Мониторинг факторного воздействия в антикризисном управлении промышленным предприятием

Поносова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Поносова Е.В. Мониторинг факторного воздействия в антикризисном управлении промышленным предприятием // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – С. 70-77.

Аннотация:
В статье рассматриваются методологические аспекты мониторинга факторного воздействия в антикризисной модели управления предприятием. Представлены блок-схема мониторинга и алгоритм структурного анализа и синтеза факторов управления предприятием. Рассмотрен пример оценки факторов методом SPACE-анализа.

Ключевые слова: антикризисное управление, факторы управления, мониторинг факторного воздействия, факторный анализ и синтез, SPACE-анализ



В настоящее время кризисные ситуации на промышленных предприятиях чаще всего обусловлены проявлениями глобального экономического кризиса. Чем меньше информации имеет предприятие о состоянии окружающей его среды, тем больше вероятность воздействия кризисных процессов на его хозяйственную деятельность.

Базовые принципы построения блока мониторинга

Получение своевременной информации о ходе протекания какого-либо процесса под воздействием определенных факторов [5], особенно в условиях кризиса, позволяет лучше понять суть процесса, а при возникновении отклонений − оперативно внести коррективы. Именно мониторинг дает возможность своевременно вмешиваться в механизмы управленческого процесса, а через него − в процессы предупреждения и преодоления кризисных ситуаций [3].

Мониторинг, в данном случае, можно определить как интенсивную во времени систему коллективной деятельности по сбору, обработке, компоновке, хранению и продвижению информации о факторах и их воздействии на деятельность предприятия. В структуру мониторинга входят субъекты, инструментарий, комплекс мониторинговых показателей, затрагивающих совокупность факторов и факторных воздействий, а также мониторинговая деятельность, которая объединяет все эти компоненты.

На основе достаточно полно разработанных теоретико-методологических подходов, технологий, методов, приемов и средств, применяемых в антикризисном управлении [1], в качестве базовых принципов построения блока мониторинга для факторной модели антикризисного управления промышленным предприятием [2] целесообразно использовать следующие принципы:

− вариативности;

− непрерывности;

− осознанной перспективы;

− опоры на опыт;

− самостоятельности;

− самоконтроля;

− актуализации параметров мониторинга;

− обеспечения качества мониторинга.

Основу блока мониторинга в факторной модели антикризисного управления промышленным предприятием составляют специфические принципы:

− двуплановости;

− учета дискретного характера хозяйственной деятельности;

− интеграции разнородных и асинхронных обратных связей, с помощью которой обеспечиваются корректирующие воздействия на узловые компоненты факторной модели антикризисного управления предприятием.

Двуплановость мониторинга факторов и факторного воздействия в антикризисном управлении промышленным предприятием заключается в обеспечении на основе мониторинга планирования программных мероприятий по управлению факторами и их воздействием с двух сторон:

− со стороны руководителей и экспертов;

− со стороны исполнителей.

С учетом данных принципов, на рисунке 1 представлена блок-схема мониторинга для факторной модели антикризисного управления предприятием. Процедура мониторинга факторов и факторного воздействия создает исходную основу программы управления факторами и их воздействием с использованием таких методов факторного анализа как:

− структурная и аналитическая группировка факторов;

− агрегатное, арифметическое и гармоническое индексирование факторов;

− цепная подстановка факторов и др.

1

Подпрограммы управления факторами и факторным воздействием (ППУФиФВ) (см. рис. 1) могут разрабатываться на основе алгоритма структурного анализа и синтеза факторов управления промышленным предприятием, представленного на рисунке 2.

2

Итерации по алгоритму структурного анализа и синтеза факторов управления предприятием позволяют выйти на определение параметров факторной модели антикризисного управления промышленным предприятием [4].

В этом случае в качестве аналитического инструментария могут быть задействованы инструменты стратегического планирования, такие как матрица BKG, матрица GE/McKinsey, ситуационный SWOT-анализ, модель Портера, STEP-анализ, SPACE-анализ и др. Оси координат при этом могут рассматриваться как оси многофакторного измерения.

