Созидательная сила труда, способная изменить качество жизни в России

Лехтянская Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (226), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лехтянская Л.В. Созидательная сила труда, способная изменить качество жизни в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 4. – С. 70-74.

Аннотация:
В статье рассмотрены факторы, влияющие на качество жизни, психологическое состояние человека в современном обществе. Как выйти из состояния упадка? Автор видит решение этой проблемы в изменении отношения к труду, наполнении его созидательной силой. «Волшебная сила» труда – в его способности изменить качество жизни людей и сделать экономику стабильной. Труд должен приносить удовлетворение, обеспечивать достойный доход, здоровье и возможность профессионального роста для каждого члена общества.

Ключевые слова: мотивация труда, качество жизни населения, экономическая составляющая, социально-экономические преобразования, стабилизирующий фактор, уровень благосостояния



Во времена перемен, причем разных: экономических, политических, социальных, геофизических человек, как претерпевающий эти перемены, реагирует на них. Если ощущение комфортности снижается, то незамедлительно наступают всевозможные реакции на воздействующие факторы. В разные периоды экономического развития страны человек мыслил и действовал в соответствии с действующими постулатами своего строя. Вера человека в лучшее будущее – свое и мировое заставляла строить планы, с уверенностью смотреть вдаль, идти навстречу переменам, вершить чудеса прогресса. К ним можно отнести стройки века, достижения науки, техники, искусства. Поразмышляем, что является движущей силой, побуждающей активность человека?

Если вернуться к истокам развития общества, то мы увидим, как человек во все времена и периоды эволюции стремился к стабильности: желал защитить себя от набегов других племен, хотел иметь запас пищи, искал убежище от природных катаклизмов. Что же изменилось сейчас, когда человечество прошло сложный путь развития?

Среднестатистический россиянин

Большое значение в современном мире приобретает качество жизни человека, его можно определить как многоплановое. Основными составляющими качества жизни являются: общая грамотность, квалификационная подготовленность специалистов, структура занятости трудовых ресурсов. Качество жизни человека связано с трудовой активностью на производстве, производительностью труда, количеством затраченного времени, способностью осваивать инновационные технологии и новое оборудование, внедрять новое на производстве. Когда мы говорим о качестве жизни человека, то понимаем, что оно не может быть без такого фактора, как социально-экономическая мобильность и подвижность.

Однако остаются факторы, которые нам неподвластны. Мы бессильны перед природой, которая преподносит нам неожиданности в виде Чебаркульского метеорита, цунами, землетрясений, хотя у современного человека более благоустроенный быт, есть средства оповещения о приближающейся опасности. Есть современные радиолокационные установки, и тем более запасы одежды и пищи.

Как мы себя ощущаем в нашем современном мире? Еще с древних времен человек задумывался над экономической составляющей.

Происхождение термина «экономика» от древнегреческого слова «экономия», состоит из двух слов: «ойкос» (домашнее хозяйство) и «номос» (знаю закон). В прямом смысле означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства [1]. Мы и сейчас ведем хозяйственную деятельность в семье, на предприятии, в государстве. И от того, как умело это делаем, зависит наше душевное, физическое спокойствие и психологическое равновесие.

Зададимся вопросом, каков наш среднестатистический россиянин? Душевное, психическое беспокойство и неуравновешенность, проблемы со здоровьем… При том что мы имеем целый арсенал новейших медицинских препаратов, человек стал еще более подвержен различным заболеваниям, чем каких-то 20 лет назад. Здоровье человека − это результат нескольких составляющих: образа жизни и условий труда, шкалы нервного напряжения, экологической обстановки и наследственности. На продолжительность жизни влияют также бытовой и производственный травматизм, появление различных болезней и болезней «социального» неблагополучия. Все больше требуется дорогостоящее лечение. Основным фактором ухудшения состояния здоровья является отсутствие экономических и правовых стимулов выработки у населения интереса к сохранению собственного здоровья, здоровому образу жизни.

«Волшебная сила» труда

Зададим себе вопрос, насколько положительные факторы превалируют над отрицательными? Удовлетворение социальных составляющих, возможность пользоваться материальными и духовными ценностями, условия проживания, улучшение социально-бытовой сферы − вот те важные положительные факторы. К отрицательным факторам относят рост миграции, высокую плотность населения, загрязнения городской природы, ускорение ритма жизнедеятельности и рост нервных перегрузок. Все эти внешне гипотетические факторы можно дополнить непростыми социально-экономическими реалиями современной России.

