Как привлечь инвестиции в лесной сектор экономики?
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (233), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На основе анализа развития лесного сектора экономики предлагаются инновационные методы привлечения инвестиций за счет эмиссии облигаций при участии субъекта РФ, концессии и создания закрытого паевого инвестиционного фонда.
Ключевые слова: инвестиции, лесной сектор экономики, облигационный займ, лесная концессия, закрытый паевой инвестиционный фонд
Лесной потенциал России составляет почти четверть мирового запаса древесины. Однако результаты использования столь мощного ресурсного потенциала нельзя назвать удовлетворительными: освоение расчетной лесосеки составляет порядка 23,7%, а выработка продукции с одного кубометра заготовленной древесины не превышает 70 долларов.
В апреле 2013 г. прошло заседание президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса, на котором обсуждались различные вопросы государственной политики использования, охраны и воспроизводства лесов, развития лесной промышленности и лесоустройства. По мнению президента РФ Путина В.В. отрасль, в целом, находится в критическом состоянии: доля в ВВП страны снизилась с 2,3% в 2003 г. до 1,6% в 2012 г., валютная выручка от экспорта лесопродукции уменьшилась на 6%, а налоговые поступления в бюджет – на 32%. В последние годы увеличился объем незаконных вырубок, снизилось качество освоения лесных ресурсов [3].
Экономический потенциал лесного сектора
Экономический потенциал лесного сектора экономики при правильном использовании лесов и его продукции, по прогнозу ученых, может достигнуть, как минимум, 100 млрд долл. США. Для достижения этой целей необходимо реализовать множество инновационных проектов по развитию лесопиления, целлюлозно-бумажной, мебельной, строительной промышленности и освоению новых лесных массивов. Потребуются масштабные инвестиции на создание новых мощностей и модернизацию действующих производств. Однако, в 2011 г. инвестиции в основной капитал предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) составили порядка 1% от общего объема инвестиций в экономику. Не лучше обстоят дела и с иностранными инвестициями. Для зарубежных инвесторов ЛПК остается наименее привлекательным сегментом отечественной промышленности: в 2011 г. объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, составил только 0,8% от суммы иностранных инвестиций в Россию [7].
В то же время у региональных органов власти имеется социально-экономическая заинтересованность в развитии ЛПК, так как в 45 субъектах РФ производство лесопродукции составляет от 10 до 50% объема промышленной продукции. Для большинства жителей лесных районов нашей страны работа в лесном комплексе является основным видом деятельности и дохода. С этой целью Правительством РФ в 2007 г. принято постановление № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Все проекты, включенные в перечень приоритетных, пользуются определенными преференциями, выражающимися в снижении вдвое размера платы за аренду участков лесного фонда, используемых для реализации проекта, и в снижении ставки налога на имущество.
Традиционные подходы к инвестированию
Вместе с тем традиционными подходами инвестирования, на который могут рассчитывать большинство предприятий лесопромышленного комплекса являются собственные средства, инвестиционный кредит и лизинг оборудования. Бюджетные средства в рамках реализации инвестиционных программ на региональном и муниципальном уровне в основном предлагаются для предприятий прошедших конкурсный отбор, в качестве субсидирования процентной ставки по банковскому кредиту или частичной компенсации лизинговых платежей.
Учитывая, что стоимость кредитных ресурсов в коммерческих банках составляет порядка 17% годовых, а также жесткие требования по кредитоспособности к потенциальным заемщикам, практика показывает, что только незначительная часть финансово-устойчивых предприятий ЛПК или предприятий имеющих поддержку и заинтересованность со стороны финансово-кредитных организаций могут позволить себе реализовать инвестиционный проект с использованием кредитных средств.
Новые методы инвестирования
Все это выдвигает сейчас на первый план вопрос о выявлении и внедрении новых форм и методов инвестирования, новых инструментов управления инновациями с учетом специфики отрасли.
В сложившейся ситуации наиболее реальным вариантом привлечения инвестиций являются публичные выпуски облигационных займов в рамках государственно-частного партнерства, гарантируемые региональными органами власти.
Развитие законодательной базы ограничило возможности выхода субъектов федерации на рынок облигационных заимствований [1], а Бюджетный Кодекс РФ наложил законодательные ограничения на сроки, объемы и цели заимствований, в частности:
– предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный годовой объем собственных доходов бюджета;
– предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта федерации не должен превышать 15% объема расходов бюджета.
