О проблемах нормативно-правового регулирования обмена рыночной информацией
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (36), Декабрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время принято говорить о наступлении эпохи информационной экономики. Это обусловлено быстрым развитием информационных технологий и возрастающими объемами обмена информацией. При этом часто информация выступает в роли самостоятельного, но нематериального продукта, предлагаемого на рынке. Появляются организации, основным направлением деятельности которых является как производство информационных продуктов, так и оказание информационных услуг. Однако законодательное регулирование в данной сфере до сих пор является несовершенным и порождает множество вопросов и противоречий. С чем это связано? Причина заключается в том, что основные принципы законодательного регулирования экономических отношений формировались в эпоху индустриализации производства.
Ключевые слова: информация, нематериальные активы, нормативно-правовое регулирование
Информационные ресурсы и продукты, являющиеся объектами новой информационной экономики, обладают совершенно иными свойствами, не присущими ресурсам материальным. Так, например, информационные ресурсы в отличие от материальных в процессе их потребления не расходуются, а накапливаются. Дефицитность информационных ресурсов в большинстве случаев ведет не к повышению, а к снижению их ценности. Учет затрат и перемещений информационных ресурсов, не имеющих границ потребления, возможно вести только опосредованными, а не прямыми, как в случае материальных ресурсов, способами. Таким образом, попытки создания отдельных правовых норм законодательства, регулирующих отношения в информационной сфере на базе принципов учета, принятых в индустриальной экономике, порождают лишь новые противоречия.
В действующем законодательстве предоставление информационных услуг регламентируется Гражданским кодексом РФ и Федеральными законами. Согласно ст. 779 ГК РФ информационные услуги подпадают под общие правила возмездного оказания услуг. Понятие услуги подразумевает выполнение какого-либо действия и не учитывает материального выражения результата такого действия. Статья 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" от 4.07.96 № 85-ФЗ раскрывает понятие информационной услуги. Оказание информационной услуги заключается в предоставлении информации покупателю на материальном носителе, а согласно ст. 6 указанного закона информационные продукты являются товаром, если это не противоречит действующему законодательству. На практике же оказание информационной услуги заключается в выполнении целенаправленного действия по обработке информации, результатом которого является предоставление покупателю заказанной информации на материальном носителе, так как сама по себе информация без какого-либо вида овеществленного носителя обычно не существует. Подобные отношения регламентируются Гражданским кодексом как купля-продажа или работа, выполняемая по договору подряда. Из этого следует множество проблем при осуществлении бухгалтерского учета полученных информационных услуг.
Как же следовало бы классифицировать в бухгалтерском учете материальные носители, полученные заказчиком в процессе оказания ему информационной услуги?
Существует практика учета таких носителей как основных средств. Однако, чаще всего получаемая информация не "привязаны" жестко к носителю и может быть скопирована и использована без оригинального носителя. В таком случае сам материальный носитель не может быть классифицирован как основное средство, так как именно информация, а не носитель обладает свойством возможности приносить доход (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01). Можно было бы учесть данный носитель как материальные запасы при использовании в управленческих целях, согласно Положению по бухгалтерскому учету ("Учет материально-производственных" ПБУ 5/01). Однако согласно Гражданскому кодексу основной характеристикой возмездного оказания услуг является то, что в процессе оказания услуги не возникает перехода прав собственности на какой-либо материальный объект. Из этого может следовать то, что материальный носитель не будет являться собственностью организации, получающей информационные услуги. Тогда его следует учесть на забалансовом счете, например, как ценности, принятые на ответственное хранение.
Еще одной точкой зрения, не противоречащей законодательству, является возможность в принципе не учитывать полученный носитель. Это также следует из определения услуги в Гражданском кодексе, согласно которому предметом оказания услуг является лишь действие, а не передача материального объекта. Обычно стоимость материального носителя уже учтена исполнителем в стоимости услуги и списана на затраты, и сам носитель является лишь "тарой" для передаваемой информации.
С подобными вопросами современные бухгалтеры часто сталкиваются в случаях, когда организация приобретает программное обеспечение или иные информационные массивы. Классификация полученных фирмой носителей играет важную роль, например, в случае проведения расчетов налогооблагаемой базы для некоторых видов налогов или при определении направления использования целевого финансирования.
Для урегулирования подобных вопросов (и что немаловажно - претензий налоговой службы) следует в каждом договоре на оказание информационных услуг точно определять действия сторон в предмете договора, а также оговаривать право собственности на материальный носитель, так как данные вопросы однозначно не регламентируются действующим законодательством. В общем же случае, отставание законодательной базы от развития регулируемой им сферы, является закономерным и в будущем можно надеяться на улучшение существующей ситуации. Но для этого необходимо системное изменение основных положений, регламентирующих гражданско-правовые отношения, с учетом принципиально новых подходов к оценке "нематериальных" свойств информационных объектов.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:32