Северо-Кавказский федеральный округ: налогообложение и экономический рост

Абдулжалилов М.М., Гаджиева С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Нарастающая дифференциация уровней регионального экономического развития является одной из серьезнейших угроз национальной и экономической безопасности. В статье речь идет о Северо-Кавказском федеральном округе. По мнению авторов, рациональная налоговая политика в этом регионе может способствовать уменьшению дифференциации уровня его социально-экономического развития, по сравнению с другими территориями России.

Ключевые слова: налогообложение, социально экономические системы, финансовые стимулы, региональная дифференциация, региональный бюджет, Северо-Кавказский федеральный округ



К числу основных проблем, тормозящих развитие регионов, следует отнести проблему неоднородности социально-экономического пространства страны. Сокращение дифференциации уровня социально-экономического развития территорий − одна из приоритетных задач развития регионов и России в целом.

По величине региональных различий Россия значительно опережает не только развитые, но и развивающиеся страны. Если в США или в Европе региональный продукт на душу населения различается по территориям в 3–5 раз, то в России – более чем в 25 раз. При этом, несмотря на массированные бюджетные вливания, выравнивания региональных различий за последние 10 лет практически не произошло.

Темпы роста ВРП и инвестиции в региональные бюджеты

Нарастающая дифференциация региональной обстановки рассматривается как одна из серьезнейших угроз национальной и экономической безопасности. Россия представляет собой государство, уникальное по пространственной протяженности и вместе с тем по степени региональной дифференциации.

Одним из существенных дисбалансов в пространственном развитии российской экономики является слабая зависимость между темпами роста инвестиций и динамикой ВРП в регионах. В числе лидеров по темпам роста инвестиций оказываются Северо-Западный, Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, но только в Северо-Западном округе темпы роста ВРП превышают среднероссийские. Дальневосточный округ демонстрирует самые низкие среди федеральных округов темпы роста ВРП при среднегодовом темпе прироста инвестиций свыше 15%. Напротив, в Центральном федеральном округе наблюдаются самые высокие темпы роста ВРП при самых низких темпах роста инвестиций.

Несогласованность темпов роста ВРП и инвестиций в основной капитал объясняется спецификой современного этапа развития экономики России. Прежде всего, это наличие значительных резервов производственных мощностей, особенно пассивной части основных фондов, что обеспечивает возможность увеличения выпуска во многих отраслях лишь вследствие увеличения спроса.

Исследованием установлено, что доля различных фондов в общем объеме финансовой помощи бюджетам субъектов федерации (без учета трансфертов внебюджетным фондам) составляет 59,5%, что подтверждает факт отсутствия стабильного и надежного механизма формирования собственных доходов регионов. Согласно статистике, наибольший размер дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (по абсолютной величине) традиционно получают регионы Южного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, а также Алтайский край и Республика Саха (Якутия) [5].

Развитие налогового потенциала регионов и прозрачной системы дотаций

На текущий момент реальный сектор экономики Северо-Кавказского федерального округа развит слабо: доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22% (по Российской Федерации – 5%); доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15% (по Российской Федерации – 19%). Основной вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте составляет до 55% (по Российской Федерации − 16%) [5].

Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов федерации является обязанностью органов местного самоуправления. В первую очередь, необходимо укрепить доходную базу региональных и местных бюджетов.

Основные доходы региональных бюджетов (61,2% от общей суммы) прогнозируется получить за счет налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц (по прогнозу консолидированного бюджета Российской Федерации на 2011 год). Частые изменения пропорций распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы и отмена отдельных налогов стали причиной не только отсутствия заинтересованности, но иногда и невозможности региональных властей наращивать собственную налоговую базу. В результате этого для достижения сбалансированности региональных бюджетов производятся прямые перечисления денежных средств из федерального бюджета в виде дотаций, субвенций и субсидий. Ежегодно более 60 субъектов федерации получают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности [1].

В целях финансового стимулирования регионов, обеспечивающих развитие на своей территории предпринимательской деятельности, необходимо выполнение как минимум двух главных условий:

1) наращивание собственного налогового потенциала регионов;

2) стабильная, прозрачная и легко прогнозируемая система дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, которая не порождает иждивенчество, а стимулирует региональные власти к экономическому развитию своих территорий и, следовательно, росту доходов бюджетов.

Налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, незначительны. Крайне низка доля налоговых поступлений Северо-Кавказского федерального округа в бюджетную систему Российской Федерации. Доля Северо-Кавказского федерального округа в общероссийском объеме налоговых поступлений составляет 0,9%.

Экономический потенциал Северо-Кавказского федерального округа

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 2009 году составили 283,8 млрд рублей. Структура расходов Северо-Кавказского федерального округа по разделам аналогична среднероссийской. В частности, доля расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов составляет 53% (в среднем по Российской Федерации − 52%). При этом стоит отметить, что доля расходов на оплату труда работников бюджетной сферы и начисления на оплату труда в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 2009 году составила 41% (в среднем по Российской Федерации – 30%). Доля расходов Северо-Кавказского федерального округа на национальную экономику составляет 17% в структуре общих расходов [5].

В свою очередь, результаты работы региональных властей по развитию предпринимательской деятельности и созданию благоприятного инвестиционного климата необходимо оценивать по объему инвестиций в основной капитал, обрабатывающие производства, сферу услуг. Оценка результатов деятельности по повышению предпринимательской активности будет производиться по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг (без НДС, акцизов и других платежей) по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; обрабатывающие производства; сфера услуг [3].

Улучшение инвестиционного климата в Северо-Кавказском федеральном округе представляется возможным посредством расширения финансовых стимулов (налоговые и таможенные льготы, доступ к льготному финансированию, льготы по аренде земли, гарантии и т.п.), а также путем развития необходимой базовой инфраструктуры и создания эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами [5].

Финансовый эффект от развития экономического потенциала региона будет оцениваться по объему поступления налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов федерации, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций и региональных налогов, поступающих от организаций добывающих отраслей [4].

Заключение

Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является источником удовлетворения многообразных потребностей населения, помимо имеющегося природно-ресурсного потенциала субъекта. При этом с помощью системы налогообложения возможно рациональное распределение имеющегося и произведенного народного богатства. От содержания региональной налоговой политики зависят во многом масштабы производимых материальных благ в регионах, инвестиционная и предпринимательская активность, сокращение или рост занятости, уровень доходов или качество жизни населения, а также возможность развития непроизводственной и социальной сфер территорий.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015года)» от 11.10.2001 № 717.
2. Концепция стратегического развития России до 2010 г. / Государственный Совет. − М., 2001.
3. Министерство регионального развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minregion.ru.
4. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru.
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.09. 2010 № 1485-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».

Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:00:07