Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (224), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается место и роль ИТ-систем в информационном обеспечении контроллинга на промышленном предприятии. Показаны возможные методы организации системы контроллинга бизнес-процессов.
Ключевые слова: информационные технологии, контроллинг, информационная система, автоматизированная система управления, ит-сервис
Исходя из главной, теоретической посылки о том, что контроллинг – это процесс управления управленческими намерениями и действиями, он представляет собой один из лучших систематизаторов потоков информации о ходе бизнес-процессов на предприятии, который координирует принятие управленческих решений. Контроллинг – это инструмент менеджмента, который пронизывает все уровни управления промышленным предприятием, и для достижения результата все они должны работать интегрированно [5, 6].
Информационные системы на предприятии
Повышение эффективности менеджмента зависит от того, насколько эффективно менеджеры понимают и используют возможности контроллинга. На практике топ-менеджеры промышленных предприятий сталкиваются с масштабными потоками информации. Большое количество информации зачастую «подавляет» менеджера, скрывает наиболее значимую информацию. Если менеджер умело использует информационную систему предприятия, то он может осуществлять целенаправленный отбор информации, например, о положении на предприятии или о ситуации на рынках.
Руководитель получает оперативный доступ к данным из внутренних и внешних источников, а также к информации по производственным и финансово-экономическим вопросам. Информация обрабатывается и отображается в таком виде, чтобы представить данные о предприятии в специфическом ракурсе должностных интересов конкретного менеджера, что позволяет ему принимать быстрые и адекватные решения на объективной основе [1].
Современное развитие корпоративных информационных систем характеризуется возросшими требованиями к ним со стороны бизнеса. На первый план выходят требования к системам информационного менеджмента, способным видоизменять и адаптировать информационные системы предприятий синхронно с изменениями в бизнесе.
Основная роль информационных систем на предприятии состоит в информационном обеспечении его подразделений в целях повышения эффективности бизнеса, которое заключается в предоставлении информационных сервисов (ИТ-сервисов) заданного качества подразделениям предприятия. Набор необходимых предприятию ИТ-сервисов индивидуален и в значительной степени зависит от отрасли, размеров предприятия, уровня автоматизации, квалификации персонала, стратегии развития и т. п.
Корпоративные ИТ-сервисы можно разделить на три большие группы: поддержка ИТ-инфраструктуры, поддержка бизнес-приложений, поддержка пользователей. В общем случае ИТ-сервис характеризуется следующими параметрами [7].
Параметры корпоративных ИТ-сервисов
Функциональность определяет решаемую задачу (информатизацию бизнес-операции, бизнес-функции, бизнес-процесса) и предметную область ее применения.
Надежность определяется средним временем наработки ИТ-сервиса на отказ, т. е. средним периодом времени между двумя сбоями в предоставлении сервиса.
Производительность характеризуется способностью информационной системы соответствовать требованиям своевременности. Для различных ИТ-сервисов показателями производительности могут быть время реакции (время выполнения транзакции) или пропускная способность системы.
Конфиденциальность определяет вероятность несанкционированного доступа к данным и/или их несанкционированное изменение. Количественные измерения данного показателя не проводятся. Вместо этого, обеспечивающие ИТ-сервис информационные системы классифицируются по степени конфиденциальности. Принадлежность к тому или иному классу подтверждается независимой сертификацией.
Масштабность характеризует объем и сложность работ по поддержке ИТ-сервиса. Единого измерителя масштаба не существует, к его показателям относят число рабочих мест, количество удаленных сайтов, сложность используемых приложений и т. п.
Затраты – стоимость всей совокупности ресурсов, вовлеченных в сопровождение ИТ-сервиса, а также потерь от его простоев. Данный показатель включает стоимость оборудования, программного обеспечения, используемых каналов связи и кабельной системы, внешних услуг, заработную плату сотрудников и др.
При рассмотрении структуры типовых информационных систем предприятия можно выделить 5 основных модулей, которые присутствуют в любой информационной системе: финансово-экономическое управление, бухгалтерия и кадры, склад, производство, сбыт. При этом только единичные системы имеют встроенный модуль контроллинга.
Известные сегодня системы информационного обеспечения принятия решений замкнуты на информатизации процессов и лишены способности их координировать снизу-доверху и сверху-вниз [2].
Таким образом, одной из наиболее актуальных и перспективных тенденций в развитии контроллинга является формирование на предприятии информационной системы, удовлетворяющей условиям и потребностям контроллинга. Контроллинг дает системное представление о состоянии бизнеса и путях его развития в соответствии со стратегической целью – обеспечить баланс триады бизнеса: рост, развитие, прирост стоимости. Именно это свойство контроллинга отличает его от типовых систем информационного обеспечения функциональных потребностей топ-менеджеров.
