Анализ развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (233), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Манашеров Т.О. Анализ развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 11. – С. 115-121.
Аннотация:
В статье анализируется опыт создания и развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе на примере группы компаний «Юнидент». Показан синергетический эффект от создания холдинга.
Ключевые слова: стоматологический бизнес, производственно-торговый холдинг
Группа компаний «Юнидент» основана в 1994 г. Первоначально была создана компания, осуществлявшая импорт стоматологического оборудования и материалов на российский рынок.
В настоящее время группа «Юнидент» является одним из крупнейших в России поставщиков высококачественного медицинского (преимущественно – стоматологического) оборудования и стоматологических материалов и сотрудничает с более чем 200 ведущими мировыми производителями товаров в области медицины. Группа имеет дистрибьюторскую сеть по всей России, включающую более 150 компаний во всех федеральных округах [1, 2].
Поставляемая «Юнидент» продукция позволяет удовлетворять потребности населения в стоматологических услугах с использованием новых мировых технологий и с более высоким качеством.
Основные направления развития бизнеса группы компаний «Юнидент»
Рынок стоматологических услуг является конечным элементом в цепочке от производителя стоматологического оборудования и материалов, поставщиков продукции для стоматологии и до непосредственных производителей стоматологических услуг – клиник и сетей клиник. На каждом этапе от производителя и поставщика оборудования и материалов до производства стоматологических услуг создается добавленная стоимость. Для обеспечения большей устойчивости бизнеса целесообразно участвовать в производстве добавленной стоимости во всех или в нескольких элементах технологической цепочки, обеспечивающей в конечном итоге производство стоматологических услуг. Иначе говоря, необходимо присутствовать на всех рынках факторов производства стоматологических услуг, а также на связанных с ними рынках – рынке по обслуживанию оборудования, а также на рынке средств по уходу за полостью рта. В этом состояла идея развития холдинга «Юнидент» (см. рис. 1).
Поставка в Россию нового импортного стоматологического оборудования имела своим следствием внедрение в стоматологической практике новых медицинских технологий. В связи с этим возникла необходимость повышения квалификации стоматологов и обучения их работе с новым оборудованием и материалами. Это направление бизнеса привело к созданию компании «Стоматологическая инициатива», а также образовательного стоматологического центра на Арбате. Основным направлением их деятельности являются образовательно-информационные программы среди врачей различных специальностей.
Массовая поставка нового стоматологического оборудования потребовала создания подразделения по его техническому обслуживанию – ООО «Юнидент Сервис». Инженеры компании занимаются установкой оборудования, осуществляют его сервисное обслуживание, а также обучают персонал дилеров компании Юнидент. Комплексное обслуживание компаний-покупателей оборудования, включающее обучение персонала работе с оборудованием и его сопровождение в процессе эксплуатации позволило расширить круг покупателей и, в конечном итоге, объем продаж.
Работа со стоматологами по всей России показала, что в стране не производятся высококачественные средства ухода за полостью рта, которые являются важным средством профилактики стоматологических заболеваний. Практически все высококачественные средства ухода за полостью рта из премиум сегмента до начала 2000-х годов импортировались в Россию. В связи с этим было принято решение о создании торгово-промышленной группы компаний «Диарси», которая была основана в 2002 г. Эта группа в настоящее время превратилась в ведущего разработчика, поставщика и производителя высококачественных средств по уходу за полостью рта в России и СНГ. Создание группы «Диарси» позволило диверсифицировать бизнес холдинга «Юнидент» и повысить уровень устойчивости его развития.
В 2013 г. в г. Ступино (Московская область) введен в действие собственный новый завод по производству средств по уходу за полостью рта – ООО «Еврокосмед-Ступино». Производство перенесено с арендуемых площадей в г. Домодедово на свои производственные площади на новом предприятии. Это позволит значительно нарастить объемы производства и продаж средств по уходу за полостью рта, опираясь на собственные производственные мощности, сократить затраты на аренду помещений.
Группа «Диарси» относится к компаниям инновационного типа. Она имеет свою собственную научную лабораторию, разрабатывающую новые рецептуры средств по уходу за полостью рта – зубных паст, ополаскивателей и т.д. Лаборатория тесно сотрудничает с научными учреждениями Академии наук РФ, Академии медицинских наук РФ, университетами.
Группой «Диарси» разработано более сорока рецептур средств гигиены полости рта под торговыми марками «РОКС», «Смокасепт» и «Стрела», многие из которых запатентованы в РФ и в других странах мира. Рецептуры разрабатываются на основе современных активных ингредиентов, соответствующих последним научным достижениям в области стоматологии. Высокая эффективность производимых продуктов подтверждена клиническими исследованиями и лабораторными тестами.
