Пермский край: опыт противодействия интеллектуальной миграции молодежи

Сарксян В.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сарксян В.Б. Пермский край: опыт противодействия интеллектуальной миграции молодежи // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 17. – С. 44-50.

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности интеллектуальной миграции в современных условиях. Особый акцент сделан на молодежной миграции, отмечено ее значение для социально-экономического развития страны и регионов. Приведены примеры успешного противодействия этим процессам в Пермском крае.

Ключевые слова: интеллектуальная миграция, утечка мозгов, технологическое отставание, миграция молодых



Одной из ключевых тенденций современности и одновременно серьезной проблемой в развитии многих стран мира, в том числе России, является интеллектуальная миграция, или как ее еще называют, «утечка мозгов». При этом за последние десятилетия интеллектуальная миграция значительно помолодела, что создает особую угрозу экономической безопасности для стран и регионов, становится серьезным препятствием для их дальнейшего социально-экономического развития. Ведь, как свидетельствуют данные различных исследований, именно работа дипломированных специалистов является основным каналом распространения вузовских знаний в экономике и ключевым фактором инновационной деятельности [1].

Как показывают данные различных исследований, сегодня основную массу квалифицированных эмигрантов из России составляет молодые люди с высшим образованием. Причины этого за годы осуществления реформ практически не изменились – это и низкая заработная плата, отсутствие перспектив карьерного роста и плохие условия для научной деятельности (материально-техническая база многих научных и научно-исследовательских учреждений колоссально отстает от зарубежных), а также низкая престижность научной деятельности и слабые возможностей заниматься наукой и исследованиями. При этом, как правило, уезжает наиболее талантливая молодежь. Так, согласно официальной статистике, до 60% российских школьников и студентов – победителей международных олимпиад уезжает на различные стажировки и работу за границу, а обратно возвращается лишь 9% [2].

Куда и почему мигрирует российские молодые ученые и студенты?

Весьма тревожной тенденцией является и постоянное увеличение числа молодых исследователей и студентов, ежегодно уезжающих из России – согласно данным фонда «Открытая экономика» после 2000-го года их численность составляет более 4000 человек в год. Кроме того, в последние годы начался активный отъезд за границу для учебы в вузах наиболее талантливых выпускников российских школ.

Основными направлениями выезда российских абитуриентов являются страны Западной Европы (в первую очередь Германия, Франция, Великобритания, скандинавские страны, Австрия, Нидерланды, Чехия, Венгрия), а также Канада, Австралия, США и Новая Зеландия. Нужно отметить, что многие страны в своей политике привлечения молодых иностранных специалистов используют опыт США, а именно − упростили визовые требования для иностранных абитуриентов, в некоторых случаях освобождают их от платы за образование, предоставляют им различные льготы, облегчают процесс получения гражданства для выпускников вузов и членов их семей, особо поддерживая иностранных студентов, получающих образование по техническим дисциплинам.

Многие европейские страны (такие как Германия, Нидерланды, Чехия, Венгрия, Австрия, скандинавские страны) предлагают обучение по научным и техническим дисциплинам на английском языке, а поскольку обучение в этих странах и стоимость проживания в них часто намного дешевле, чем в США, Канаде или Австралии, то это привлекает к ним поток иностранных студентов, особенно из стран зоны СНГ. Показательно, что российские выпускники школ едут учиться в основном в вузы Германии (в 2008 г. в немецких вузах обучалось порядка 12,5 тысяч студентов из России, тогда как в 2001 г. их было всего 800).

Что касается более высокого уровня образования – получения степеней MBA и PhD, то здесь российские молодые специалисты предпочитают США (в 2006 г. в США степень PhD защитили 183 российских аспиранта, что в 2,5 раза больше, чем в 1997 г. – 74 защиты). Столь высокая привлекательность университетов США для отечественных молодых специалистов-ученых объясняется, опять же материальными факторами: в США молодому аспиранту-физику выплачивают около $2000 стипендии в месяц, что и привлекает наших студентов и выпускников вузов [3].

