Factors and Principles of Optimization of Logistic Business Processes of Building Industry Clusters
Download PDF | Downloads: 19
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7 / April, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Two groups of factors (positive and negative), and also a group of principles, typical to building industry clusters and determining a methodological basis of an optimization process in cluster formations due to development of optimal supply chains are presented on the basis of an analysis of peculiarities of an institutional environment of investment building complex, nature of a material flow movement, and also determination of a core role of a logistic integration. A proposed classification of factors and principles can be used by coordination structures of a cluster development, enterprises, being participants of the cluster of building materials industry as the methodological basis for optimization of the logistic business processes of the cluster due to formation of optimal logistic schemes.
Keywords: optimization of logistic business processes, positive and negative drivers, optimal logistic schemes
Одним из ключевых элементов оптимизации логистических бизнес-процессов кластера строительной индустрии является необходимость разработки методологических основ с учетом специфики развития кластера.
Особенностей создания эффективных связей
К настоящему времени разработаны методологические основы оптимизации логистических систем предприятий различных сфер деятельности, проектирования и оценки цепей поставок без учета особенностей объединения предприятий в кластерное образование для достижения совместных целей и реализации кластерных проектов в рамках обеспечения строительной деятельности необходимыми материальными ресурсами [1−12]. Поэтому разработка методологии оптимизации логистических бизнес-процессов в рамках кластера строительной индустрии является актуальной задачей повышения эффективности его функционирования.
Оптимизация логистических бизнес-процессов в кластере строительной индустрии достигается за счет формирования цепей поставок и обеспечения согласованного взаимодействия между их звеньями.
Исследование интеграционных процессов, наблюдаемых в инвестиционно-строительном комплексе, позволило выявить ряд особенностей создания эффективных производственных, логистических и экономических связей:
1. Особенности институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, выражающиеся в несогласованности действий и управленческих решений субъектов строительной отрасли, а также в наличии организационно-функциональных структур управления, сложно адаптирующихся к изменяющимся условиям внешней среды функционирования предприятий.
2. Взаимосвязь производства строительных материалов и строительного процесса определяют особенности движения материального потока, которые заключаются в необходимости совмещения стадий строительного и производственного процессов за счет гибкости параметров материального потока.
3. Пространственная разобщенность объектов строительства определяет возможность изменения направления движения материального потока в случае обеспечения нескольких объектов и необходимость применения гибких логистических решений для управления материалопотоком в условиях динамичной среды.
Особенности институциональной среды и материалопотока определяют первостепенную значимость логистической интеграции участников кластера промышленности строительных материалов для обеспечения сопряженности экономического потока.
Оптимизация логистических бизнес-процессов
Логистическая интеграция в кластере строительной индустрии проявляется на межфункциональном и межорганизационном уровнях деятельности. На уровне межфункциональной интеграции, объединение элементов бизнес-систем ведется на основе концепции интегрированной логистики, согласно которой информационные и материальные потоки между источником поставок и конечным потребителем управляются в рамках единой системы. Интегратором логистических бизнес-процессов на межорганизационном уровне является координирующее звено цепи поставок.
Таким образом, специфика институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, особенности материалопотока, а также определяющая роль логистической интеграции позволяют выделить две группы факторов, способствующих (положительные драйверы) и затрудняющих (отрицательные драйверы) формирование цепей поставок и оптимизацию логистических бизнес-процессов в кластерах строительной индустрии (см. рис.).
1. Высокий уровень конкуренции на рынке строительных материалов определяет первостепенную важность внедрения инновационных достижений и производственной кооперации, а также разработку и применение механизмов интеграционного логистического взаимодействия для совершенствования материального обеспечения строительной отрасли и наращивания конкурентных преимуществ предприятий в рамках кластерного образования промышленности строительных материалов.
2. Значительные резервы неиспользуемых производственных мощностей предприятий − участников кластера способствует более быстрому становлению предприятий − субконтракторов, развивает инновационный потенциал, способствует ускоренному развитию сети специализированных исполнителей кооперационных обязательств в отрасли и определяет специфику формирования цепей поставок в кластере.
