Структурно-функциональный состав системы управления отраслевым кластером

Загора И.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время формирование отраслевых кластеров представляется одним из наиболее перспективных направлений инновационного развития экономики. В статье рассмотрены вопросы формирования структурно-функционального состава системы управления в отраслевом кластере для налаживания максимально эффективного процесса его работы.

Ключевые слова: отраслевой кластер, система управления кластером, уровни управления, структурно-функциональный состав системы управления



В настоящее время к кластерному подходу развития российской экономики проявляется значительный интерес. Вопросам функционирования кластеров уделяется внимание во многих научно-исследовательских работах. Однако по-прежнему слабо освещен аспект управления внутри изучаемой структуры, что абсолютно неоправданно, поскольку кластер представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа организаций разных типов и форм. Очевидно, что в процессе их работы в кластере возникает значительное число проблем, результативное и быстрое решение которых предполагает наличие грамотного управленческого воздействия. Для этого, помимо прочего, должен быть определен рациональный состав субъектов системы управления и установлена оптимальная схема взаимодействия межу ними.

Отраслевой кластер

Целью данной статьи является формирование структурно-функционального состава системы управления в отраслевом кластере. Для ее достижения автором были решены следующие задачи:

1) выстроена технология разработки структурно-функционального состава системы управления в отраслевом кластере;

2) определены уровни управления в нем;

3) установлены ключевые управляющие субъекты;

4) предложен структурно-функциональный состав системы управления отраслевого кластера.

В авторском видении, кластер – временная локализованная группа специализированных хозяйствующих субъектов оптимального состава с участием государственных органов, обладающих полной самостоятельностью, выступающая способом поступательного инновационного развития конкретной сферы экономики на основе принципов кооперации и конкуренции в форме целостной структуры. Наличие множества организаций в составе кластера обуславливает необходимость систематизации их работы, распределения полномочий и зон ответственности, определения ведомств, координирующих и контролирующих их деятельность. Перечисленные задачи предполагают формирование оптимального структурно-функционального состава системы управления. Этот процесс требует серьезной исследовательской работы. Последовательность его этапов представлена на рис. 1.

Действия по формированию системы управления кластером

1. Создание группы специалистов, состоящей из представителей государственных органов, научного сообщества, образовательных учреждений, бизнес-структур для разработки структуры управления в кластере.

2. Сбор и анализ информации, изучение зарубежного опыта и предполагаемого процесса работы кластера.

1 3. Определение целей и задач кластера, его масштаба, что оказывает значительное влияние на принятие решения о количестве управленческих субъектов, распределение полномочий между ними, централизацию управления. 4. Установление уровней управления в кластере. В предлагаемой системе выделяется три уровня. Они соответствуют системе корпоративного управления.

Обозначим основные управляющие субъекты по следующим уровням:

– координационный совет (KC). В его ведении находятся стратегические вопросы развития всего кластера, его продвижение, сотрудничество с внешними организациями, управление финансовыми потоками, привлечение и отбор новых участников.

– координационные органы по зонам ответственности (KO). Отметим, выполнение единого технологического процесса, объединяющего всех участников кластера (акторов) предлагается разделить на «зоны ответственности». Их количество определяется в зависимости от конкретного кластера. Каждой из таких «зон» руководит конкретный координационный орган – управляющая компания (УК). КО организуют работу и взаимодействие предприятий, относимых к подведомственному функциональному направлению (зоне ответственности), осуществляют текущий контроль деятельности акторов. Таким образом, управляющие компании выполняют, прежде всего, коммуникативную и контролирующую функции.

– организации – структурные подразделения. Конкретные акторы выполняют работу по предоставлению качественных услуг населению.

Важность этого этапа обусловлена необходимостью дальнейшего формирования ведомств, относимых к разным уровням управления, которые координируют и контролируют работу «зон ответственности» в целом и конкретных организаций, распределение функций и полномочий между ними. В статье рассмотрены субъекты управления первых двух уровней.

5. Формирование структурно-функционального состава системы управления, определение основных управляющих органов, выполняемых ими задач, объектов, на которые они оказывают воздействие, проверку на соответствие поставленным целям. В случае отрицательного результата проводится их корректировка и формирование нового состава.

Авторское видение структурно-функционального состава системы управления кластера приведено на рис. 2, где отражено распределение функций в кластере, что позволяет позиционировать систему управления как особую организацию специализированных управленческих элементов, объединенных в единое целое и предназначенных для решения задач кластера, построенную на принципах кооперации и специализации.

Для выполнения различных функций создаются службы и комитеты кластера, относимые к координационному совету или координационным органам. При этом предполагается, что службы выполняют специальные функции для всего кластера или функционального направления (например, бухгалтерский учет, аудит и т.д.), а комитеты согласовывают работу отдельных акторов. Службы и комитеты образуют штабы координационного совета и координационных органов. В целом определение состава подразделений, их полномочия зависят от вида кластера, степени централизации руководства в КС и КО, квалификации сотрудников предприятий и т.д.

6. Разработка плана мероприятий по построению структуры системы управления, назначение сроков его исполнения и ответственных лиц.

2

7. Проведение мероприятий по формированию системы управления с учетом предложенного структурно-функционального состава. Контроль за точностью и срочностью исполнения плана.

8. Оценка эффективности управления. В случае несоответствия намеченным показателям, состав, полномочия, система взаимодействия подвергаются корректировке.

Применение предложенных в статье положений позволит упорядочить и систематизировать работу по формированию структурно-функционального состава системы управления кластера. Кроме того, он соответствует принципам инновационного управления.

Вывод

Таким образом, предложенная структура соответствует сущности кластера и, на наш взгляд, позволяет максимально эффективно организовать процесс его функционирования, при этом устранено дублирование функций, сокращены издержки, усилен контроль за качеством предоставляемых населению услуг. Предполагается, что рекомендуемые алгоритм и структурно-функциональный состав системы управления в кластере могут быть применены в любой отрасли с уточнением его специфических особенностей и стратегических задач.


Источники:

1. Гордеев С. С. Формирование рынка управленческих услуг в устойчивом развитии объединений холдингового типа: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Гордеев Станислав Сергеевич; Красноярский государственный торгово-экономический институт. – Красноярск, 2012. – 26 с.
2. Забродин А. Ю. Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы / А. Ю. Забродин // Молодой ученый. – 2011. – № 8. Т. 1. – С. 130–132.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:06:32