Кластерное взаимодействие предприятий как механизм повышения конкурентоспособности региона (на примере Нижегородской области)
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Предложен механизм формирования кластера в Нижегородской области, деятельность которого основана на комплексном использовании древесных отходов. Кластерный подход позволит обеспечить рост товарной продукции, способствовать росту объемов малоэтажного домостроения, а также усилению конкурентных позиций отраслевого производства и территории его базирования.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, кластер, этапы и механизм формирования кластера, древесные отходы
Важнейшей тенденцией развития современной экономики, обусловленной ее глобализацией, информатизацией и постиндустриальным инновационным развитием, является кластеризация. Именно кластерный подход является одним из условий повышения конкурентоспособности предприятий региона и страны в целом [1, 2]. Так, во многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-сообществ. В качестве примеров можно назвать Швейцарию, Великобританию, Германию, Финляндию, Францию — именно в этих странах проводится целенаправленная кластерная политика и они являются лидерами рейтингов конкурентоспособности.
Нижегородские кластеры…
В настоящее время в Российской Федерации происходит осознание значимости кластеризации экономики и принятие конкретных шагов в практическом внедрении кластерной политики [3]. Так, например, только в Приволжском Федеральном округе на сегодняшний день насчитывается около шестидесяти кластеров, четыре из которых расположены в Нижегородской области, — это кластер автомобилестроения и автокомпонентов, кластер переработки ПВХ, Федеральный технопарк в сфере информационных технологий и Саровский инновационный кластер [5].
Кроме уже функционирующих кластеров в Нижегородской области, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в качестве одного из перспективных - создание в регионе кластера «Экодрев». Деятельность данного кластера будет основана на комплексном использовании древесных отходов, закупаемых на предприятиях, где их не эффективно используют.
Начавшийся подъем в лесопромышленном комплексе (ЛПК) Нижегородской области и накопление огромных запасов вторичного сырья (около 600 тыс. м3 отходов деревообрабатывающих предприятий образуются ежегодно) делает актуальной проблему их комплексного использования [4, 6].
В этой связи крайне важно осуществить модернизацию производства, организовать глубокую переработку вторичного и низкокачественного сырья с получением дорогой продукции. [7]. Именно поэтому в современных экономических условиях создание в регионе кластера «Экодрев» является актуальным.
Формирование кластера «Экодрев» целесообразно осуществляется в следующей последовательности (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования кластера «Экодрев»
Рассмотрим данные этапы формирования кластера более подробно.
Подготовка к созданию кластера
На первом этапе выявляются предпосылки создания кластера, его цель и задачи.
Стратегической целью создания кластера «Экодрев» является формирование высокотехнологичного комплекса территориально локализованных взаимосвязанных компаний по производству строительных материалов, нацеленных на повышение рентабельности предприятий ЛПК путем комплексной переработки древесины, а также обеспечение роста малоэтажного жилищного строительства в регионе.
Надо отметить, что в настоящее время малоэтажное домостроение успешно развивается: на конец 2011 года доля малоэтажного строительства составила более 50% в общем объеме ввода жилья в РФ (для сравнения 20 лет назад - 6%). Кроме того, одной из приоритетных задач к концу 2020 г. является увеличение объемов малоэтажного строительства в регионах до 65–70% .
В Нижегородской области в 2011 году доля малоэтажного строительства составила 65% от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья, а в 2012 году объем объектов индивидуального жилищного строительства вырос в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом. Такому успешному развитию малоэтажного строительства в регионе способствуют действующие областные программы: ипотечного жилищного кредитования, социальной поддержки молодых специалистов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, постановление о выделении многодетным семьям земель под строительство жилья, а также реализации областной целевой программы «Стимулирование малоэтажного строительства в Нижегородской области в 2011-2013».
Предпосылками создания кластера «Экодрев» в Нижегородской области являются:
- значительный инвестиционный, природный и кадровый потенциал;
- развитое обрабатывающее производство;
- выгодное географическое положение;
- развитая транспортная система;
- развитый научно-образовательный комплекс;
- наличие наукоемких технологий производства;
- наличие современной бизнес и производственной инфраструктуры;
- потенциал для развития малого предпринимательства;
- наличие некоммерческих организаций (см. рисунок 1), которые предоставляют компаниям возможность обмениваться опытом;
- эффективное внешне-экономическое сотрудничество, значительный объем внешнеторгового оборота;
- наличие государственных механизмов реализации кластерного подхода в регионе (нормативно-правовая база, Программы регионального развития, областная целевая программа «Стимулирование малоэтажного строительства в Нижегородской области в 2011-2013» и т.д.).
Задачи создания кластера «Экодрев» можно рассматривать с позиций двухуровневой системы:
На территориальном уровне решаются следующие задачи:
1) повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Нижегородской области;
2) получение синергетического эффекта за счет взаимодействия бизнеса, органов власти и науки в рамках кластера на основе принципов государственно-частного партнерства, передачи знаний и технологий, повышения уровня образования и квалификации трудовых ресурсов Нижегородской области, формирование в регионе новых знаний и навыков;
3) развитие новых коммуникационных каналов, навыков и умения;
4) повышение бюджетной обеспеченности территорий базирования предприятий кластера ;
5) повышение эффективности топливно- энергетического комплекса региона и получение существенного экологического эффекта в местах потребления “чистой” энергии;
6) решение жилищной проблемы в регионе.
