Модель принятия инвестиционных решений на предприятиях пищевой промышленности в условиях модернизации отрасли
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предлагается при принятии инвестиционных решений в пищевой промышленности учитывать тенденции современного общества, связанные со здоровым питанием. Приоритетность таких решений будет способствовать перспективному развитию предприятий отрасли и работать на решение задач по увеличению продолжительности жизни населения, поставленных Правительством РФ.
Ключевые слова: инвестиционные решения, модель принятия решений, модернизация отрасли, тренд здорового питания
Модернизация пищевой промышленности в современных условиях предполагает одновременное решение двух задач − перевода отрасли на инновационный путь развития и обеспечения на этой основе достойного уровня жизни жителей нашей страны, сопоставимого с уровнем ведущих стран мира.
Принятие инвестиционных решений промышленными предприятиями в условиях модернизации отрасли – процесс сложный и очень ответственный, так как инвестиционные решения относятся к категории долгосрочных, требуют огромных ресурсов для реализации и учета все условий, в которых действует и развивается конкретное предприятие. Это очень важные решения, так как от них зависит будущее бизнеса.
Перспективность инвестиций в здоровое питание
Во всем мире в настоящий момент ведущим трендом является здоровое и правильное питание, то есть, можно сказать, что, согласно взглядам мирового сообщества на проблему продовольственной безопасности, фундаментальное право человека состоит в реализации здорового образа жизни, и обязанностью общества является обеспечение экономической доступности соответствующих продуктов питания.
Еще в 1996 году на Всемирном продовольственном саммите в Риме был выработан план действий, в котором отмечено: « … продовольственная безопасность существует, когда люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворить свои диетические и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни» [3].
В XXI в. наша страна не является исключением: и у нас созрела необходимость создания качественной пищевой продукции для массового потребителя.
В указе Президента РФ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [2] поставлена задача по увеличению к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в России до 74 лет. Эта задача может быть успешно решена с учетом той продукции, которую выпускают предприятия пищевой промышленности, в частности кондитерской отрасли. При употреблении продуктов, содержащих канцерогенные вещества, человек вряд ли проживет и до 60 лет, а если получит здоровое питание, в которое будут вкладываться средства, инвестиции, тогда, может быть, будет жить в среднем до 75−80 лет.
В связи с тем, что одна из тенденций современного рынка продуктов питания − это ориентир на здоровый образ жизни и здоровое питание, на наш взгляд, необходимо инвестиционную деятельность предприятий пищевой промышленности развернуть в сторону здорового питания, которое является не только экономически оправданным, но перспективным и наиболее востребованным обществом.
Четырехугольник целесообразностей при принятии инвестиционных решений
Согласно универсальной модели Д.Норткотта [1] в процессе принятия инвестиционных решений мы имеем дело с треугольником целесообразностей:
− экономической целесообразностью,
− социальной целесообразностью,
− политической целесообразностью (см. рис. 1).
Рис. 1. Универсальная модель принятия инвестиционных решений Д. Норткотта
Однако, на наш взгляд, можно выделить другие целесообразности, которые могут быть важны для принятия инвестиционных решений для конкретной отрасли промышленности, конкретного предприятия.
Мы предлагаем для пищевой промышленности, в частности для кондитерской отрасли, добавить обязательную четвертую целесообразность, которую называем социальной целесообразностью, но вкладываем в нее иной смысл, чем у Норткотта. Под социальной целесообразностью в нашем случае понимается целесообразность, связанная именно с вложением инвестиций в производство пищевой продукции для здорового питания. При этом получаем модифицированную модель принятия инвестиционных решений − четырехугольник целесообразностей:
− экономическая целесообразность;
− социальная целесообразность;
− организационная целесообразность;
− политическая целесообразность (см. рис .2).
Необходимо отметить, что в данной модели экономическая целесообразность и социальная целесообразность являются одновременно приоритетными факторами для принятия решений.
Рис. 2. Универсальная модель принятия инвестиционных решений для предприятий пищевой промышленности
Мы не отрицаем, что инвестиции должны быть грамотно вложены с экономической точки зрения, но иначе понимаем эту грамотность: инвестиции не только должны приносить максимальный экономический эффект, а должны быть вложены в соответствии с потребностями социума, общества, которое хочет жить долго и быть здоровым. Залог успеха инвестиционной деятельности – в интеграции тщательного анализа сложившейся обстановки и прогностического мышления, поэтому мы считаем более правильным инвестировать на предприятиях пищевой промышленности не в тот проект, который даст в первый год максимальный процент прибыли, а через год эта продукция окажется невостребованной, а в тот проект, от которого хотя и получим меньший процент прибыли в первый год, но с позиций потребителя, готового все больше и больше платить за тот продукт, который приносит для него пользу, он будет каждый год прогрессировать. Для этого нужно производить ту продукцию, которая не только экономически оправдана, но и полезна.
Поведенческие факторы руководителей, влияющие на принятие инвестиционных решений
Мы согласны с экономистами, которые отмечают важное место поведенческого (у Д. Норткотта – социального) фактора в вопросе эффективности принятия инвестиционных решений. Безусловно, процесс принятия инвестиционных решений не является чисто механическим процессом, не надо забывать, что, в конечном итоге, решения принимают люди. Остановимся на некоторых поведенческих факторах руководителя, влияющих на результат принятия решения.
Во-первых, рациональность. Руководитель при принятии инвестиционных решений в сфере здорового питания на практике решает и собственные задачи. Он прекрасно понимает, что благодаря здоровому питанию проживет дольше, дольше будет работоспособен, принесет больше пользы компании, своей семье и себе лично.
Во-вторых, долгосрочность целей против краткосрочности. Тенденция здорового питания является общемировой тенденцией. Население нашей страны осознает ценность тренда здорового питания и присоединяется к нему, а значит, за здоровым питанием будущее.
В-третьих, человек при принятии решения стремится уклониться от риска.
В данном случае, при принятии инвестиционного решения в пользу продуктов для здорового питания риск сводится к минимуму. Поклонников здорового образа жизни год от года в нашей стране становится все больше. Многие крупные компании уделяют пристальное внимание развитию здорового образа жизни сотрудников, например, в ТНК-ВР на протяжении нескольких последних лет успешно реализуется программа «Наше здоровье − наш успех». Кондитерские предприятия не остаются в стороне от здорового образа жизни, например, поддержка детского парусного спорта является важной частью социальной ответственности холдинга «Объединенные кондитеры». Понятно, что человек, заботящийся о своем здоровье, заботится и о соответствующем питании.
Успешное развитие предприятия пищевой промышленности зависит от правильности выбора инвестиционного направления с учетом потребностей общества в здоровом питании. С учетом существующей тенденции должны приниматься инвестиционные решения в условиях современной социально-экономической обстановки.
Заключение
Отвечая как долгосрочным, так и текущим интересам России, предлагаемая модель принятия инвестиционных решений в условиях модернизации отрасли, представляется автору той принципиальной основой, на которой должны приниматься решения на предприятиях пищевой промышленности.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
3. Rome Declaration on World Food Security and World Summit Plan of Action (World Food Summit Rome – 13−17 November 1996) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fao.org.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:48