Объект и этапы стратегического анализа организации

Лубков В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (230), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лубков В.А. Объект и этапы стратегического анализа организации // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 8. – С. 46-51.

Аннотация:
Востребованность стратегического управления и стратегического анализа как его важнейшей функции в условиях нестабильности бизнес-среды, конкуренции и риска неуклонно возрастает. Все большее число российских компаний отдают предпочтение стратегически ориентированным методам ведения бизнеса. Вместе с тем в научной среде нет единого мнения по поводу объекта стратегического анализа, его этапов и специфических особенностей. В статье предпринята попытка обоснования объекта стратегического анализа с ориентацией на бизнес-модель компании с учетом ее жизненного цикла. Исходя из этого, сформулирована цель и предложены этапы стратегического анализа.

Ключевые слова: жизненный цикл организации, стратегическое управление, стратегический анализ, бизнес модель компании, этапы стратегического анализа



Развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает усложнение хозяйственных связей и взаимодействий, повышает уровень конкурентной борьбы, усиливает риск и неопределенность в процессе принятия управленческих решений.

Место и роль стратегического анализа в деятельности организации

Макроэкономическая среда также нестабильна и периодически мы становимся свидетелями возникновения кризисных явлений больно бьющих по финансово-экономическому положению хозяйствующих субъектов. Ярким примером этого служит недавний экономический кризис 2008−2009 годов, поставивший в трудное положение многие отечественные компании. В этих условиях все большее количество организаций ориентируется на внедрение стратегических методов управления бизнесом, которые позволяют расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной и адекватной реакции предприятия на изменения внутренней и внешней бизнес-среды.

Стратегическое управление проявляет себя через определенные функции, среди которых важное место занимает стратегический анализ. Задача стратегического анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую, целостную картину состояния организации, выявить присущие тенденции и закономерности ее развития и, на этой основе, представить объективный информационный материал для принятия сбалансированных и обоснованных управленческих решений [3].

Традиционно стратегический анализ выражается в процедуре поиска и отбора стратегических альтернатив. Его отличительными особенностями являются прогнозная направленность, комплексный характер, а объектом исследования выступает организация в целом, либо ее отдельные сегменты.

Конкретизация объекта стратегического анализа

В целях совершенствования стратегического анализа, мы предлагаем, в первую очередь уточнить, что в данном случае является анализируемым объектом. По нашему мнению, в качестве объекта стратегического анализа следует использовать не столько само предприятие, как имущественный комплекс, сколько его бизнес-модель, которая представляет собой совокупность информационных моделей, обеспечивающих необходимую полноту и точность описания бизнеса компании. Иными словами, бизнес-модель определяет метод ведения бизнеса, т.е. как компания привлекает и удерживает клиентов, как организует бизнес процессы, работу с персоналом, поставщиками, инвесторами, кредитными институтами, государством и т.п.

Факторами (элементами) бизнес-модели являются финансы, контрагенты, персонал, клиенты, инновации, ресурсы, бизнес-процессы, учет, маркетинг, организационная структура предприятия. Очевидно, что набор факторов для каждой организации практически одинаков, однако способы реализации и механизмы активизации каждая компания определяет самостоятельно исходя из своих целей, задач и специфики бизнеса. Так, в частности при одинаковой для всех необходимости финансирования деятельности (фактор-финансы) фирма может ориентироваться на собственные, либо заемные, либо привлеченные источники, либо определенным образом комбинировать их, формируя, таким образом, свою оригинальную бизнес-модель.

Кроме того отметим, что факторы бизнес модели функционируют в определенной системе, то есть взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Таким образом, их сочетание можно назвать архитектурой бизнес-модели.

Архитектура бизнес-модели оригинальна и специфична для каждой организации. При этом разбалансированная структура бизнес-модели, ее нерациональная организация в пространстве и во времени может не только нанести компании существенный экономический урон, но и поставить под вопрос само ее существование.

Влияние жизненного цикла фирмы на ее бизнес-модель

Очевидно, бизнес-модель находится под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов, важнейшим из которых является жизненный цикл организации. Действительно, на разных ее этапах происходит активизация различных составляющих бизнес-модели. Так, на стадии зарождения стратегически важным для организации является выбор видов деятельности, осуществление крупных стартовых инвестиций, поиск источников финансирования, крупные маркетинговые исследования с целью преодоления входных «барьеров» в отрасль, формирование оргструктуры. Стадия активного роста и зрелости требует от организации активизации таких элементов бизнес-модели как клиенты, персонал, бизнес-процессы, то есть компания, заняв свою рыночную нишу, вынуждена удерживать завоеванные позиции, а также искать способы дополнительного генерирования экономических выгод. На стадии спада и старения необходимо принимать решение либо об уходе с рынка, либо о переходе на качественно новый уровень развития. В последнем случае актуализируется инновационная составляющая бизнес-модели.