3. Наличие в отрасли системы подрядных взаимоотношений также облегчает процесс обеспечения сопряженности экономического потока и формирования устойчивых цепей поставок.
4. Наличие «традиционной» схемы вертикально-интегрированных структур облегчает понимание необходимости применения логистического подхода в системе субконтрактных отношений и расширяет горизонты выбора оптимального варианта цепи поставок. Кроме того, реорганизация подобных структур в строительной отрасли увеличивает число специализированных предприятий, готовых для участия в установлении кооперационных и логистических связей в процессе производства строительных материалов.
5. Множественность субъектов строительной отрасли и производителей строительных материалов усложняет процесс выбора и согласования схем взаимодействия в системе субконтрактных отношений и делает акцент на важности логистической оптимизации в кластере строительной индустрии.
6. Продуктивная неоднородность материалопотока усложняет процесс оптимизации логистических бизнес-процессов, который определяется наличием значительного числа критериев. Однако, построение более сложных субконтрактных схем в кластере строительной индустрии, основанной на оптимизации параметров взаимодействия, определяет развитие стратегического партнерства и усиление роли кластера в экономике региона.
7. Динамика пространственной направленности материалопотока определяет необходимость формирования гибких и адаптивных логистических схем, а также предопределяют важность разработки инструментария оптимизации логистических бизнес-процессов, приемлемого для применения в различных условиях изменения движения материального потока под влиянием внутренних и внешних факторов деятельности кластера.
Оптимизация бизнес-процессов логистических систем основана на применении общих системных и логистических принципов. Однако особенности логистических бизнес-процессов кластера позволяют выделить группу принципов, характерную для кластеров в строительной индустрии и определяющих специфику процесса оптимизации в кластерных образованиях за счет построения оптимальных цепей поставок:
− принцип информационной обеспеченности, согласно которому оптимизация логистических бизнес-процессов возможна только в условиях обеспечения координации и формирования единого информационного пространства, способствующего проектированию оптимальных логистических схем, а также контролю их реализации;
− принцип повышения инновационности, согласно которому формирование цепей поставок осуществляется с условием привлечения максимально возможного числа инновационных предприятий, экспорта инноваций, усиления производственного потенциала кластера и повышения конкурентоспособности участников цепей поставок и кластерного образования в целом в рамках отрасли и региона;
− принцип интегративности определяет необходимость проектирования цепей поставок, обеспечивающих повышение уровня логистической внешней и внутренней логистической интеграции кластера за счет формирования стабильных и долгосрочных взаимосвязей между звеньями логистических цепей;
− принцип обеспечения стратегического взаимодействия, согласно которому проектируемые логистические схемы должны обеспечивать расширение долгосрочного экономического сотрудничества между участниками формируемых логистических связей, определяя рост устойчивости логистической системы кластера и снижения влияния изменяющихся факторов внутренней и внешней среды его функционирования;
− принцип расширения географической локализации, согласно которому проектируемые цепи поставок должны способствовать привлечению в деятельность кластера новых участников, располагающихся на территории локализации кластера или за его пределами, расширяя его географию и обеспечивая рост кооперационных связей между экономическими субъектами;
− принцип обеспечения развития логистической инфраструктуры, применение которого определяет привлечение и развитие деловой активности объектов логистической инфраструктуры, действующих на территории кластера, а также создает возможности образования новых объектов в процессе формирования и функционирования оптимальных логистических схем.
Вывод
Предложенная классификация принципов и факторов позволяет учитывать важные особенности институциональной среды, специфику движения материалопотока и роль межфункциональной и межорганизационной логистической интеграции в кластерном образовании строительной индустрии и может использоваться предприятиями − участниками кластера и управляющими структурами в качестве методологических основ оптимизации логистических бизнес-процессов кластера.
Страница обновлена: 03.04.2025 в 20:50:24