Ситуация в Пермском крае

Вместе с тем ситуация с обучением в аспирантуре и защитой кандидатских диссертаций в России продолжает вызывать тревогу. Особенно критическая ситуация складывается с выпускниками престижных московских вузов. Так, С.П. Капица отмечал, что за 10 последних лет только из одного Московского физико-технического института за рубеж уехало более 1,5 тыс. человек, что составляет около 20% из каждого выпуска. При этом стоимость подготовки специалиста в области физики, математики оценивается на мировом рынке примерно в $1 млн. Получается, что только из одного вуза (МФТИ) Россия экспортировала кадров на $1,5 млрд [3].

Все это приводит к «старению» интеллектуального капитала России и ее научных кадров. Согласно статистическим данным, к началу XXI века ученых младше 29 лет насчитывалось в России только 10,6%, в возрасте 30−39 лет — 15,6%, 40−49 лет — 26,1%, а старше 50 лет — 47,7%. В целом, «утечка умов» из России, как бы не оценивались ее масштабы различными источниками, усиливает технологическое отставание России от наиболее передовых стран мира [2]. Наиболее серьезная ситуация сложилась в прикладных областях, поскольку лучшие специалисты уходят в иностранные компании в том числе с перспективой трудоустройства за границей.

Неравномерна ситуация и с интеллектуальными кадрами, особенно молодыми, в российских регионах. По численности студентов вузов на 1000 человек населения Пермский край занимает 61 место в России (36,2 человека − данные 2006 г.), в то время как позиции всех регионов-конкурентов по данному показателю гораздо выше (у Татарстана – 6 место, у Нижегородской области – 8 место, у Самарской области – 11, у Свердловской области – 27 место, у Челябинской области – 24 место, у Башкортостана – 49 место).

Учитывая это, а также ряд других проблем с миграцией населений, в том числе высококвалифицированных специалистов и научных работников, в последнее десятилетие в Пермском крае разработаны и реализуются мероприятия по сохранению молодых кадров, талантливой молодежи в регионе. Первым в этом ряду была областная целевая программа «Вузы и регион (2003−2005 гг.)» (более подробно см. [4]).

Губернаторский проект по закреплению талантливой молодежи в Пермском крае

Следующим важным шагом в работе администрации по сохранению и развитию интеллектуального капитала в Пермском крае и сокращению молодежной эмиграции является комплекс мер по развитию интереса подрастающего поколения к научным исследованиям, а также повышение их заинтересованности в обучении и последующей работе в Пермском крае (см. об этом [5]).

Во-первых, среди таких мер следует назвать введение с 2010 г. специальной губернаторской стипендии в размере 5000 руб. ежемесячно выпускникам школ Пермского края, имеющим суммарный балл по ЕГЭ 225 и выше, и продолжившим обучение в вузах г. Перми и Пермского края. Право на получение этой стипендии имеют студенты в течение 3 лет обучения в случае, если они учатся на «хорошо» и «отлично» [7].

В результате этой меры отток абитуриентов из Пермского края в другие регионы резко сократился. Так, если в 2010 г. в пермские вузы поступило 611 человек, имеющих право на такую стипендию, то в 2011 г. – уже 1107 человек (и это не смотря на демографическую «яму» и углубляющийся демографический кризис, а также абсолютное «провальное» единовременное уменьшение количества одиннадцатиклассников, закончивших школы в 2011 г., связанное с реформированием системы образования в 2000 г.). Всего в Пермском крае в 2011 г. было 12,4 тысяч выпускников 11-х классов, из которых 6132 человека поступили в пермские вузы. Таким образом, видно, что в результате приемной компании 2011 года, практически каждый пятый поступивший – 225-бальник.

Среди вузов, куда поступили получившие наиболее высокий балл по ЕГЭ, лидируют три национальных исследовательских университета, расположенных в г. Перми (Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) − 475 человек, Пермский национальный исследовательский политехнический университет − 213 человек и Пермский филиал «Высшей школы экономики» − 168 человека), а также Пермская государственная медицинская академия (80 человек) и Пермская государственная фармацевтическая академия – (67 человек). Кроме того, возможность получение этой стипендии студентами, приехавшими в Пермский край из других регионов, обеспечило поступление в пермские вузы «инорегиональных» студентов (134 человека в 2011 г.). Таким образом, по мнению специалистов, функцию закрепления на родине одаренных ребят губернаторский проект выполняет.

