Structural Factor Analysis of Tariff Setting in Housing and Utilities Services: Regional Aspect
Download PDF | Downloads: 21
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5 / March, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Factors, affecting HUS services tariff rates, are analyzed in the Article. The research has been conducted in 17 regions of the Central Federal District of the Russian Federation as of 2010 – 2011. Factors, affecting the tariff increase, are defined, a conclusion on a necessity of work execution on an improvement of tariff setting methods for the services of HUS, based on a cost approach, is made.
Keywords: natural monopoly, HUS tariffs, enterprises of housing and utilities services, regional aspect
Жилищно-коммунальное хозяйство – сектор экономики, отличительной чертой которой является направленность производства, распределения и потребления услуг, обеспечивающих функционирование социальной и производственной сферы. Это взаимосвязанная подсистема в общей системе хозяйственного комплекса страны, которая, в свою очередь, состоит из различных структур и подсистем [1]. Функционирование предприятий данного комплекса не ориентировано на максимизацию прибыли как основной цели, так как органы власти ограничивают их в ценовой политике, защищая интересы населения. С другой стороны, существует необходимость поддержания различного уровня взаимоотношений и с поставщиками, которые обладают монополией на рынке ресурсов, и с многочисленными клиентами, представленными юридическими и физическими лицами [2]. Реформирование жилищно-коммунального комплекса, законодательные преобразования в сфере технического регулирования, административного управления направлены, в частности, на повышение эффективности предприятий ЖКХ, способных представлять качественные услуги потребителям.
Результирующим показателем их деятельности является уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, который весьма различается по регионам страны. Поэтому представляет особый интерес исследование факторов, влияющих на уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства по субъектам федерации.
В работе представлен анализ тарифов, который проводился по их совокупности: на услуги газоснабжения (сетевым газом), электроснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Региональные особенности, влияющие на уровень тарифов
В качестве факторов приняты показатели, отражающие региональные особенности социально-экономического и технико-эксплуатационного характера, объединенные в три условные группы:
1) площадь региона, численность населения, среднедушевые денежные доходы населения;
2) показатели, характеризующие состояние инфраструктуры, в частности, износ основных фондов, протяженность сетей, ввод в действие жилых домов, уровень оснащения жилых помещений коммуникациями, количество энергоустановок и уровень потерь тепловой энергии;
3) показатели интенсивности потребления ресурсов как ресурсоснабжающими организациями, так и регионами в целом.
Для оценки влияния рассматриваемых факторов на уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства был применен универсальный вид статистического исследования – корреляционно-регрессионный анализ. Он является наиболее адекватным, поскольку корреляционный анализ позволяет установить, ассоциированы ли наборы данных по величине. Линейный регрессионный анализ заключается в подборе графика для набора наблюдений с помощью метода наименьших квадратов и используется для выявления воздействия на отдельную зависимую переменную значений независимых переменных.
В качестве объекта исследования принята совокупность тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства 17 субъектов Центрального федерального округа РФ за 2010−2011 гг. – Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.
Каждый из расчетных коэффициентов корреляции сопоставлен с его критическим значением, которое для рассматриваемой выборки составило 0,296 при коэффициенте значимости 0,1, что позволяет утверждать с вероятностью 90% о наличии значимой связи между рассматриваемыми совокупностями данных.
Оценка влияния факторов на уровень тарифов
Общая площадь региона оказывает существенное влияние только на один из рассмотренных тарифов, а именно на тариф на водоотведение – коэффициент корреляции составил 0,505. Зависимость прямая, то есть увеличение площади сопровождается ростом тарифа.
Также выявлена прямая зависимость между уровнем тарифов и численностью населения. Влияние на тариф, установленный для населения на электроснабжения в домах с газовыми плитами, составляет 0,607, в домах с электроплитами – 0,570, на тариф, установленный для населения на горячее водоснабжение – 0,364, на водоотведение – 0,352.
Уровень среднедушевых доходов населения в среднем за год влияет на тарифы, установленные для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами, с электроплитами, тариф, установленный для населения на водоотведение (коэффициенты корреляции соответственно составили 0,532, 0,568, 0,322), что, в частности, объясняется повышенным вниманием органов регионального управления к данному вопросу.