На уровне предприятий- участников кластера решаются такие задачи как:
1) увеличение рентабельности производства;
2) улучшение кадрового обеспечения предприятий;
3) появление инфраструктуры для исследований и разработок;
4) снижение издержек;
5) создание возможностей для более успешного выхода на внешние рынки, например, с такой продукцией предприятий кластера как топливные брикеты-пеллеты. По оценкам западных аналитиков развитие рынка производства и потребления топливных гранул в Европе в ближайшие годы будет происходить в условиях постоянно увеличивающегося дефицита из-за постепенного сворачивания производства гранул в Европе, сокращения поставок круглого леса из России в связи с ростом экспортных пошлин.
Реализация проекта создания кластера.
На втором этапе принимается решение о полномасштабной работе над проектом, формируется структура кластера, разрабатывается механизм взаимодействия участников кластера, определяется эффективность кластера, формируются инструменты реализации кластерной инициативы.
Образуемый кластер «Экодрев» является территориально-промышленным кластером, который представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных между собой компаний и организаций таких отраслей как строительство, деревообработка и тепло-энергетического комплекса.
Основные предприятия предполагаемого кластера географически расположены в Выксунском районе Нижегородской области, что связано с наличием развитой сети автомобильных и железных дорог, лесных угодий пригодных для создания лесопромышленного производства по изготовлению домов по федеральной программе малоэтажного строительства.
Конкурентоспособность продукции предлагаемого кластера достигается за счет:
- низких затрат на сырье, что достигается путем комплексной безотходной переработки всей древесины, включая низкосортной и некондиционной, отходов лесозаготовки и деревообработки;
- низких затрат на тепловую и электрическую энергию (использование собственных автоматических тепло- электрогенераторов, которые работают на отходах деревообработки и лесозаготовки);
- снижение издержек путем оптимизации объемов и автоматизации производства.
На втором этапе формирования кластера также формируются инструменты реализации кластерной инициативы со стороны органов государственной власти, которые включают в себя:
- совершенствование нормативно-правовой базы и инвестиционного законодательства;
- содействие развитию транспортно - логистической инфраструктуры;
- обеспечение поддержки при реализации инвестиционных проектов региона.
Финансирование создания кластера может осуществляться на основе инвестиций участников кластера и бюджетных средств. На основе государственно-частного партнерства или с минимальным участием бюджетных средств может осуществляться финансирование инфраструктуры и отдельных проектов.
В случае формирования кластера «Экодрев» одним из возможных вариантов финансирования может быть интеграция инвестиционных ресурсов участников кластера и государственного софинансирования местного и областного бюджетов, средств Инвеcтиционного фонда РФ и Банка развития.
Контроль за деятельность кластера
На третьем этапе формируется механизм управления кластером, разрабатываются и контролируются планы мероприятий по реализации кластерной инициативы.
Механизм управления кластером основан на создании координационного совета кластера. Он будет координировать работу стратегического, инвестиционного и технического партнерства кластера. Последние, в свою очередь, должны осуществлять мониторинг работы управляющей, инвестиционной, логистической, сервисной и девелоперской компаний кластера.
Так, например, поиск стратегических партнерств кластера «Экодрев» будет проходить следующим образом: изучение местного рынка отходов деревообработки и лесозаготовки, оценка возможностей нижегородских компаний по организации переработки неликвидной древесины и древесных отходов, поиск потенциальных участников кластера и определение номенклатуры продукции, разработка программ и проектов кластера.
В состав координационного совета управления кластером войдут представители промышленных предприятий, научно-образовательных и инновационных предприятий, местных органов власти.
Основной функцией совета является стратегическое планирование и внесение корректив в зависимости от результатов работы и степени адаптации кластера к экономическим условиям. Кроме того, координационный совет формирует партнерства, которые планируют, организуют и контролируют работу кластера.
Вывод
В настоящее время кластерное взаимодействие предприятий становится одним из приоритетных механизмов повышения конкурентоспособности регионов России. Получаемый синергетический эффект от создания кластера «Экодрев» будет способствовать повышению эффективности предприятий ЛПК, росту объемов малоэтажного домостроения, а также во взаимном усилении конкурентных позиций как отраслевого производства, так и территории его базирования.
Источники:
2. Ермакова Ж.А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22 (220). – С. 167–173. – http://www.creativeconomy.ru/articles/26067.
3. Ефимычев Ю.И, Трофимов О.В., Трофимова Т.В. Проблемы формирования и реализации стратегий инновационного развития промышленных предприятий, Вектор науки ТГУ Выпуск № 2. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – С. 250–263. –http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media66811/066-Efmychev.pdf.
4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
5. Морозова Г.А., Трофимова Т.В. Экономическая оценка рационального использования вторичных ресурсов Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2). – С. 214–218. – http://elibrary.ru/item.asp?id=18242237.
6. Сводная база данных по кластерам России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081707.
7. Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/12.
8. Трофимова Т.В. Иерархия проблем предприятий лесопромышленного комплекса региона (на примере Нижегородской области) // Российское предпринимательство. – 2011. – № 7. Вып. 1 (187). – С. 156–161. – http://www.creativeconomy.ru/articles/13048.
Страница обновлена: 31.10.2024 в 11:17:25