4,6 тыс. тонн молока, причем урожайность зерновых на 11%, а надой от 1 коровы на 43% ниже среднереспубликанских.
Ичалковский район расположен в северо-восточной части республики, граничит с Нижегородской областью, площадь территории – 1266 кв. км, одну треть которой занимает лесной массив. Всего населенных пунктов 62, в них проживает 20,2 тыс. человек, из них трудоспособного населения 47%, занятого в экономике – 38% от всей численности. Среднемесячная заработная плата работников района в 2011 г. составили 11351,4 рубля и увеличились по сравнению с 2007 г. на 88,8%, однако она ниже среднереспубликанской на 18,8%.
Ичалковский район является аграрным. Агропромышленный комплекс представлен двумя основными сферами: сельскохозяйственным производством; предприятиями и организациями, занимающимися заготовкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции. В районе функционируют 4 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, в их числе ГУП РМ Мясокомбинат «Оброченский», ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», спиртзавод «Кемлянский» филиал ОАО Мордовспирт, хлебопекарное предприятие ООО «Пищевик». В отраслевой структуре пищевой и перерабатывающей промышленности мясная промышленность составляет 12,8%, молочная – 79,2%, хлебопекарная – 8%.
Основные характеристики сельского хозяйства в 2011 г.: площадь сельхозугодий – 74,9 тыс. га, в том числе пашня – 53,5 тыс. га; обрабатываемая пашня – более 84%; валовой сбор зерна – 59,9 тыс. тонн, урожайность зерновых и зернобобовых культур – 30,2 ц / га (на 18% больше среднереспубликанского уровня; произведено 5,2 тыс. тонн мяса скота на убой (говядины – 17,2%, свинины – 82,8%) и 17,1 тыс. тонн молока [6].
Аграрная система образования и науки района представлена ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж», где готовят специалистов по 5 специальностям: агрономов, зоотехников, веттехников, механиков, бухгалтеров. Как видно по всей совокупности показателей в рамках 2 районов может быть создан межрайонный сельскохозяйственный потребительский кооператив 2-го уровня (рис. 2) с местом дислокации в с. Ичалки или с. Кемля. Основным аргументом в пользу этих населенных пунктов является наличие в районе Кемлянского аграрного колледжа, который может служить базой для создания информационно-консультационного центра.
Однако следует отметить низкую активность Ичалковского сельского населения по созданию кооперативов: их в расчете на 1 тысячу жителей всего 0,6, в то время как в Большеигнатовском районе – 2,4.
Рис. 2. Организационная модель межрайонного СПК 2 уровня в Республике Мордовия:
- - - - необходимо создать
Организация мониторингаразвития сельскохозяйственной кооперации
Как известно, большинство кооперативов сталкиваются с целым комплексом проблем, основная из которых, в большинстве регионов России, – недостаточное внимание органов управления на региональном и муниципальном уровне развитию кооперации, что объясняется и недостаточной информацией происходящих процессов кооперации. В настоящее время работающие кооперативы представляют в статистические органы небольшой круг данных о своей деятельности – не более 10 показателей.
В Администрациях муниципальных районов сельскохозяйственные управления или службы практически не имеют полномочий и кадров для активной помощи кооператорам, что приводит к тому, что сельские жители, не имеющие знаний и опыта кооперации, так и остаются разобщенными в условиях жесткой рыночной конкуренции и отсутствии необходимой инфраструктуры. Восполнить недостаток информации возможно на основе организации в каждом районе и субъекте РФ мониторинга развития сельскохозяйственной кооперации.
Ведущим принципом организации мониторинга является целенаправленность, который предполагает ориентацию на решение конкретных управленческих задач. Реализация этого принципа позволит не заниматься сбором и обработкой избыточной информации, создаст предпосылки для создания экономически эффективной системы. Системный подход к организации мониторинга предполагает рассмотрение кооперации как подсистемы более крупной системы и предусматривает исследование связей с другими территориальными звеньями. Системный подход предполагает также принцип комплексности, его обеспечение требует соблюдения ряда требований. Среди них:
– непрерывность наблюдения за объектами,
– четкая периодичность сбора информации о происходящих процессах,
– сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,
– развитие системы мониторинга сельскохозяйственной кооперации в республике и ее муниципальных районах на основе совершенствования используемых методических инструментов и методов, а также технического оснащения;
– расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.