Все это существенно сокращает спектр насущных задач региона, которые можно решить путем эмиссии облигационных займов. Кроме того, предъявляются существенные требования к предприятиям-инициаторам инвестиционных проектов при инвестировании бюджетных средств: отсутствие задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, требования к финансовому состоянию и обеспечению по проекту и пр.
Вместе с тем, российское законодательство допускает возможность эмиссии облигаций с залоговым обеспечением ценных бумаг и недвижимого имущества без прямого участия субъекта федерации. В этом случае номинальная стоимость выпущенных облигаций не должна превышать величину обеспечения, в т.ч. предоставленного эмитенту третьими лицами.
Региональная лесопромышленная корпорация
В Красноярском крае на роль компании-эмитента может претендовать Региональная лесопромышленная корпорация (РЛК) – коммерческая организация, создаваемая по инициативе Правительства Красноярского края в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью со смешанным (государственно-частным) капиталом. Основной целью РЛК является привлечение инвестиций для развития, реструктуризации, внедрения инноваций, модернизации производства и технологий, развития лесной инфраструктуры лесопромышленного комплекса и т.д.
При Правительстве Красноярского края создан Инвестиционный совет, который проводит рассмотрение и анализ представленных инвестиционных проектов, планируемых к осуществлению на территории края, в том числе с предоставлением средств краевого бюджета.
В качестве обеспечения выплат по облигациям выступают не только денежные потоки доходов от реализации инвестиционных проектов, но и имущество вновь создаваемого залогового (гарантийного) фонда Красноярского края. В настоящее время гарантийные фонды созданы во многих субъектах РФ, что повышает их инвестиционную привлекательность и, соответственно, расширяет возможности инвестирования в облигации за счет средств кредитных организаций, пенсионных накоплений, пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (ПИФов).
РЛК инвестирует средства, полученные от размещения облигаций в инвестиционные проекты, рекомендованные Инвестиционным советом. Действующие и вновь созданные предприятия (Инициаторы проекта) направляют инвестиционные средства на финансирование проекта, и средствами, генерируемыми проектом расплачивается с РЛК, а РЛК платит по облигациям.
В перспективе при создании РЛК в форме открытого акционерного общества возможно привлечение инвестиций путем дополнительного выпуска акций и увеличения капитала компании, а также создания вместе с другими заинтересованными структурами закрытого инвестиционного фонда, средства которого можно направить на реализацию масштабных инвестиционных проектов предприятий лесного сектора экономики.
Закрытый паевой инвестиционный фонд
Закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) относится к коллективным формам инвестирования, когда средства нескольких инвесторов объединяются в единый имущественный комплекс. Деятельность по созданию и функционированию ЗПИФов в России жестко регулируется законами и нормативными актами. На сегодняшний день в России работает около 1000 ЗПИФов. Оценить точно общую стоимость их чистых активов невозможно, т.к. значительная часть из них являются фондами для квалифицированных инвесторов и, следовательно, сведения о них закрыты. Одним из самых известных ЗПИФов является Российский фонд прямых инвестиций – 100% дочерняя организация Внешэкономбанка, созданная в 2011 г. для привлечения иностранных инвестиций в компании быстрорастущих секторов российской экономики. По итогам 2012 г. на 1 рубль собственных средств фонда привлекается более 4 руб. от зарубежных соинвесторов.
Ключевой особенностью паевых фондов в Российской Федерации является льготное налогообложение и налоговые «каникулы» по налогам на прибыль (НДФЛ) и имущество, который является так называемым отложенным налогом, так как по завершении действия фонда владелец паев уплачивает налог на прибыль с разницы стоимости пая при покупке и стоимости при погашении. Именно реинвестирование внутри фонда сумм отложенного налога на прибыль и экономии налога на имущество способствует повышению общего уровня прибыли от инвестиций в ЗПИФе. Согласно российскому законодательству срок существования закрытых ПИФов составляет не более 15 лет (окончание следует).
Источники:
2. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 28 декабря 2010 г. № 10-78/пз-н г. Москва «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг».
3. Заседание президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса 11 апреля 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/17876.
4. Качалина Т., Лебедева Н. Инфраструктурные облигации: быть или не быть в России? // Рынок ценных бумаг. – 2009. – С. 18–24.
5. Петров А.П. Частно-государственное партнерство в лесном секторе. От аренды лесных участков к лесным концессиям // ЛесПромИнформ. 2010. – №8 (74). – С. 14–17.
6. Проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций», 2009.
7. Российский статистический ежегодник, 2012. – М.: Росстат, 2012. – 786 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:48