Организация системы контроллинга процессов
Очевидно, что организация контроллинга бизнес-процессов с использованием информационных технологий наиболее эффективна, поскольку позволяет собирать и обрабатывать в автоматическом режиме большое количество ключевых показателей результативности и эффективности. При этом возможны два подхода к организации системы контроллинга процессов:
1) встраивание функционала контроллинга бизнес-процессов в систему управления предприятием;
2) использование специализированных систем контроллинга бизнес-процессов и их интеграция с автоматизированными системами управления предприятием. К системам второго рода относится, в частности, Process Performance Manager (PPM) компании IDS Scheer AG.
Решение о выборе конкретного варианта обычно принимают исходя из соотношения «функциональность/качество/стоимость». При этом необходимо отметить, что специализированные системы имеют более совершенные механизмы контроллинга процессов. С их помощью становится возможным систематизировать многочисленные разнородные характеристики процессов.
Помимо этого, можно собирать данные о процессах, протекающих в различных информационных системах (ERP, CRM, SCM и др.) посредством специальных агентов – адаптеров, которые подключаются к системам и собирают в них необходимую информацию. Собранные данные интегрируются в базе данных системы контроллинга и впоследствии анализируются исходя из целевых значений ключевых показателей эффективности/результативности, заложенных в системе.
Функционал специализированных систем, предназначенных для организации контроллинга бизнес-процессов, содержит следующие блоки [3]:
XML-адаптеры (агенты) – обеспечивают сбор и преобразование данных из различных информационных систем;
Process Warehouse (база данных ключевых показателей) – обеспечивает накопление значений ключевых показателей результативности и/или эффективности;
Frontend (блок анализа) – обеспечивает возможность анализировать показатели результативности/эффективности бизнес-процессов;
Report (отчеты) – позволяет создавать различные аналитические отчеты по запросам пользователей.
Системы контроллинга можно использовать в качестве надстройки к любым системам, где автоматизированы потоки работ и выполняются транзакции. Такие системы представляют собой открытые инструментальные средства, поскольку бизнес-процессы часто охватывают целый ряд информационных систем предприятий компании. Таким образом системы контроллинга поддерживают интеграцию с самым широким спектром информационных систем, включая ERP-системы, системы класса workflow, SCM- и CRM-системы, а также приложения собственной разработки.
Принципиальное отличие специализированных систем контроллинга заключается в том, что они позволяют анализировать бизнес-процесс с цепочками процессов, простирающимися по разным информационным системам, или иначе говоря, создавать единый взгляд на бизнес-процесс, в рамках которого используется несколько различных информационных систем.
Возможности информационной системы предприятия
Для обеспечения эффективности контроллинга бизнес-процессов на промышленном предприятии используемая информационная система должна обладать следующими возможностями:
− собирать и накапливать данные из различных информационных систем предприятия;
− проводить оценку эффективности бизнес-процессов на основе ключевых показателей результативности;
− анализировать показатели процессов при помощи встроенных специализированных статистических инструментов;
− отображать историю ключевых показателей бизнес-процессов, проводить сравнение с предыдущими периодами;
− анализировать ключевые показатели с различных точек зрения, используя перенастраиваемые фильтры;
− поддерживать планирование ключевых показателей результативности и эффективности бизнес-процессов;
− автоматически запускать аварийные предупреждения, если значения ключевых показателей существенно отклоняются от запланированных;
− объединять различные измеряемые параметры для поиска источников отклонений;
− быстро преобразовывать перечень ключевых показателей в различные отчеты.
Выводы
Задачи контроллинга бизнес-процессов наиболее эффективно решаются с использованием автоматизированных систем. Это связано с тем, что такие системы в любой момент времени содержат наиболее точные данные о процессах, тогда как при решении подобных задач без ИТ-систем используется большое количество экспертных оценок, вносящих искажения и требующих значительных временных затрат.
Потребность в повышении качества управления, в обеспечении соответствия информационных потоков реальным бизнес-процессам, в ускорении документооборота и подготовки принятия управленческих решений является основой для развития современных информационных систем, и в частности, для информационного обеспечения системы контроллинга на промышленном предприятии.
Источники:
2. Карманова В.А., Круссер Н.Г. Роль контроллинга в совершенствовании корпоративного управления // Корпоративное управление и инновационное раз-
витие экономики Севера: Вестник Научно-исслед. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского госуниверситета. – 2006. – № 1.
3. Коптелов А., Крохин В. Информационные системы в контроллинге бизнес-процессов // BYTE/ Россия. – 2005. – № 10.
4. Нечеухина Н.С. Информационное обеспечение бизнес-анализа для управленческих решений // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2009. – № 1.
5. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 3.
6. Пыткин А.Н. Теория и методология взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.
– 162 с.
7. Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем. – М.: Инфра-М, 2005. – 960 с.
Страница обновлена: 11.10.2024 в 18:39:41