Реальность реформирования имущественного налогообложения в России
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Введение налога на недвижимость в России – главный лейтмотив основных налоговых направлений уже десяток лет. Проект федерального закона об установлении в России нового налога, принятый Государственной Думой РФ в 2004 г., далее первого чтения пока не продвинулся. Разработка проекта закона постоянно наталкивается на различные трудности, поэтому увидеть налог на недвижимость на практике удастся только тогда, когда основные составляющие этого налога будут приведены «в порядок».
Ключевые слова: земельный налог, налог на недвижимость, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц
В настоящее время вопрос о трансформации местных налогов в единый налог на недвижимость является одним из наиболее актуальных и поднимается Президентом РФ в основных направлениях налоговой политики уже более 10 лет. Переход к самостоятельному регулированию и сбору единого налога на недвижимость, взамен налогов на землю и имущество, станет одним из важнейших направлений в создании финансово устойчивой базы в налоговых доходах местных бюджетов.
Так, в большинстве развитых стран, имущественные налоги являются основными доходными источниками местных бюджетов, которые расходуются на решение вопросов местного значения, связанные с жизнеобеспечением человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и т.д. [8].
В Российской системе налогообложения к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Их роль в консолидированном бюджете Российской Федерации ничтожно мала – 0,56% в 2008 г., 0,81% в 2009 г., 2% в 2010 г. и 0,6% в 2011 г., по данным Федерального казначейства РФ [8].
Таким образом, в России практика взимания имущественных налогов требует усовершенствования для выполнения ими своих основных функций – фискальной и регулирующей.
Необходимость внесения кардинальных изменений в существующий порядок налогообложения недвижимого имущества активно обсуждается на разных уровнях власти уже несколько лет.
Предполагаемые изменения в законодательстве
Основные идеи применения в нашей стране налога на недвижимость были сформулированы еще в 1997 г. Тогда была предпринята экспериментальная попытка введения этого налога в городах Великом Новгороде и Твери [6]. Однако уже более десяти лет основные проблемы и споры о перспективах налога на недвижимость остаются нерешенными.
В рамках налога на недвижимость, которому в части второй Налогового кодекса РФ планируется отвести отдельную главу, предлагается [5]:
− налогоплательщиком налога на недвижимость признать физических лиц, обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения на недвижимое имущество;
− объектом налогообложения определить недвижимость жилого назначения и гаражи, а также земельные участки, на которых расположены данные объекты или которые представлены для их строительства;
− для определения налоговой базы использовать рыночную (кадастровую) стоимость объекта налогообложения.
Предполагаемые изменения в законодательстве позволяют:
− создать основу для стабильных поступлений в местный бюджет;
− создать социальную справедливость между обладателями элитного, комфортного жилья и владельцами более дешевой недвижимости;
− создать более эффективную налоговую систему, за счет упрощения системы имущественного налогообложения и снижения затрат на его администрирование [1].
В первоначальном варианте налог на недвижимость заменял не только местные налоги, но и региональный налог на имущество организаций, тем самым сохраняя экономический смысл установления налога на недвижимость. Так как при переориентации налогообложения, из всех видов имущества именно на недвижимое имущество, возникает необходимость отмены всех однотипных налогов, в том числе регионального налога на имущество организаций, распространяющего свое действие и на объекты движимого имущества.
Следует отметить, что предполагаемая сегодня в законопроекте модель налога на недвижимость предусматривает при его введении замену взимания только местных налогов – земельного налога и налога на имущество физических лиц, и не затрагивает налог на имущество организаций.
Россия не готова к введению налога на недвижимость
Что касается реформирования налога на имущество организаций, то планируется отменить налог на движимое имущество для организаций [4]. К такому имуществу, для целей налогообложения, относятся: машины и оборудование, транспортные средства и любая техника, за исключением самолетов, кораблей и космических объектов [1].
Такие изменения в законопроекте логичны, так как региональные бюджеты не лишатся одного из своих источников дохода и, кроме того, это не противоречит экономическому смыслу налога на недвижимость. Отмена налога может стать значительным подспорьем в возрождении именно производственных предприятий, поскольку именно у них движимое имущество из-за специфики бизнеса находится в особо крупном размере, также это будет стимулировать инвестиции и использование достижений научно-технического прогресса.
Проект Федерального закона об установлении в России местного налога на недвижимость был принят Государственной Думой РФ в первом чтении еще в 2004 г. Однако, как показало время, законопроект далее первого чтения пока не продвинулся. Установление в России налога на недвижимость упоминается ежегодно в Основных направлениях налоговый политики как на 2012 г., так и на 2013 г. Значит, к настоящему моменту, на федеральном уровне уже сформирована достаточно последовательная и неизменная позиция относительно того, что налог на недвижимость должен быть введен в систему налогов и сборов РФ.
Однако в то же время, Россия еще не готова переходить к новому налогу на недвижимость. Это связано не только с увеличением налоговой нагрузки на физические лица, что негативно отразится на настроениях общества, но, самое главное, в России не решены проблемы, которые существуют как в сфере налогообложения имущества физических лиц, так и земельном налоге.