Роль стратегии в трансформации бизнес-модели

Таким образом, мы рассматриваем бизнес-модель как некое текущее положение предприятия, сформировавшееся под воздействие внутренних и внешних факторов на том или ином этапе жизненного цикла. Между тем, в целях сохранения организации и ее конкурентоспособности, бизнес-модель должна трансформироваться, адаптируясь к новым условиям. Ключевую роль в этой трансформации мы отводим стратегии, роль которой, по нашему мнению, состоит в придании бизнес-модели динамических свойств. Иными словами стратегия выступает в качестве своеобразного двигателя для бизнес-модели, заставляющего последнюю корректировать свою архитектуру в соответствии с запросами рынка. Грамотная стратегия, таким образом, реализуемая фирмой, задает правильный вектор движения бизнес-модели, ее совершенствования в рамках миссии, видения и целей функционирования хозяйствующего субъекта.

Цель и этапы стратегического анализа, ориентированного на бизнес-модель компании

Целью стратегического анализа, на наш взгляд, является обеспечение сбалансированности и устойчивости бизнес-модели коммерческой организации на всех стадиях ее жизненного цикла в интересах сохранения конкурентных преимуществ, роста стоимости компании, ее операционных и географических сегментов. Стратегический анализ представляется важнейшей функцией стратегического управления, являясь связующим звеном между стратегическим учетом и принятием стратегических управленческих решений.

Исходя из вышесказанного можно укрупнено выделить основные этапы стратегического анализа:

1. Идентификация этапа жизненного цикла организации, что в значительной степени определяет характер принимаемых стратегических решений. При этом аналитик опирается на совокупность финансовых, технико-экономических и организационных показателей, позволяющих в совокупности осуществить подобную диагностику.

2. Анализ и выявление наиболее важных и стратегически значимых факторов бизнес-модели на данном этапе жизненного цикла, которые могут стать ключевым объектом стратегического управления. Наиболее ответственный этап, от которого в значительной степени зависит эффективность всех последующих стратегически ориентированных аналитических действий. При этом здесь необходимо привлечение и координированное взаимодействие всех линейных руководителей компании, включая финансовых и производственных менеджеров, специалистов по учету, инженеров, технологов, маркетологов и проч. Только в случае подобной консолидации возможно принятие объективного решения относительно перспективных и стратегически значимых направлений развития компании.

3. Детальный анализ внутреннего содержания стратегических компонентов бизнес-модели. На данном этапе необходимо провести тщательное исследование фактического состояния дел, а также проработать варианты дальнейшего развития анализируемого сегмента бизнес-модели. При этом считаем целесообразным широкое использование информации о конкурентах, находящихся в аналогичных условиях. Это позволит, во-первых, избежать возможных ошибок, которые уже совершили другие; во-вторых, иметь определенный ориентир, что позволит более четко формулировать целевые установки и, в-третьих, разработать действенные рычаги ведения конкурентной борьбы посредством создания устойчивой и конкурентоспособной бизнес-модели.

4. Разработка адекватных бизнес-стратегий, реализация которых в данных конкретных условиях позволит в максимальной степени учесть влияние факторов внутренней и внешней бизнес-среды, сохранить сбалансированную архитектуру бизнес-модели, сохранить и усилить конкурентные позиции организации и, на этой основе, получить максимально возможные экономические выгоды.

5. Контроль за реализацией выбранных и внедренных в хозяйственную практику стратегических инициатив.

Вывод

Подводя итог, отметим, что в условиях конкуренции и риска в качестве объекта стратегического анализа целесообразно использовать бизнес-модель организации. Реализация стратегий позволяет трансформировать бизнес-модель, превращая последнюю в активно-адаптивный механизм сохранения конкурентоспособности коммерческой организации.

Стратегический анализ позволяет выявить наиболее важные факторы бизнес-модели с учетом жизненного цикла фирмы и, на этой основе, предложить адекватные стратегии, способные выступить в качестве рациональной движущей силы бизнес-модели хозяйствующего субъекта.


Источники:

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Пер. с англ. под ред. Петрова А.Н. – СПб: Питер, 2009. – 344 с.
2. Грант Р. Современный стратегический анализ: учебник для слушателей, обучающихся по программе «Мастер делового администрирования»: [пер. с англ.] / Р. Грант. – 5-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 555 с.
3. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. – М.: Эксмо, 2006. – 288 с.

Страница обновлена: 02.08.2024 в 18:21:36