Теоретические и методические основы программно-целевого управления
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Максимец Н.В., Шакирова Г.Р. Теоретические и методические основы программно-целевого управления // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 21. – С. 32-36.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы государственного программно-целевого управления: комплекс факторов, обусловивших востребованность новых подходов к программно-целевому решению важнейших вопросов развития страны. Обоснованы подходы к определению понятий «программа» и «план», определены проблемы реализации программно-целевого метода управления.
Ключевые слова: программа, Комплексная программа, план, программно-целевой метод управления, системный поход
Государственное программно-целевое управление признано быть инструментом решения социально-экономических проблем, в этой связи расширяется и поле практического применения государственного программирования.
Использование государственного программно-целевого управления в современной экономике способствуют его действенность и применимость в условиях любой экономической системы. Программно-целевое управление использовалось в централизованно-управляемой экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу и природе социально-экономических систем. Проблемы возникают в странах с различными формами как политических, тик и экономических систем. Вне зависимости от формы системы, проблемы могут быть решены и действительно решаются на программной основе, с использованием программно-целевого метода управления. Таким образом, существенные различия наблюдаются только в способах управления разработкой и реализацией комплекса программных мероприятий.
В 2006 г. в России сложился комплекс факторов, обусловивших востребованность новых подходов к программно-целевому методу решения важнейших вопросов развития страны и организации бюджетной деятельности государства [1].
В.В. Путиным 5 сентября 2005 г. были сформулированы идеи и определены ключевые содержательные моменты четырех приоритетных национальных проектов как нового механизма решения задачи повышения качества жизни граждан, как формы концентрации бюджетных и административных ресурсов: эффективной формы, исключающей «инертное проедание средств без ощутимой отдачи» [2].
Сферы реализации проектов выбраны вполне закономерно: здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство и являются ключевыми компонентами, определяющими состояние приоритета всей государственной политики, как качество жизни граждан. Это сферы, развитие которых требует применения масштабных и технологичных государственных инструментов: приоритетных национальных проектов.
Программно-целевой метод управления нацелен на предвидение будущих результатов деятельности и планирование путей их достижения. Любой метод управления направлен на достижение каких-либо конкретных целей, в основе самого процесса управления лежит определение и постановка целей и побор путей их достижения.
Программно-целевой метод управления
Опыт разработки и реализации различных программ показывает необходимость развития методологии программно-целевого управления в тесной связи с типом и уровнем формирования. Вначале определяются цели, которые должны соответствовать приоритетам государственной политики. Программы, методы их реализации и планируемые итоги тесно увязываются с прогнозом социально-экономического развития страны, особенно с планами модернизации тех сфер и отраслей, в которых они будут осуществляться. Принципиально важным является то, что государственные программы должны не только учитывать текущее положение дел в экономике и социальной сфере, но и работать на перспективу, отражая долгосрочные прогнозы и тенденции.
Итак, программно-целевой метод управления является общепризнанным способом решения крупных и сложных народнохозяйственных проблем посредством выработки рациональных целенаправленных решений, сбалансированных по срокам, ресурсам и исполнителям.
Варианты определения термина «программа» представлены в табл.
Таблица
Варианты определения термина «программа»
Райзберг Б.А.
|
Ильенкова С.Д.
|
Лозовский Л.Ш.
|
Программа – это совокупность целеориентированных, намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени мероприятий, направленных на решение определенной проблемы
|
Программа – это конкретные меры, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной ситуации
|
Программа – это совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленный на достижение единой цели, решение одной проблемы
|
Программно-целевой метод решения проблем в наибольшей степени отвечает основным принципам государственного регулирования.
Во-первых, он способен обеспечить единство экономических и социальных целей, так как меры государственного воздействия направлены и на то, и на другое.
Во-вторых, этот метод органически сочетает директивное и индикативное регулирование в единой системе управления отраслевой экономикой. Очевидно, что программно-целевое регулирование, осуществляемое при участии государственных органов управления, предполагает отраслевой протекционизм, имеющий два аспекта: внутрихозяйственный и внешнеэкономический.
В-третьих, по сути своей программно-целевой метод управления обеспечивает более планомерное и пропорциональное развитие отрасли, воздействуя на конкуренцию и ценообразование, нейтрализуя противоречия интересов его отдельных сфер и комплексов [4].
Воздействие на активизацию предпринимательской деятельности
На сегодняшний день относительно четко в российском праве формализована именно программная форма управления. Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие разновидности программ:
1) комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований;
2) федеральные, региональные и муниципальные целевые программы;
3) ведомственные целевые программы.
Применение программно-целевого метода управления осуществляется в виде реализации целевых комплексных программ, которые и являются одним из значимых средств экономической политики государства.
Основным параметром в программно-целевом методе управлении является четко структурированная содержательная часть программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации и контролем выполнения.
При формировании и развитии программно-целевого метода управления должны применять комплексный, системный и целевой подходы.
Реализация комплексного подхода возможна лишь в сочетании со всеми сопутствующими ему явлениями и процессами. Поэтому программно-целевой метод управления направлен на активизацию предпринимательской деятельности, так как позволяет на основе комплексного подхода определять современные значимые бизнес-задачи. Системный подход позволяет проникнуть в существо связей в процессе хозяйственного управления, находить наиболее эффективные варианты их организационного построения, развития и совершенствования [3].
Проблемы реализации программно-целевого управления
Анализируя опыт России в реализации программно-целевого метода управления, следует отметить ряд проблем теоретического, методического, нормативного и реализационного характера.
В теоретическом плане требуется доработка сформированной в советское время методологии в соответствии с требованиями рынка, с ориентацией на действительную выполнимость поставленных задач, социально-экономическую и бюджетную эффективность разрабатываемых мероприятий.
Недостаточно проработаны и методические основы проблемного районирования. При выборе цели программы не всегда четко конкретизированы народнохозяйственные приоритеты развития и система показателей, заданий программы.
При реализации целевого подхода зачастую наблюдается расхождение желаемого и действительного, когда потребности региона не обеспечиваются ресурсами, а формирование программ по решению отдельных проблем осуществляется разными организациями без их централизации и координации. Это ведет к дублированию и рассеиванию средств.
Поэтому необходим охват этих проблем комплексной региональной программой или укрупнение мелких программ с целью повышения их прозрачности, экономии бюджетных средств на управление, повышения ответственности исполнителей и контроля.
Отсутствие альтернативных вариантов по составу мероприятий программы в зависимости от объема реальных финансовых ресурсов в региональном бюджете и принятие за оптимальный единственного варианта, предложенного администрацией территории, ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.
На стадии реализации программ большое значение отводится системе мониторинга и оценке выполнения программных мероприятий, что требует унификации показателей мониторинга региональных и муниципальных программ для упрощения, сопоставимости и доступности его использования на различных уровнях.
Источники:
2. Из выступления Президента РФ В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного совета (5.09.2005 года Москва, Большой Кремлевский дворец) // http://www.minzdravsoc.ru/health/prior.
3. Терентьева Н.Ю. Проблемы реализации программно-целевого метода управления на региональном уровне / Н.Ю.Терентьева [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. 2007. – № 4 (12). – Режим доступа: http://region.mcnip.ru.
4. Эльдиева Т.М. Совершенствование программно-целевого метода решения проблем регионального АПК / Т.М. Эльдиева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2011. – № 10 – С.12-18.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:48