Прежде всего, это наличие недостоверных цен в договорах купли-продажи недвижимости, представляемых на регистрацию в Росреестр, которые не позволяют сформировать полноценное, объективное мнение о сложившихся на текущую дату усредненных, дифференцированных по категориям объектов, стоимостных показателях на рынке недвижимости. Это происходит из-за неоправданно высоких рыночных цен на объекты недвижимости, умышленного занижения цен на недвижимость в договорах купли-продажи, прежде всего, в целях минимизации налога на доходы физических лиц для продавца объекта.
Ситуация на рынке недвижимости и земли
К настоящему моменту, по данным Росреестра, завершена работа по массовой оценке объектов капитального строительства в двенадцати пилотных регионах, где правительство планирует опробовать новый налог перед введением его на территории всей страны. Даны оценки по семнадцати миллионам объектов капитального строительства в Калужской, Тверской, Калининградской областях, Краснодарском, Красноярском краях, Ростовской области, Башкирии, Татарстане, Нижегородской, Самарской, Иркутской и Кемеровской областях [9]. Но эти данные еще должны будут проверить на предмет их справедливости эксперты-оценщики из профильных саморегулируемых организаций.
Предполагается, что собственники, не согласные с итогами оценки своей недвижимости могут подать апелляцию и самостоятельно заказать оценку, представив ее результаты на комиссию, в которую должны будут входить представители Росреестра, оценочного сообщества и местных органов власти.
В земельном налогообложении из-за отсутствия в России рынка земли, невозможно объективно провести ее кадастровую оценку. А при наличии огромного числа земельных участков, которые не имеют правообладателя, возникает ситуация, когда землю используют для получения некоторого дохода, но земельный налог не платят, так как в силу отсутствия свидетельства о собственности не возникает объекта налогообложения.
Проблема регистрации в собственность отразится и при введении нового налога на недвижимость. Ведь для того чтобы ввести этот налог нужно, чтобы все земельные участки, и все строения на этих участках были учтены и зафиксированы в кадастровом реестре, земля и здание должны быть оформлены как единый комплекс, а значит иметь титул собственности на здание и землю как единое целое. Но действующее законодательство исходит из того, что оформление собственности происходит отдельно по разным объектам, при этом регистрация прав на землю у нас осуществляется в заявительном порядке.
Сложившаяся ситуация на рынке недвижимости и земли, которая тормозит формирование налоговой базы − кадастровой стоимости объектов недвижимости, не позволяет определить налоговые ставки по налогу на недвижимое имущество и установлению размеров налоговых вычетов, а значит все дальше отодвигает сроки введения нового налога.
Заключение
В заключении необходимо отметить также, что на сегодняшний день налог на имущество физических лиц зафиксирован лишь в ст. 15 Налогового кодекса РФ и его правовое регулирование осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». То есть фактически, налог на имущество физических лиц лишь поименован в Налоговом кодексе РФ, но поэлементно не прописан.
Таким образом, говорить о взимании единого налога на недвижимость можно будет только тогда, когда основные составляющие нового налога на недвижимость будут четко систематизированы и отрегулированы. Необходимо отвести для налога на имущество физических лиц главу в Налоговом кодексе РФ, внести коррективы в закон, регулирующий регистрацию прав собственности на недвижимое имущество, упростить процедуру и документооборот при регистрации недвижимости. Предпринятые изменения не только повысят собираемость имущественных налогов на местном уровне, за счет увеличения объектов налогообложения, но и создадут благоприятную среду для введения нового налога.
[1] Заметим, что до настоящего момента власти не решались ввести налог на недвижимость по той простой причине, что он значительно усиливает налоговую нагрузку на физических лиц, так как будет рассчитываться исходя не из регистрационной (согласно данным БТИ), а из коммерческой стоимости недвижимости. В современных экономических условиях, когда, с одной стороны, бюджетные расходы не прозрачны и не могут никем контролироваться, а, значит, не всегда целесообразны, а, с другой стороны, большая часть страны живет за чертой бедности или близка к этому состоянию, введение налога на недвижимость – крайне нежелательная мера, которая будет способствовать резкому обнищанию большей части населения страны, так как значительное усиление налоговой нагрузки коснется всех без исключения. – Прим. ред.
Источники:
2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.
3. Закон РФ от 09.12.1991, № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
4. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/2012_05_23_ONNP_2013-2015.pdf.
5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.06.2004 № 51763-4.
6. Федеральный закон от 20.07.1997 № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери».
7. Михасева Е.Н. Формирование и развитие системы налогообложения недвижимости в России // Муниципальная экономика. – 2009. – № 3 (39). – С. 100−107.
8. Информация об исполнении бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://roskazna.ru/reports/cb.html.
9. Завершена оценка объектов недвижимости в 12 регионах России-2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gdeetotdom.ru/living/news/1828825/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:23