Кроме того, за счет целенаправленной работы с абитуриентами удалось сформировать позитивную структуру поступления на отдельные направления обучения. Так, если в 2010 г. среди 225-бальников 52% поступили на гуманитарные специальности и только 48% − на физико-математические и естественно-научные, то в 2011 г. это соотношение изменилось в пользу последних: на физико-математические и естественно-научные специальности поступило 54% 225-бальников, а на гуманитарные – 46%.

В результате постепенно увеличивается число студентов, выбирающих направления, необходимые для развития экономики края: физику, химию, биологию, информатику. Например, в 2011 г. в классическом университете среди поступивших в вуз распределение между гуманитариями и технарями оказалось равным, в то время как в 2010 г. это соотношение было 70 на 30 в пользу гуманитарных наук.

МИГи и совместные МВА-программы с западными вузами

Другой эффективной мерой по сохранению и развитию молодежного интеллектуального капитала Пермского края должен стать, по планам губернатора Пермского края и региональной администрации, стартовавший в 2011 году проект МИГов (малых инновационных групп, включающих в себя одного или двух профессоров из пермских вузов, одного профессора из зарубежного вуза, а также группу магистров, занимающихся под их руководством исследованиями и имеющих целью довести результаты исследований до стадии коммерциализации). Согласно планам региональной администрации на этот проект в 2011 году было выделено 60 млн рублей, а в планах на 2012 год заложено 120 млн руб.

Особым проектом в рамках стратегии краевой администрации по сохранению и развитию молодежного интеллектуального капитала в Пермском крае, является создание на базе краевой библиотеки особого культурного и научного центра привлечения молодежи к научным исследованиям. В рамках этого проекта запланировано множество мероприятий, нацеленных на возвращение интереса подрастающего поколения к науке и научным исследованиям.

Еще одним инструментом борьбы с интеллектуальной эмиграцией, особенно среди выпускников вузов является организация совместных МВА-программ с западными вузами, программ получения двойного диплома. В этом аспекте следует выделить положительный опыт ПГНИУ – программа с университетом г. Луисвилль (США), что позволяет сохранить квалифицированные кадры на территории региона, ограничиваясь лишь краткосрочными выездами в американский университет (раньше уже отмечалась особая привлекательность американских МВА программ для отечественных специалистов). Работа в рамках таких программ двойных дипломов кроме того, значительно повышает уровень квалификации российских преподавателей и ученых.

Вывод

В целом можно отметить, что меры, предпринятые региональной администрацией Пермского края в области развития высшего образования, должны способствовать решению стратегических проблем социально-экономического развития региона, так как направлены на повышение использования потенциала местных вузов [4].

Однако серьезной негативной чертой интеллектуальной миграции в России в целом и в большинстве ее регионов является значительное омоложение иммиграции – в последнее время за границу уезжает все больше талантливых молодых людей школьного и студенческого возраста. Таким образом, сложившиеся в последнее время тенденции в области интеллектуальной миграции являются препятствием инновационному развитию и модернизации отечественной экономики, ее успешному социально-экономическому развитию, создают серьезную угрозу экономической безопасности страны.


Источники:

1. Мингалева Ж.А. Научный и образовательный потенциал инновационного развития национальной экономики / Ж.А. Мингалева, И.И. Максименко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2008. − № 4 (61). − С.21−28
2. «Утечка мозгов»: причины и последствия [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2008/1653.
3. Наибольшей «текучестью» обладают «мозги» студентов Московского физико-технического института [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.mmonline.ru.
4. Мингалева Ж.А. Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края) / Ж.А. Мингалева, Н.Е. Чащина // Экономика региона. – 2007. − № 4 (12). − С. 255−261.
5. Сарксян В.Б. Проблемы и последствия интеллектуальной миграции для экономики России/В.Б. Сарксян // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. − 2011. − № 137. − С. 12−15.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:05:53