Классификация видов диверсификации и анализ возможностей их применения для нефтегазовых компаний
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сафонова Т.Ю. Классификация видов диверсификации и анализ возможностей их применения для нефтегазовых компаний // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 19. – С. 56-61.
Аннотация:
Статья посвящена классификации видов диверсификации и анализу возможностей их применения для нефтегазовых компаний. Представлена формула расчета экономической эффективности от диверсификации нефтегазовых компаний, определены критерии выбора направления диверсификации.
Ключевые слова: нефтегазовые компании, классификации видов диверсификации, экономическая эффективность от диверсификации, критерии выбора направления диверсификации
Существуют различные виды диверсификации. Рассмотрим те, на которых в процессе поиска вариантов для диверсификации нефтяная компания может остановить свой выбор.
Исходя из сущности диверсификации, которая заключается в предоставлении предприятиям нефтегазовой отрасли возможности приспособиться к сложившейся конъюнктуре специализированных рынков, которые остро подвержены изменениям цен на нефть, выбор направлений развития диверсификации производства в значительной степени зависит от конъюнктуры рынка, финансового состояния и возможностей внедрения эффективных форм организации производства и сбыта. В литературе можно встретить различные классификации видов диверсификации, в основе которых положены разные признаки. Автором представлены виды диверсификации, которые могут быть применимы к нефтегазовому сектору.
Диверсификации, применимые к нефтегазовому сектору
Базовыми диверсификациями в предложенном варианте классификаций являются диверсификация за счет внешнего роста, когда создаются подразделения вне действующего нефтегазового предприятия (это может быть диверсификация путем слияния, поглощения) и диверсификация за счет внутреннего роста, когда в составе действующего нефтегазового предприятия открываются новые самостоятельные бизнес-единицы, производственные участки, цехи, а также иные производства – то есть источником роста служит внутренняя среда данного предприятия. И та, и другая диверсификации могут быть как связанными, так и несвязанными; как вертикальными (когда нефтегазовое предприятие использует часть ресурсов для образования или приобретений нового бизнеса, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для него и/или будут обеспечивать рынки сбыта для его продукции), так и горизонтальными (введение новых продуктов).
Вертикальная диверсификация, в свою очередь, делится на вертикальную восходящую (когда нефтегазовое предприятие создает сеть дочерних предприятий и стремится действовать на тех рынках, где в настоящее время приобретает свои ресурсы. При этом оно расширяет свою ценностную цепочку в направлении «вверх» – с производства сырья к производству продукта) и вертикальную нисходящую (когда нефтегазовое предприятие стремится действовать на рынках, обслуживаемых в настоящее время ее основными клиентами или дистрибьюторами, то есть расширение своей ценностной цепочки в направлении приобретения новых рынков и создания новых видов продукции на существующих площадях предприятия).
Далее следует выделить продуктовую диверсификацию, диверсификацию рынка и чистую диверсификацию; простую (без затрат на ее проведение) и сложную (с выделением капитальных вложений на ее осуществление); узкую диверсификацию, представляющую собой ограниченное вторжение в новую область производства только внутри данностраны, и широкую, предполагающую широкое вторжение в производственные сферы других стран; внутриотраслевую, межотраслевую и смежноотраслевую.
Значение данной классификации состоит в следующем:
– способствует упорядочиванию терминологии;
– создает возможности для систематизированного изучения видов диверсификации;
– может быть применена руководством нефтегазового предприятия для принятия решения по выбору одного из вариантов диверсификации.
Для определения направления диверсификации в условиях высокой волатильности мировых цен на энергоресурсы целесообразно применять критерий эффективности. На экономическую устойчивость предприятий нефтегазового комплекса большое влияние оказывает волатильность цен на нефть и газ. В частности, фундаментальная стоимость нефтегазовых компаний Российской Федерации зависит от изменения цен на нефть.
Расчет затрат на проведение диверсификации
Современной теорией не выработан единый объективный показатель, позволяющий количественно оценить эффективность того или иного направления диверсификации. Понятие «эффективность» характеризует результативность каких-либо решаемых задач в соотношении с затратами. В наиболее общем виде экономическая эффективность (Э) представляет собой сопоставление двух величин: абсолютной величины эффекта с абсолютными величинами затрат и ресурсов.
Поскольку диверсификация предполагает выход за рамки основного бизнеса с целью повышения показателей его эффективности при полном использовании ресурсов, то эффект диверсификации заключается в попытке снизить собственный риск портфеля при помощи увеличения в нем количества активов.
Для выбора направления диверсификации необходимо просчитать, каковы будут затраты, связанные с проведением диверсификации производства (3Д). Они будут состоять из следующих расходов нефтегазового предприятия:
– стоимость маркетинговых исследований и рекламы (ЗМ);
– затраты на приобретение, строительство, монтаж или аренду объектов основных средств: оборудования, машин, инструмента, производственных зданий и сооружений, ноу-хау патентов (ЗО);
– затраты на приобретение товарно-производственных запасов (ЗЗ);
– затраты на подготовку или найм новых работников (3Р);
– расходы на уплату процентов по использованию необходимых кредитов, связанных с диверсификацей (ЗК);
– прочие затраты (ЗП).
Таким образом, затраты на проведение того или иного направления диверсификации можно рассчитать как совокупность вышеуказанных затрат по формуле:
ЗД = ЗМ + ЗО + ЗЗ+ ЗР + ЗК + ЗП (1)
Эффект от диверсификации организациями нефтегазового комплекса
Важным фактором, влияющим на принятие решения о проведении диверсификации, является возможность достижения в результате синергетического эффекта – явления, когда доходы (или иные результаты деятельности) от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности [2].