В качестве примера можно рассматривать SPACE-анализ какого-либо промышленного предприятия. Данный вид многофакторного анализа дает возможность по совокупности факторов выявить сильные и слабые стороны предприятия на рынке, а также возможные угрозы со стороны конкурентов, определить меры для их упреждения [6].

О внедрении агрессивной стратегии

Результаты бальной оценки факторов методом SPACE могут быть представлены в таблице. Каждый показатель, характеризующий ключевые факторы, оценивается по 6-ти бальной шкале независимыми экспертами на основе сравнения фактических значений показателей с их нормативным значением для данного предприятия и соответствующими статистическими данными по экономике отрасли. Оцениваются такие показатели как конкурентоспособность и финансовая устойчивость предприятия, стабильность и привлекательность отрасли с точки зрения потенциала.

Таблица

Результаты бальной оценки факторов методом SPACE

Факторы
Общая оценка
Весомость фактора
Оценка
в баллах
1. Финансовая устойчивость предприятия (ФС)
1.1. Платежеспособность предприятия
6
0,2
1,2
1.2. Финансовая независимость
4
0,5
2,0
1.3. Уровень финансового риска
4
0,3
1.2
Общая оценка группы факторов 1
4,4
2. Конкурентоспособность предприятия (КП)
2.1. Рентабельность реализованной продукции
4
0,3
1,2
2.2. Рентабельность производства
4
0,2
0,8
2.3. Конкурентоспособность продукции
3
0,2
0,6
2.4. Доля рынка
5
0,1
0,5
2.5. Использование ОПФ
4
0.2
0,8
Общая оценка группы факторов 2
3,9
3. Привлекательность отрасли (ПО)
3.1. Рентабельность инвестиций
6
0,4
2,4
3.2. Уровень развития инновационной деятельности
3
0,5
1,5
3.3. Маркетинговый потенциал отрасли
5
0,3
1,5
Общая оценка группы факторов 3
5,4
4. Стабильность отрасли (СО)
4.1. Стабильность прибыли
4
0,5
2,0
4.2. Зависимость развития отрасли от конъюнктуры
3
0,3
0,9
4.3. Стадия жизненного цикла отрасли
3
0,2
0,6
Общая оценка группы факторов 4
3,5
После получения общих оценок группы факторов ФС, КП, ПО, СО выстраивается вектор рекомендуемой стратегии развития предприятия в системе координат (см. рис. 3). Начало вектора находится в точке начала координат, конец вектора − в точке А с координатами:

Х=ПО–КП=5,4–3,9=1,5;

У=ФС–СО=4,4–3,5=0,9.

3

В приведенном примере результат анализа SPACE-матрицы показывает целесообразность внедрения агрессивной стратегии на анализируемом предприятии.

Вывод

Применение вышеуказанных методов позволяет сократить до разумного количество подпрограмм управления факторами и факторным воздействием. То есть сделать процесс антикризисного управления действительно управляемым и контролируемым, целевой установкой которого является выход на новый уровень содержательно и технологически обновленного бизнес-процесса, отвечающего требованиям рынка продукции, работ, услуг. Таким образом, речь идет о поэтапном переходе промышленного предприятия на инновационный путь развития.


Источники:

1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Рукосуев А.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. – М.: Дашков и К, 2012.
2. Поносова Е.В., Главацкий В.Б. Концеп туальная основа факторной модели антикризисного управления промышленным предприятием // Российское предпринимательство. – 2012. – № 16.
3. Поносова Е.В. Концепция информационно-мониторинговой основы факторной модели антикризисного управления предприятием // Креативная экономика. – 2013. – № 3.
4. Поносова Е.В., Пыткина С.А. Антикризисное управление промышленным предприятием: параметры факторной нагрузки // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10 (1).
5. Пыткин А.Н., Поносова Е.В. Фактор как базовое понятие в управлении развитием в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 6 (2).
6. Simister P. SPACE Analysis – Strategic Position and Action Evaluation Matrix. Birmingham [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.differentiateyourbusiness.co.uk/spaceanalysis-strategic-position-and-actionevaluation-matrix.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:16:11