Правовое поле для организации системы мониторинга сформировано Законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации», согласно которому, мониторинг осуществляется на базе создания единого информационного пространства посредством интеграции информационных ресурсов [3]. Законом определены общие задачи мониторинга, к числу основных из них можно отнести:
– непрерывное наблюдение за состоянием экономической, социальной и финансовой сфер в регионах и получение оперативной информации о ней;
– текущий анализ на основе пространственно-временной координации информационных потоков о состоянии объектов мониторинга, формируемых различными органами исполнительной власти и другими организациями всех форм собственности, участвующими в мониторинге;
– своевременное выявление изменений, происходящих в аграрной сфере региона, и причин, вызвавших их;
– выявление негативных тенденций, угрожающих территориальному или отраслевому развитию;
– осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в аграрной сфере, с оценкой малых форм хозяйствования;
– оценка полноты реализации законов и других нормативных правовых актов по отношению к малым формам хозяйствования и их кооперации;
– оценка эффективности методов, организационных структур и процессов управления сельскохозяйственной кооперацией применительно к государственным органам власти и управления, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности;
– выработка предложений по комплексу мероприятий, направленных на устранение негативных тенденций и явлений, а также по участию органов власти всех уровней в оказании всемерной помощи развитию кооперации.
Основные цели мониторинга процессов и результатов кооперации:
– формирование ключевых индикаторов о состоянии развития малых форм хозяйствования и кооперации;
– диагностика негативных процессов; связанных с неблагополучием в отдельных сегментах аграрной экономики;
– выработка сценариев развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и включения в нее большинства крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения;
– долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития кооперации субъектов РФ и отдельных районов;
– совершенствование системы управления процессами кооперации.
Задачи мониторинга процессов кооперации:
– получение достоверной и объективной информации о протекании на территории процессов развития сельскохозяйственной кооперации;
– интерпретация полученной информации, выявление позитивных и негативных тенденций кооперирования, проблем и причин, вызвавших тот или иной характер протекания процессов кооперации;
– обеспечение информацией, полученной при осуществлении мониторинга, заинтересованных органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан в установленном порядке;
– разработка рекомендаций преодоления негативных и поддержания позитивных тенденций и доведение их до соответствующих органов власти.
На рисунке 3 отражена модель мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе.
Рис. 3.Модель системы мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе
Модель мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе включает четыре блока элементов:
Первый блок представляет источники информации развития кооперации, включает данные внешней и внутренней среды. Определяются основные объекты, предоставляющие информацию о состоянии сельскохозяйственных потребительских кооперативов и внешней среды кооперативной системы.
Второй блок – центральный, представляющий систему поддержки (или координации) сельскохозяйственной кооперации, которая может быть представлена кооперативами 2 и 3-го уровней или специализированными центрами, в рамках системы формируется структура сбора и анализа источников информации по направлениям мониторинга, которые составляют следующий блок модели.
В третий блок модели включены основные 20 направлений аналитической деятельности, которые служат основанием группировки данных мониторинга.
Четвертый блок представляет собой систему принятия решений системой управления или поддержки сельскохозяйственной кооперации и приводит в целостную систему, полученную в процессе мониторинга информацию, взятую из внешних и внутренних источников местного самоуправления. Обработка информации предполагает выявление проблем, формирование требований к системе развития кооперации, которая детализирует или, наоборот, укрупняет данные.
Вывод
Решение проблем внедрения мониторинга в деятельность по развитию кооперации и в целом сельских территорий невозможно без специальной подготовки руководителей и специалистов в администрациях муниципальных образований, широкой разъяснительной работы сельского населения и всех сельских товаропроизводителей по основам и преимуществам кооперации. Для реализации целей и задач мониторинга в местном самоуправлении необходимо в администрациях создание информационно-аналитических отделов, в функции которого входит сбор, обобщение и анализ всей информации, необходимой для нужд социально-экономического развития управления муниципальным образованием. Кроме того, в соответствии с программами развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в субъектах РФ необходимо создание активно действующих информационно-консультационных центров.
Источники:
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/145.html.
3. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ
(ред. от 10.01.2003 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/6134.
4. Официальный сайт Ардатовского муниципального района: http://ardatov.e-mordovia.ru/.
5. Официальный сайт Большеигнатовского района: http://bignatovo.e-mordovia.ru/.
6. Официальный сайт Ичалковского муниципального района: http://ichalki.e-mordovia.ru/.
7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/.
8. Развитие АПК: Приоритетный национальный проект. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rost.ru/projects/agriculture/agriculture_main.html.
9. Черникова С.А. Состояние и перспективы развития управленческого учета на предприятиях агропромышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2011. — № 2 Вып. 1 (177). — c. 59-64. — http://www.creativeconomy.ru/articles/11349/.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 04:47:57