Малый бизнес Узбекистана: государственное регулирование ради развития

Югай А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Югай А.Б. Малый бизнес Узбекистана: государственное регулирование ради развития // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 21. – С. 177-182.

Аннотация:
В статье рассмотрены основные процессы формирования и развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. Определено место малого бизнеса в национальной экономике страны и значение его нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, субъект малого бизнеса, структура малого бизнеса, валовый внутренний продукт



С целью создания гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышения их деловой активности, а также защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в 2000 году была принята новая редакция Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». В нем, в частности, отмечается; предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства

К субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства относятся [7]:

1) индивидуальные предприниматели;

2) микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, − не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях − не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании − не более пяти человек;

3) малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:

− легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, промышленности строительных материалов, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, − не более ста человек;

− машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством − не более пятидесяти человек;

− науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы − не более двадцати пяти человек.

Таким образом, среднегодовая численность работников субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством при этом учитывается и количество лиц, принятых на работу по совместительству, договорам подряда, иным договорам гражданско-правового характера, работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах [3, 5, 7].

Роль малого бизнеса в развитии экономики Узбекистана

В результате успешно осуществленных реформ малый бизнес и частное предпринимательство сегодня играют ключевую роль в модернизации национальной экономики страны о чем нагляно свидетельствуют данные, приведенные в табл.

Как видно из табл., промышленной продукции возрос с 244,0 млрд сум в 2000 году до 8742,7 млрд сум в 2011 году, при этом за последние 12 лет темпы роста в среднем составили 35−45%. Объем инвестиций со стороны субъектов хозяйствования также увеличивается с каждым годом. Так, если в 2000 году он был равен 114,8 млрд сум, то в 2011 году этот показатель достиг 5788,4 млрд сум и его рост за этот период составил более, чем 50 раз. Такую же положительную тенденцию роста можно отметить в строительстве, розничной торговле, оказании платных услуг и др. Объем экспорта субъек-тами малого бизнеса и частного предпринимательства также возрастает с каждым годом, но, вместе с тем, с их стороны увеличивается и объем импорта [7].

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 12.05.2011 года, за № ПП-1529с 1 июня 2011 года минимальный размер уставного фонда (уставного капитала) для вновь создаваемых обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью должен быть не менее сорокакратного размера минимальной заработной платы, установленной законодательством на дату представления документов для государственной регистрации.

1

Проведенные исследования показали, что за годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности − основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения.

В результате, за последние десять лет доля малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВВП страны возросла с 31,0% в 2000 году до 54,0% в 2011 году, общий уровень занятости в различных отраслях экономики за те же годы увеличился с 49,7% до 74,8% (см. табл.). В целом доля доходов от предпринимательской деятельности составляет свыше 47% от совокупных доходов населения [1, 7].

Если рассматривать по отраслям национальной экономики страны, то в 2011 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве составила 97,9%, производимой продукции, промышленности – 21,0%, сфере инвестиций – 31,6%, строительстве – 69,0%, торговле – 47,0%, оказании платных услуг – 46,4%, грузообороте – 42,0%, пассажирообороте – 81,3%, экспорте – 18,8% и импорте – 37,4%.

Был существенно упрощен и стал более прозрачным порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства и их подключения к инженерно-коммуникационным сетям. Так, в два раза сокращены ставки государственной пошлины за регистрацию, значительно расширен перечень видов деятельности, по которым предельная среднегодовая численность работников малых предприятий увеличена до ста человек, разработан и внедрен механизм по масштабному вовлечению субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в процесс государственных закупок.

Целевые программы и динамика роста

Реализация мер в рамках государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» стимулировала создание в 2011 году 35,0 тыс. новых предприятий (без фермерских хозяйств) малого бизнеса и частного предпринимательства. В том же году указанными субъектами было произведено 54,0% от общего объема ВВП страны, что на 1,5% больше, чем за весь 2010 год. Доля малых предприятий и микрофирм в производстве ВВП в 2011 году составила 33,7%, против 32,7% в 2010 году.

Как явствует на основе данных, представленных на рис., доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве в 2011 году составила 97,9%, строительстве – 69,0% и сфере пассажирооборота – 81,3 %, здесь то есть наблюдается динамика роста. Относительно низкой в том же году была доля малого бизнеса в промышленности – 21,0 %, экспорте – 18 и инвестициях – 31,6 %.

2

Субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства в 2011 году [7]:

− обеспечена занятость 8913,5 тыс. человек, или 74,8% всех занятых в экономике, в том числе в индивидуальном секторе было занято 6575,1 тыс. человек, на малых предприятиях и микрофирмах – 2338,4 тыс. человек;

− произведено промышленной продукции на 8742,7 млрд сум (21,0% всего промышленного производства республики), что составило 123,3% по отношению к уровню за весь 2010 год;

− освоено инвестиций на 5788,4 млрд сум (31,6% от общего объема освоенных инвестиций в республике), что составило 117,5% по отношению к уровню 2010 года.;

− выполнено строительных работ на 6513,8 млрд сум (69,0% от общего объема строительных работ), или 138,9% по отношению к уровню 2010 года;

− обеспечен рост грузооборота автомобильного транспорта на 8,2% (77,9% от общего объема грузооборота республики), пассажирооборота – на 10,0% (86,3% от общего объема пассажирооборота);

− освоено 47,0% от общего объема розничного товарооборота республики, что составило 13295,0 млрд сум (рост на 8,4%), платных услуг, соответственно, 46,4% и 4893,9 млрд сум (14,1%);

− экспортировано продукции на 2827,6 млн долл. США (18,8% от общего объема экспорта), или 158,6% по отношению к уровню 2010 года, импортировано объемов на 3934,6 млн долл. США (37,4% от объема всего импорта), или 119,7% по отношению к уровню 2010 года.

Упрощение всех видов отчетности и разрешительных процедур

В целях кардинального улучшения деловой среды, создания максимально благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства за счет ликвидации бюрократических барьеров, сокращения и упрощения лицензионных и разрешительных процедур, коренного совершенствования системы отчетности и порядка ее представления в соответствии с требованиями рыночной экономики, международными нормами и стандартами, был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 16.07.2012 № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» [1].

На основании данного указа в установленные сроки сокращается количество государственной статистической, финансовой, налоговой и других видов отчетности за счет их упразднения и объединения дублирующих форм, а также периодичности их представления; отменяется представление на ежемесячной основе налоговой отчетности по всем видам налогов и другим обязательным платежам, за исключением налога на сверхприбыль; микро-фирмы заполняют статистическую отчетность на годичной основе с ежеквартальным проведением органами статистики выборочных обследований по соответствующим направлениям и сферам деятельности.

Вывод

Таким образом, можно констатировать, что для создания и развития субъектов малого бизнеса в Узбекистане созданы все необходимые нормативно-правовые и организационные условия.


Источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16.07.2012 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. – 2012. − № 29. − С. 327.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. − М.: Финансы и статистика, 2001. – 245 с.
3. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. − М.: Юнити, 2005. − 400 с.
4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. − М.: ИНФРА-М, 2007. − 288 с.
5. Лапуста М. Г., Старостин М.Л. Малое предпринимательство. − М.: ИНФРА-М, 1997. − 320 с.
6. Питере Т.Д, Уотерман Р.Х. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки. − М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 558 с.
7. Официальный сайт Государственного комитета по статистики Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stat.uz.

Страница обновлена: 04.04.2024 в 06:29:58