Таким образом, приоритетным будет то направление диверсификации, при котором предприятие получит синергетический эффект, который можно измерить двумя способами:
1) оценить сокращение затрат при определенном уровне дохода;
2) оценить увеличение прибыли при определенном уровне вложений в производство [3].
Интересен подход Ю.А. Войтовича, который выделяет следующие основные эффекты синергии:
– эффект масштаба (ЭМ);
– эффект интеграции, он связан с получением одним из подразделений предприятия преимуществ в процессе разработки, производства и реализации продукта (ЭИ);
– эффект комплексных преимуществ (ЭКП);
– эффект конгломерата, распределения риска за счет выпуска продукции разных отраслей (ЭК);
– эффект совместных действий бизнес-единиц и подразделений предприятия (ЭСД) [1].
На взгляд автора, формула для оценки эффекта от диверсификации организациями нефтегазового комплекса может быть представлена следующим образом:
ОЭ = ЭИ + ЭТ + ЭА + ЭС + ЭР + ЭП (2)
где
ОЭ – ожидаемый экономический эффект от диверсифи кации на определенную дату;
ЭИ – ожидаемый эффект, достигаемый за счет изменения издержек на производство, реализацию продукции и оказание услуг;
ЭТ – ожидаемый эффект, достигаемый за счет сокращения трансакционных издержек (то есть разность суммарных затрат на заключение контрактов отдельно действующими компаниями и аналогичных затрат диверсифицированной компании);
ЭА – ожидаемый эффект, достигаемый за счет повышения спроса на продукцию переработки нефти вследствие расширения ее ассортимента;
ЭС – ожидаемый эффект, достигаемый за счет увеличения объемов реализации нефтепродуктов в связи с использованием новых направлений сбыта;
ЭР – ожидаемый эффект, достигаемый за счет оптимизации размещения и использования ресурсов (снижения нормативных запасов сырья, простоев оборудования и т.д.);
ЭП – ожидаемый эффект, достигаемый за счет социальных и экологических результатов, а также косвенных результатов (изменение доходов сторонних организаций, граждан и т.д.).
Таким образом, экономическую эффективность от диверсификации нефтегазовых компаний можно вычислить по формуле:
Критерии выбора направления диверсификации
При выборе того или иного направления диверсификации нефтегазовых компаний целесообразно учитывать следующие критерии:
1) Критерий привлекательности.
Диверсифицированный бизнес должен обеспечивать приемлемую прибыль на вложенный капитал. Например, эффективность приобретения морского терминала АО «Вентспилс Нафта», имеющего пропускную способность приема российской нефти по трубопроводам нефти до 16 млн т/год, нефтепродуктопровода до 6 млн т/год зависит от возможности поставки по ним из России согласованных объемов нефти и нефтепродуктов. При отсутствии согласованной экономической политики в отношении поставок нефти и нефтепродуктов в указанном направлении приобретение указанного актива является экономически непривлекательным.
В оценке привлекательности бизнеса можно использовать бизнес-диагностику, которая представляет процесс комплексного анализа внутренних и внешних возможностей организации, оценки текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявления стратегических проблем.
2) Критерий затрат на диверсификацию.
Затраты на вхождение в новый бизнес не должны превышать потенциальной прибыли от работы в нем. Бесспорно, что слишком высокие входные издержки автоматически снижают будущую прибыль и предполагаемую стоимость акций диверсифицированной компании. Например, с учетом существующих бенефициаров на рынке сопутствующих услуг на нефтегазовом рынке (по таможенному оформлению, транспортно-экспедиционному обслуживанию, морскому фрахту и другим услугам) велики административные барьеры вхождения в указанный бизнес. Так, диверсификация бизнеса с созданием новых подразделений перечисленных сопутствующих услуг в нефтегазовой компании в большей части не имеет преимуществ по затратам, по сравнению с оплатой договорных обязательств в рамках аутсорсинга.
3) Критерий дополнительных преимуществ.
Диверсификация должна предоставить нефтегазовому предприятию возможность повышения эффективности существующих или новых подразделений. Например, если нефтетранспортная компания России диверсифицировала бизнес путем оказания услуг по транспортировке нефти по территории зарубежных стран, то повышается эффективность использования имеющихся ресурсов (использование существующего персонала для работы на новых направлениях), создаются ценные компетенции, производится обмен новыми технологиями, оптимизируются трансакционные издержки. Если дополнительных преимуществ не образуется, то диверсификация не обеспечит желаемого результата.
4) Критерий роста экономической прибыли – сравнение полученной и прогнозируемой прибыли и роста рентабельности
Заключение
В конечном счете, обращение нефтегазовых компаний к диверсификации продиктовано желанием руководства повысить эффективность деятельности предприятия, и всегда связано с принятием важнейших стратегических решений.
Источники:
2. Колобов А.А., Омельченко И.Н. и др. Менеджмент высоких технологий. − М.: Экзамен, 2008.
3. Кублин И.М., Оноприйчук Б.С. Диверсификация как фактор устойчивого развития предприятия в рыночных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sarrsute.ru/images/stories/articlefoto/rio/journal/journal4(16)/kublin.pdf.
4. Обзор совместных предприятий в нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Joint-ventures-in-the-oil-and-gas-industry-RU/$FILE/Joint-ventures-in-the-oil-and-gas-industry-RU.pdf.
5. Основные элементы теории диверсификации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strategplann.ru/diversifikatsija-proizvodstva/osnovnye-elementy-teorii-diversifikatsii.html.
6. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. − М.: Экономика, 2009. − С. 533.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. − М.: ИНФРА-М, 2010. − 512 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:06:52