Социальная ответственность предприятий как основа успешного бизнеса и социально-экономического развития

Мингалева Ж.А., Смилевская И.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы социальной ответственностью предприятий, их участия в социальном развитии региона, определены условия для расширения практики социальной ответственности бизнеса, создаваемые и поддерживаемые властями региона. На примере группы предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ», расположенных на территории Пермского края, приведен опыт успешного взаимодействия бизнеса и государства по развитию социально ответственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, ответственная организация, бизнес и общество



Сегодня социальная ответственность бизнеса является одной из составляющей его корпоративной стратегии. Реализация принципа социальной ответственности связана с публично-правовым регулированием фондов денежных средств коммерческих организаций, то есть правовое регулирование отношений по распределению прибыли должно обеспечивать использование части прибыли коммерческих организаций в целях осуществления социальной функции и софинансирования решения социальных проблем общества. Выделяют три направления ответственности бизнеса: социальное, экологическое и финансовое.

Широкое внедрение в практику принципов социальной ответственности бизнеса (corporate sociale responsibility) датируется 70-ми гг. XX в. В современных условиях правительства всех ведущих стран социально-экономическое развитие связывают с расширением социальной ответственности коммерческих организаций. Именно такой подход − к экономическому росту через социальную ответственность как фактор устойчивого развития − положен в основу принятой в 2000 г. Лиссабонской стратегии как программного документа социально-экономического развития Евросоюза [1].

Должен ли бизнес быть социально ответственным?

Для России этот путь только начинается. Российские предприятия, с одной стороны, предпринимают попытки разработки конкретных подходов к социальной ответственности, внедрения международных принципов прозрачности, экологической безопасности, трудовых отношений, поддержки общества. С другой стороны, они вынуждены строить свою политику в условиях кризисного состояния социальной сферы российских регионов. В этой ситуации выходом может стать разработка таких подходов к социальной ответственности, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах, но учитывали бы сегодняшние российские реалии. Поэтому вопрос о том, должен ли бизнес быть социально ответственным, до сих пор остается не решенным для многих отечественных бизнесменов. Однако ответ здесь достаточно простой − должен. Прежде всего, социально активное поведение напрямую влияет на репутацию бизнеса. Кроме того, бизнес получает конкурентные преимущества перед другими предприятиями, работающими на этом рынке: у них появляется доступ к интеллектуальному капиталу, увеличивается ценность бренда, сокращаются расходы. Корпоративная и социальная ответственность бизнеса влияют на стоимость акций компаний, увеличивают репутационный капитал бизнеса.

Что же означает понятие «социальная ответственность бизнеса»? Зачем она ему нужна? Ведь на первый взгляд, это дополнительные расходы компании, которые не принесут ей дополнительной прибыли (ради чего собственно компания и работает). Однако, как мы уже показывали ранее [2], − это статус компании, это инвестиции в человеческий капитал, в окружающую среду и в отношения со всеми заинтересованными сторонами. Если же теперь кратко охарактеризовать значение корпоративной социальной ответственности для общества в целом (города, региона, страны), то социальная ответственность бизнеса, способствуя повышению качества жизни населения, оказывает благотворное влияние на все стороны хозяйственной деятельности, однако социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество и государство были социально ответственными.

Льгота по налогу на прибыль в Пермской крае как форма стимулирования социальной ответственности бизнеса

Что касается нашей страны, то исследования в области развития корпоративной социальной ответственности в России начались на рубеже ХХ−ХХI вв. и еще только внедряются в теорию и практику ведения бизнеса. В этот же период времени была принята Социальная хартия российского бизнеса [3], разработанная РСПП, в которой впервые системно сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративной ответственности. Хартия представляет своего рода стандарт ответственного подхода к ведению бизнеса для российских компаний, которая в определенной степени гармонизирована с Глобальной инициативой по отчетности (GRI). Существенным элементом социального поведения в рамках общей деятельности компаний является выпуск корпоративной социальной (нефинансовой) отчетности. В 2007 году Россия впервые была представлена в международных базах данных [4] как страна, в которой компании и организации выпускают нефинансовую отчетность.

Однако до сих пор в России каждое предприятие по-своему трактует понятие социальной ответственности. При этом в концептуальном плане, понятие социальной ответственности бизнеса – это достижение коммерческого успеха таким способом, чтобы соблюсти этические ценности и показать уважение по отношению к людям, обществу и окружающей среде.