Значительный опыт работы холдинга «Юнидент» в сфере стоматологических услуг и необходимость дальнейшей диверсификации бизнеса привели к созданию в 2007 г. сети стоматологических клиник «Юнидент-Стоматология». Специалисты клиник «Юнидент-Стоматология» проводят консультации по всем видам стоматологических услуг и определяют необходимый индивидуальный план лечения. Все работы проводятся на современном оборудовании, поставляемом другими подразделениями холдинга. Прием ведут профессионалы узкого профиля, что гарантирует высокое качество терапевтического, хирургического, ортопедического, имплантологического и ортодонтического лечения.
Первые 8 клиник сети были открыты в первый же год (2007 г.). По состоянию на 2013 г. сеть имеет следующий географический охват: 11 клиник в г. Москве, 4 клиники в г. Санкт-Петербурге и одна клиника в г. Пушкин (Московская область).
Преимущества холдинговой структуры группы компаний «Юнидент»
Объединение в рамках единого холдинга группы компаний, работающих в смежных сегментах бизнеса, позволяет получить синергетический эффект, который выражается в следующем.
1. Бизнес стал более диверсифицирован, что повысило его устойчивость по отношению к колебаниям рыночной конъюнктуры. Это ярко проявилось во время кризиса 2008–2009 гг., когда вследствие девальвации рубля на 30% в конце 2008–начале 2009 гг. значительно снизился импорт стоматологического оборудования и материалов. Это привело к уменьшению объема продаж на 14% подразделения холдинга, занимающегося поставками оборудования и материалов.
Однако, подразделения по производству и продажам средств по уходу за полостью рта и по производству стоматологических услуг в кризисном 2009 г. году продолжили наращивать продажи. Последнее обстоятельство значительно смягчило влияние кризиса на холдинг в целом и позволило ему увеличить общий объем продаж в кризисном году на 4%.
2. Ускоряется процесс внедрения в производство новых технологий лечения стоматологических заболеваний. Сотрудники холдинга принимают участие в научных международных и всероссийских конференциях, выставках медицинского оборудования и материалов. Устанавливаются и развиваются контакты с ведущими мировыми производителями стоматологического оборудования и материалов. Приобретается новое оборудование и технологии.
Силами входящих в холдинг компаний проводится обучение собственного технического и медицинского персонала, а также персонала компаний – потребителей. Новые технологии напрямую внедряются в лечебный процесс в сети «Юнидент-Стоматология», начинают применяться новые качественные инновационные услуги в клиниках. Все это создает дополнительные конкурентные преимущества и привлекает дополнительную клиентуру в стоматологические клиники группы. В результате более высоким темпом увеличивается объем продаж сети стоматологических клиник холдинга.
3. Другая цепочка выведения инноваций на рынок связана с разработкой и производством средств по уходу за полостью рта, которые позволяют осуществлять эффективную профилактику стоматологических заболеваний. Это в конечном итоге обеспечивает решение важной социальной задачи – улучшение здоровья населения. Распространение информации о продуктах группы компаний «Диарси» через дилеров компании «Юнидент» и в клиниках «Юнидент Стоматология» содействует росту продаж средств по уходу за полостью рта и увеличению продаж всей группы в целом
4. Внутри холдинга реализована цепочка: поставка материалов и оборудования – обучение технического и медицинского персонала новым технологиям – использование в стоматологической практике поставленных материалов и оборудования. Это позволяет снизить издержки на производство стоматологических услуг вследствие поставок материалов и оборудования по умеренным ценам и экономии на условно-постоянных расходах. Помимо этого, входящим в Юнидент-Стоматологию клиникам предоставляются более длительные по сравнению со стандартными условиями продаж рассрочки на поставку оборудования. В конечном итоге экономия на издержках повышает прибыльность продаж всего холдинга.
5. Наличие в составе холдинга издательства, издание журнала, работа со стоматологической академией и активное спонсорство в сфере искусства позволяют формировать позитивный имидж группы «Юнидент» в глазах профессиональной медицинской и широкой общественности. Это в широком смысле создает благоприятные условия для развития бизнеса.
Вывод
Таким образом, объединение в рамках холдинга нескольких подразделений и входящих в них предприятий дает синергический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции.
Источники:
2. Официальный сайт компании «Юнидент» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unident.net/.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:46:34