Патентный пул как форма взаимодействия компаний на рынке интеллектуальной собственности
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Конышева А.В. Патентный пул как форма взаимодействия компаний на рынке интеллектуальной собственности // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 17. – С. 38-43.
Аннотация:
В статье анализируется феномен патентного пула как одной из наиболее востребованных форм взаимодействия компаний на рынке интеллектуальной собственности. Показана роль патентных пулов в стимулировании инноваций и создании отраслевого стандарта.
Ключевые слова: инновации, стандарт, развитие технологии, патенты, патентный пул
На современном этапе развития экономики осуществление инновационной деятельности является необходимым элементом и ключевым фактором успеха компании на рынке, а также сохранения ее конкурентоспособности в долгосрочном периоде. Инновационная деятельность неразрывно связана с созданием и использованием нематериальных активов компании, включающих в себя объекты интеллектуального творчества. В этой связи особое значение приобретает анализ форм конкурентного взаимодействия компаний на рынке интеллектуальной собственности, в особенности на основе использования патентных портфелей компании.
Патентный пул представляет собой соглашение между компаниями о перекрестном лицензировании принадлежащих им патентов в отношении определенной технологии, предусматривающий механизм продажи лицензий по лицензируемым между собой патентам третьим сторонам. С экономической точки зрения, формирование патентного пула имеет смысл в том случае, если для развития продукта или технологии необходимо создать условия одновременного и недискриминационного доступа компании к большому числу взаимодополняющих патентов. Патентные пулы стали эффективным средством разрешения конфликтов в отношении развития технологии, если для развития технологии компании необходимо получить к патентам, принадлежащим другим компаниям.
История патентных пулов
Патентные пулы имеют длительную историю в США: появления первых патентных пулов относится к середине XIX в. После продолжительного периода, в течение которого власти спокойно относились к объединению патентов в рамках патентного пула, с ужесточением подхода к антимонопольному регулированию в начале XX в. формирование патентного пула по инициативе компаний стало восприниматься как средство ограничения конкуренции. Патентные пулы рассматривались как аналог картеля − горизонтального соглашения в отрасли о фиксировании цены и/или количества производимой продукции. Несмотря на это, государство столкнулось с необходимостью инициировать создание патентного пула с целью стимулирования прогресса в ряде отраслей (радиоотрасль и авиация). Патенты по ключевым технологиям в данных отраслях принадлежали конкурирующим компаниям. Для дальнейшего развития технологий было необходимо использование патентов, принадлежащих данным компаниям, однако компании агрессивно защищали принадлежавшие им объекты интеллектуальной собственности и не шли на компромиссы, которые бы позволили совместно использовать разработанные ими технологии. В результате этого дальнейшее развитие технологий в отраслях, формирующих основу национальной безопасности, было практически блокировано. По решению властей в принудительном порядке были созданы такие патентные пулы, как Ассоциация производителей самолетов (1917 год) и РадиоКорпорация Америки (1919 год) [1]. Несмотря на это отношение к формированию патентных пулов оставалось резко отрицательным. В 1940-е гг. формирование пулов в большей степени запрещалось, чем разрешалось. В результате компании на длительный срок прекратили попытки формирования патентных пулов.
Ситуация стала меняться в 1990-е гг., когда были отмечено положительное воздействие патентных пулов на развитие инноваций в случае принадлежности патентных прав нескольким инноваторам. Патентные пулы стали рассматриваться как механизм стимулирования развития технологий в отрасли в том случае, если они использовались для объединения дополняющих друг друга патентов, а лицензии по патентам предоставлялись пользователям по честным, разумным и недискриминационным ставкам, так называемым FRAND-условиям (fair, reasonable and non-discriminatory terms [1]).
Стимулы присоединения к пулу
Многие исследователи занимались анализом стимулов компаний по присоединению к патентному пулу. Основной вывод заключается в том, что механизм установления величины лицензионных платежей для компаний, не входящих в пул и желающих получить доступ к его технологиям, является принципиальным и зачастую может привести к нежеланию компаний, обладающих рядом важных патентов, присоединиться к пулу. Исследованию стимулов присоединения к патентному пулу, занимались, в частности, Р. Ааоки и С. Нагаока [2].
В соответствии с их моделью лицензионная выручка распределяется равномерно между членами пула, в формировании пула могут участвовать компании трех типов:
1) вертикально интегрированные компании, которые занимаются не только исследованиями и разработками, но и производством инновационного продукта;
2) компании, осуществляющие исключительно инновационную деятельность
3) компании, занимающиеся исключительно производством.