Обратим внимание на подрастающее поколение, которое, как мы предполагаем, должно созидать. Но вместо этого оно находится в подавленном состоянии, не хочет учиться, работать, а порой просто не может найти работу. О чем это сигнализирует? Нет идей, нет мыслей, целей, стремлений? Или как объясняют психологи – уход из реальности или желание выделиться? Возможно, это просто неумение общаться, бороться с трудностями этого мира бесперспективность всего, что они делают и что окружает их. Вузы не гарантируют трудоустройства. В семье тщетны усилия или попытки «жить хорошо»… Может, это отсутствие стабилизирующего фактора? Тогда как нам эту экономическую «составляющую» сделать наиболее стабильной и тем самым вернуть к нормальной жизни наше молодое поколение? Что ждет «волшебную силу» труда: будет ли она являться первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Труд созидательный – это то, что сделает нашу экономику стабильной. Труд, обеспечивающий достойный доход, повышение образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества. На 2009 год численность экономически активного населения в России составляла 71 464 тыс. чел. Из них занятых: 64 465 тыс. чел., безработных 6999 тыс. чел. [2].

Труд мотивированный и воспитывающий

Нельзя не упомянуть важную проблему мотивации труда. Социум владеет двумя основными стимулами данной деятельности − внеэкономическое и экономическое принуждение к труду. Внеэкономическое основывается на страхе наказания, экономическое базируется на личной материальной заинтересованности и большом желании сделать уровень своего благосостояния высоким [3]. Стимулы трудовой деятельности можно определить главенствующей составляющей прав собственности на ресурсы и результаты производства [3]. Надо начинать восстановление трудового воспитания с начальных классов школы. Трудовые лагеря, чтобы дети с ранних лет могли видеть свой вклад в экономику класса, школы, предприятия, страны. Вспомним мощное воздействие труда на самых отчаянных подростков, которых трудом воспитывал Макаренко. Мы не предлагаем возврат к прошлому, это начало нового строительства преуспевающего общества с успешными его членами. Задача состоит в том, чтобы школа, вуз, ПТУ заключили договор на аренду земельного участка (с собственниками земли: муниципалитетом, др.), который становится: а) объектом трудового воспитания, б) способом выживания, а то и процветания школы, вуза, при этом расчет нормирования труда вести в соответствии с ТК РФ.

Приобщение с детских лет к труду на земельном участке − это один из этапов начального трудового воспитания. Человек, привыкший трудиться с детских лет, уже никогда не будет бездеятельным. Именно с детских лет воспитывается любовь к родным, учебе, Родине, труду. Это уже доказано в многочисленных исследованиях педагогов, ученых. Заинтересованность в этом труде может стимулироваться экономической составляющей.

В 80-х годах, будучи секретарем комсомольской организации школы, выступила с инициативой − выручку за один день работы в совхозе всей школы перечислить в Фонд Мира. Старшее поколение и мои ровесники могут представить, сколько гордости испытывал каждый ученик школы! Это ли не стимул был работать лучше обычного и выполнить больший объем работ, чем в предыдущие дни? Что может наполнить такой же гордостью и радостью от труда нынешнее поколение?

Труд вдохновляющий и приносящий удовлетворение

Только результат собственного труда может дать удовлетворение человеку. Когда он видит, как создаются объекты строительства, облагораживается пришкольный участок, когда на земельном участке, арендованном школой или вузом, посредством труда самих обучающихся появляются результаты деятельности. По данным исследований, доля высокотехнологичных производств в экономике Приморья к 2018 году должна вырасти в 1,3 раза. В 1,5 раза увеличится производительность труда. Уже сегодня производительность труда на некоторых приморских предприятии с высокой оплатой труда в 15 раз превосходит среднюю по краю [5].

Экономическая составляющая − это не только глобальные процессы в стране, инвестиции в предприятия, в бизнес, это и обустройство столь огромных территорий свободных земель, так ждущих человека созидающего, рационального и любящего свою землю! Землю − источник всех благ человечества, так же как и труд. Вот эти факторы и приведут к стабильности экономики.


Источники:

1. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. – Киров: АСА, 1999. – 15 с.
2. Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://rudocs.exdat.com/docs/index-301935.html?page=9.
3. Чепурина М.Н., Киселева Е.А., Курс экономической теории: учебник. – Киров: АСА,1999. – 16 с.
4. Во Владивостоке будет построена новая ТЭЦ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.mail.ru/inregions/fareast/25/economics/12071974/?frommail=1.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:40