В целях развития своего бизнеса работодатели подбирают необходимый им персонал. Одновременно решаются такие задачи, как развитие бизнес-направления, повышение квалификации сотрудников и многое другое. Помимо этого, каждый работодатель принимает законодательство страны и города, в котором развивает свой бизнес, то есть уплачивает налоги в бюджеты разных уровней. И каждый будущий работодатель просчитывает плюсы и минусы законодательной основы.

Нужно отметить, что в Пермском крае существуют дополнительные условия для развития и широкого внедрения в практику социально ответственного бизнеса. Так в Пермском крае еще 7 лет назад (в 2006 году) были внесены изменения в Закон Пермского края «О налогообложении Пермской области», которые установили льготу по налогу на прибыль организаций в размере 4%, а с 2009 года эта льгота выросла до 4,5% (см. табл.).

Таблица

Распределение объема льготы по налогу на прибыль организаций в Пермском крае

Image 1

Таким образом, льгота, предоставленная организациям Пермского края, на основании Закона Пермской области «О налогообложении в Пермской области» № 1685-296 (в ред. от 01.02.2006) составила:

с 2006 по 2008 года 17,5% – 13,5% = 4%

с 2009 года 18% – 13,5%= 4,5%

Полученную разницу организации распределяют на свои цели и задачи, в том числе на благотворительность, на реализацию социально ответственных проектов, на спонсорство и т.д.

Группа предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ» – пример социально ответственного бизнеса

Одним из примеров социально-ответственных предприятий на территории Пермского края является группа предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ», ведущих свою деятельность в Прикамье. Также как и все другие предприятия, расположенные в крае, предприятия группы «ЛУКОЙЛ» с 2006 года пользуется льготой по налогу на прибыль организаций, а губернатор Пермского края и президент компании «ЛУКОЙЛ» регулярно подписывают различные документы об экономическом и социальном сотрудничестве. Нужно отметить, что президент компании ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Юсуфович Алекперов заключает соглашения о сотрудничестве со всеми регионами, в которых ведется деятельность компании, однако в Пермском крае в этих соглашениях значительную часть занимают вопросы, относящиеся к понятию социально-ответственных действий. Так, с 2006 года компания «ЛУКОЙЛ» оказывает социальную поддержку 21 муниципальному образованию в Пермском крае на строительство, ремонт и реконструкцию социально-значимых объектов (в том числе: школы, детские сады, больницы, объекты газификации, водопроводы, храмы и мечети и т.д.). Данные направления социально-экономической деятельности компании поддерживают сами муниципальные образования Пермского края, где осуществляется такая деятельность «ЛУКОЙЛ».

В целом к сфере социальной ответственности группы компаний ЛУКОЙЛ относятся разработка проектов на строительство, реконструкцию социально-значимых объектов, ремонт, реконструкция и участие в строительстве социально-значимых для муниципалитета и края в целом объектов. К примеру, по итогам разработанной за счет благотворительных средств компании проектной документации на строительство объектов, муниципалитет привлекает не только средства собственного бюджета, а также средства из бюджетов Пермского края и федерации. Компания ЛУКОЙЛ также принимает активное участие и в части строительства ряда объектов.

Вывод

Тема социальной ответственности все больше актуализируется в сознании российского бизнеса, так как предприятия и корпорации являются не только основой экономических отношений, но влияет на социальные процессы, протекающие в современном обществе. Бизнес становится все более вовлеченным в жизнь общества, выходит за рамки его профессиональной ориентации. Он должен выстраивать отношения со множеством взаимозависимых лиц, так как на его деятельность, помимо внутренней среды, оказывает влияние внешнее окружение – власть, некоммерческие организации (НКО), потребители, СМИ, международные организации и партнеры, жители территории, на которой непосредственно расположено предприятие и т.д.


Источники:

1. Lisbon european council 23 and 24 march 2000 presidency conclusions [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm#1.
2. Мингалева Ж.А., Смилевская И.П. Корпоративная социальная отв етственность на территории Пермского края // Креативная экономика. – 2011. − № 5. − С. 47−52.
3. Социальная хартия российского бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей. Редакция 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rspp.ru.
4. Сorporate Register [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.corporateregister.com.
5. Налоговый Кодекс РФ.
6. Закон Пермской области «О налогообложении в Пермской области» № 1685-296 (в редакции от 01.02.2006).
7. Перекрестов Д.Г. Подходы к определению и ступеням реализации корпоративной социальной ответственности // Креативная экономика. – 2009. – № 12 (36). – c. 136–142. – http://www.creativeconomy.ru/articles/2850.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 08:44:46