Индустрия гостеприимства или туризма? Кто прав?

Скобкин С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье сформулированы основные отличия между понятиями деятельность в индустрии гостеприимства и туристская деятельность, уточнен состав отраслей, входящих в индустрию гостеприимства и взаимодействующих с ней. Предложена карта-схема индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: предприятия, индустрия гостеприимства, туристская деятельность, предоставляющие услуги гостеприимства, поддерживающие индустрию гостеприимства



В современной научной и профессиональной литературе широко применяется термин «индустрия гостеприимства», входящий в понятие сферы услуг.

Иностранные и российские специалисты по-разному трактуют понятие «индустрия гостеприимства». Некоторые авторы пытаются объединить эти понятия, другие же подменяют одно понятие другим, что приводит к смешению этих двух категорий и определенной путанице. Более того, подобная неясность затрудняет определить границы рынка, состояние спроса и предложения в каждой из этих категорий, что отрицательно сказывается на стратегическом планировании в этой сфере экономической деятельности.

Для того чтобы сформулировать различия между понятиями «индустрия туризма» и «индустрия гостеприимства» уточним, в чем же собственно заключается туристская деятельность и чем она отличается от деятельности в индустрии гостеприимства.

Туристская деятельность и услуги гостеприимства

Для определения понятия туристской деятельности обратимся к норме Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1]. Так, под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Из контекста данной нормы следует, что и туроператорская, и турагентская − это виды деятельности по организации путешествий, включающие формирование, продвижение, реализацию туристского продукта. Под формированием туристского продукта следует понимать действия субъекта по приобретению прав на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги. Под продвижением туристского продукта понимается комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в выставках, организация информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое). Под реализацией понимается продажа туристского продукта непосредственно туристу.

Хотя данный закон трактует туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников», перечисленные направления выходят, по нашему мнению, за рамки туристкой деятельности, обозначенной в законе.

Таким образом, туристская деятельность в трактовке Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нацелена в большей степени на организацию и рекламу туристских поездок, чем на создание и предоставление услуг гостеприимства и заменять их понятием туристского продукта (туристского пакета) не вполне правомерно. Напомним, что услугами гостеприимства пользуются не только туристы, но и другие категории путешественников, которые согласно статистике Всемирной туристской организации (ВТО-ООН) объединены в понятие «посетителей» (visitors).

По нашему мнению, гостеприимство − это более емкое и общее, чем туризм, понятие, так как его задачей является удовлетворение потребностей не только туристов в узком смысле, не только путешественников в широком смысле, но и потребителей вообще, находящихся на территории объектов гостеприимства.

Авторская модель индустрии гостеприимства

Вместе с тем мы полагаем, что индустрии гостеприимства и туризма нельзя рассматривать как совершенно разные, так как путешественники – это, прежде всего, потребители, имеющие разнообразные потребности, в том числе и специфические туристские, зависящие от целей и мотивов путешествий, а также от целого ряда других мотивационных факторов. Следовательно, индустрия туризма, по нашему мнению, должна входить в состав индустрии гостеприимства, которая рассматривается как единое целое по причине неразрывной общности ее целей и задач. Вместе с тем организаторская роль по формированию потоков туристов, несомненно, принадлежит туристским фирмам и организациям, которые вместе с экскурсионными фирмами образуют туристскую индустрию.

Авторская позиция организации индустрии гостеприимства представлена на карте-схеме (см. рис.).

1

Согласно предложенной модели, индустрия гостеприимства состоит из предприятий и организаций, непосредственно входящих в индустрию гостеприимства и предоставляющих услуги гостеприимства конечным потребителям, и предприятий и организаций, поддерживающих индустрию гостеприимства [1].

К первой группе мы относим гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, пассажирский транспорт, туризм и экскурсии, организацию отдыха, зрелищ, развлечений и т.д., а также профессиональную подготовку специалистов для этой отрасли экономики. Бизнес индустрии гостеприимства охватывает сегодня такие сферы деятельности, как цирки, зоопарки, аттракционы передвижных городков, национальные парки и заповедники, парки культуры и отдыха, киноконцертные и выставочные залы и т.п.

К развлечениям также относятcя занятия спортом в спортивных залах, бассейнах и аквапарках, стадионах и т.д. Сопровождает развлечения также приобщение к культурным ценностям: посещение театров, музеев, библиотек, различных клубных учреждений.

Во вторую группу, поддерживающую индустрию гостеприимства, мы включаем предприятия и организации жилищного, капитального и дорожного строительства, машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности и энергетики, сельского хозяйства, пищевой и химической промышленности, здравоохранения, производство сувениров и предметов туристского обихода и т.д.

Индустрия гостеприимства как относительно обособленная социально-экономическая система

Индустрия гостеприимства выступает как самостоятельная, сложная и относительно обособленная социально-экономическая система, привлекающая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Такое представление индустрии гостеприимства позволяет формулировать ее закономерности, оценивать типичные характеристики. При изучении этой отрасли выявляются взаимные отношения компонентов системы и их связи с внешней средой.

Выделение участников этой социально-экономической системы по различным признакам позволяет рассматривать ее многомерность, в которую входят и другие отрасли, не имеющие ярко выраженного туристского характера.

В данной трактовке мы можем точнее устанавливать объемы спроса и предложения, глубину рынка на конкретном географическом сегменте, выходя за условные рамки внутреннего, въездного и рекреационного туризма, которые не учитывают потребительский спрос из числа лиц не входящих в понятие туриста. Более того, такой подход позволяет эффективнее осуществлять стратегическое планирование предприятий, ориентированных на эту сферу экономической деятельности.

[1] Речь идет о Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012). – Прим. ред.


Источники:

1. Скобкин С.С. Экономическая стратегия развития предприятий ИГиТ: монография. – М.: Издательство АБЦ, 2011. − С. 178–179.

Страница обновлена: 21.10.2024 в 14:55:19