Авторы пришли к выводу, что для разных типов фирм существуют разные стимулы. У компании, которая занимается исключительно исследованиями и разработками, всегда есть стимулы для уклонения от формирования пула, поскольку лицензионные платежи являются основным источником их выручки и равномерное распределение лицензионных платежей не отражает особенности их бизнес-модели. Авторы приходят к выводу, что в пуле должно существовать перераспределение лицензионных платежей в пользу исследовательских фирм. Более того, авторы приходят к выводу, что равномерное распределение лицензионных доходов между членами пула приводит к значительному масштабу недоинвестирования в исследования и разработки по сравнению с оптимальным уровнем.
Патентный пул как механизм создания стандарта в отрасли
Патентные пулы являются эффективными механизмами, позволяющими с минимальными издержками добиться создания стандарта в отрасли. Стандартизация может быть источником различных выгод для компании, что связано с возникновением сетевых внешних эффектов. Концепция сетевых внешних эффектов возникает из идеи, что существуют виды деятельности, при которых с увеличением числа участников происходит снижение издержек со стороны предложения и рост спроса. Интеллектуальная собственность направлена на приобретение права использовать знание одной компанией, в то время как стандарт направлен на выявление общего пула знаний, который может использоваться всеми сторонами, вносящими что-то в него или использующими стандарт. Очень часто, особенно крупные компании, обладающие большими долями на рынке, пытаются установить стандарты в отрасли на основе больших и ценных патентных портфелей, что позволяет им сохранить свои лидирующие позиции на более длительный срок и получить отдачу на инвестиций, необходимую для создания стандарта.
Патентные пулы в настоящее время являются широко распространенным механизмом создания стандартов в высокотехнологичных отраслях. Примером успешного использования механизма патентного пула для создания стандарта является создание пулов в отношении MPEG-технологии [2]. Для развития MPEG-технологии было образовано несколько патентных пулов, остановимся на одном из них – MPEG-2 [3] [3]. Патентный пул в отношении этой технологии был одобрен в 1997 году и объединил 9 владельцев и 27 патентов. Патентный пул объединил патенты таких организаций, как Fujitsu, General Instrument, Lucent, Matsushita, Mitsibishi, Philips, Scientific-Atlanta, Sony и Columbia University. Для управления патентами, переданными в пул, была создана специальная лицензионная компания MPEG LA, которая проводит, в частности, оценку степени существенности патента для данной технологии. Это позволяет включить в пул только существенные патенты и не включать патенты, которые являются конкурирующими альтернативами друг для друга. Ставки лицензионных платежей, по которым лицензии предлагаются компаниям, являются честными, разумными и недискриминационными, то есть лицензирование осуществляется на FRAND-условиях. В пуле действует режим «наиболее благоприятной защиты лицензионных ставок», что означает, что ни один член пула не имеет лицензионные ставки более выгодные, чем другие члены пула. Соглашение также содержит условие о возврате (“grant-back”) – механизм, по которому все существенные патенты, которые члены пула или покупатели лицензий пула могут получить в будущем в отношении этой технологии, автоматически передаются в пул. Использование подобных условий привело к росту количества компаний, входящих в пул по мере развития технологии. В 2000-е гг. членами пула стали такие компании, как Alcatel Lucent, Canon, Inc., CIF Licensing, LLC, Columbia University, France Télécom (CNET), Fujitsu, General Instrument Corp., GE Technology Development, Inc., Hitachi, Ltd., KDDI Corporation (KDDI), LG Electronics Inc., Matsushita, Mitsubishi, Nippon Telegraph and Telephone Corporation (NTT), Philips, Robert Bosch GmbH, Samsung, Sanyo Electric Co., Ltd., Scientific-Atlanta, Sharp, Sony, Thomson Licensing, Toshiba, and Victor Company of Japan, Limited (JVC).
Заключение
В настоящее время в условиях значительной фрагментированности прав интеллектуальной собственности патентный пул является эффективным механизмом объединения накопленного в отрасли объема знаний и развития технологий.
[1] Fair, reasonable and non-discriminatory terms (англ.) – рыночные, обоснованные и недискриминационные условия. – Прим. ред.
[2] MPEG – стандарт на сжатие и воспроизведение движущихся изображений, разработанный группой экспертов в области кино. – Прим. ред.
[3] Стандарт MPEG-2 (стандарт ISO/IEC 13818) разрабатывался в 1990–1997 гг. для кабельного телевидения и видеодисков DVD. – Прим. ред.
Источники:
2. Aoki R., Nagaoka S. The consortium standard and patent pools // Economic Review. – 2004. – Vol.55. Iss.4. – PP. 345−357.
3. Serafino D. Survey of patent pools / KEI Research Note 2007:6. − 2007. – 35 p.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:06:01