Уровню потребления электроэнергии в регионе прямо пропорциональна величина тарифов, установленных для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами (0,594) и с электроплитами (0,578), а также тарифов, установленных для населения на горячее водоснабжение (0,325) и водоотведение (0,393).
Расход электроэнергии на весь объем произведенных ресурсов в организациях коммунального комплекса, отпускающих воду населению, также имеет взаимосвязь с тарифами. С уровнем тарифа, установленного для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами, коэффициент корреляции составил 0,617, в домах с электроплитами – 0,595, с тарифом на горячее водоснабжение – 0,376, в то время как существенной связи с тарифом на холодное водоснабжение не выявлено – 0,213.
Расход электроэнергии на весь объем произведенных ресурсов в организациях коммунального комплекса, осуществляющих централизованный отвод сточных вод от населения взаимосвязан с тарифом на водоотведение – 0,318, с тарифами на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,638 и с электроплитами – 0,601, с тарифом на горячее водоснабжение – 0,361.
Величина отпуска воды связана с ростом тарифа, установленного для населения на горячее водоснабжение – 0,385, и водоотведение – 0,321. Отпуск тепловой энергии влияет на уровень тарифа, установленного для населения на горячее водоснабжение – 0,419.
Износ основных фондов также является одним из факторов, влияющих на уровень тарифов. По организациям, осуществляющим управление эксплуатацией жилого фонда, выявлена прямая взаимосвязь с уровнем тарифа на горячее водоснабжение – 0,579 и тарифа на газоснабжение сетевым газом – 0,455. Износ основных фондов организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) связан с тарифом на горячее водоснабжение – 0,586.
Ввод в действие жилых домов влечет за собой увеличение общей площади и оказывает влияние на тариф, установленный для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,607, с электроплитами – 0,581, на тариф на горячее водоснабжение – 0,350, на водоотведение – 0,369.
В ходе исследования выявлено, что уровень оснащения жилых помещений отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом и водоотведением не оказывают существенного влияния на уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Увеличение степени оснащения напольными электроплитами влияет на рост тарифов на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,401, с электроплитами – 0,463, а рост процента оснащения газом снижает эти величины -0,535 и -0,538 соответственно.
Протяженность водопроводных сетей слабо связана с тарифом на холодное водоснабжение, протяженность канализационных сетей оказывает влияние на тариф на водоотведение – 0,328. Увеличение протяженности тепловых и паровых сетей умеренно влияет на увеличение тарифа на горячее водоснабжение – 0,424.
Увеличение потерь тепловой энергии приводит к росту тарифов, установленных для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,647, с электроплитами – 0,607, а также тарифа на горячее водоснабжение – 0,392. При этом рост числа котлов (энергоустановок) приводит к уменьшению тарифа на газоснабжения сетевым газом – 0,366 и росту тарифов на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,524 и росту тарифа на горячее водоснабжение – 0,348.
Итоги исследования в обобщенном виде представлены в табл.
Таблица
Степень влияния факторов на уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах ЦФО
Выводы
Таким образом, рассмотренные факторы оказывают неодинаковое влияние на уровень тарифов на услуги ЖКХ в регионах. Особого внимания заслуживает анализ тарифов на электроснабжение, установленных для населения, поскольку затраты на электроэнергию являются наиболее весомыми в деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса и влияют на уровень всех других тарифов. В частности, забор и очистка воды – чрезвычайно энергоемкое производство (в г. Костроме доля затрат на электроэнергию в общих издержках муниципального предприятия «Водоканал» в 2010 году составила 28,9%, по водоотведению удельный вес энергозатрат в общем объеме расходов почти 20%).
Поскольку большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства является естественными монополиями, то для них должен реализоваться эффект масштаба в снижении издержек предоставления услуг каждому дополнительному потребителю, а в действительности наблюдается обратная ситуация, когда при увеличении объектов обслуживания нередко происходит рост тарифов.
Представляется целесообразным, наряду с проведением комплекса организационно-экономических мероприятий, проводить работу по усовершенствованию методики тарифообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства, основанную на затратном подходе.
Страница обновлена: 31.05.2025 в 21:19:26