«Устойчивость» семейного бизнеса и семейная идентификация

Волков Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы жизнеспособности семейного бизнеса в процессе его передачи, приводится типология семейной идентификации.

Ключевые слова: семейная иерархия, негативная и позитивная идентификация, семейная идентичность, модели устойчивости, современная среда семейного бизнеса, суб-системы семьи в семейном бизнесе



Семейный бизнес начинает испытывать существенные затруднения в процессе передачи его следующему поколению. Процесс передачи бизнеса зачастую рассматривается как результат (или продукт) модерации контекстуальных факторов, таких, как капитализация, благосостояние семьи, проблемы преемственности и семейная динамика. Например, процесс согласования и контроля зависит от взаимного влияния размера, частоты и восприятия стрессовых событий, и развивается настолько, насколько хватает ресурсов [1].

Проблемное поле семейного бизнеса является мультидисциплинарным по своей природе [2]. Большинство исследователей концентрируются на экономической составляющей семейного бизнеса, например, относительно применимости теории издержек, связанных с передачей бизнеса в различных условиях [3,4]. Недавно начали развиваться исследования семейного бизнеса на стыке психологии и социологии [5,6].

Развивается идея трансфера [7] принятия и валидации понятия из проблемного поля организационного поведения, подтверждения идентичности преемника в случае передачи бизнеса.

Если судить с позиции теории организационного поведения, семейный бизнес зачастую развивается, опираясь на «здравый смысл».

Среда семейного бизнеса является источником ресурсов, обеспечивающих рост и необходимых для выживания семейного бизнеса [8].

«Устойчивость» (или упругая деформация) семейного бизнеса – это синергетическая совокупность признаков персон (основателей и членов семьи) и самого семейного бизнеса, позволяющая подняться в острые периоды угроз распада семейного бизнеса и вырасти на основе «стресса».

Устойчивость рассматривается как ключевая характеристика функционирования семьи в рамках семейного бизнеса и трактуется также в контексте стабильности и жизнеспособности семейного бизнеса.

Различные типы семей – различные комбинации семейных субсистем

Современные модели устойчивости в известной концепции доказывают, что устойчивость не является функцией персоны или функцией фасилитации окружающей среды, а есть результат их интерактивного взаимодействия.

Кроме того, непрерывное и продолжающееся развитие семейного бизнеса требует увеличения значительного числа участников с «семейными установками» и проведения сравнительных исследований относительно «статусов»:

– семья, вовлеченная в бизнес;

– семья как команда с позиций менеджмента, новый тип семейного бизнеса с несколькими поколениями участников;

– семейный бизнес, демонстрирующий различные уровни «рост», «стабильность», «успех».

Устойчивость на уровне членов семьи связана с социальной компетентностью, навыками решения проблем, автономией, оптимизмом, и способностью привлечь социальную поддержку [9].

Семейное влияние «порождает семейный бизнес» [10], в случае обсуждения идентичности установок основания семейного бизнеса, необходимо обратиться с самой типологии семьи.

Различные типы семей являются результатом комбинации семейных субсистем: семья, которая строится на базе отношений «мать-дитя» будет существенно отличаться от семьи, где развиваются отношения между братьями и сестрами. В то время как в семьях с единственным ребенком не возникает отношений на уровне «брат-сестра», смешанные семьи должны включать «родственный шаг» на различных уровнях семейной иерархии и могут быть описаны как сложная сеть различных семейных подсистем (см. табл.).

Таблица

Различные типы семьи и собственность


Основная (базовая) семья
Расширенная семья
Смешанная семьи
Семья родственников нескольких разных поколений
Количество членов
Низкое
Среднее
Низкое или среднее
Высокое
Различия
Низкое
Низкое или среднее
Среднее или высокое
Высокое
Сложность
Низкая
среднее
Среднее или высокое
Высокое
Когда дело доходит до расширенных семей или смешанных семей, вопросы идентификации членов семьи становятся более сложными, так как ключевым элементом основания этих семей является то, что участники и члены семей имеют весьма дифференцированный «бэкграунд».

В более многочисленных «multigenerationa» семьях (семья родственников нескольких разных поколений) больше чем с 50 или 100 участниками), подтверждение идентичности создает больше возможностей и рисков для развития семейного бизнеса. Поскольку семья растет и становится географически рассеянной, взаимодействие между родственниками становится крайне важным, чтобы сформировать границы семьи.

Подтверждение идентичности и «управление-владение» семейным бизнесом

Подтверждение идентичности играет важную роль в процессе построения границ семьи. Ребенок, будущий преемник, родившийся в семье основателя семейного бизнеса, учится строить многоуровневые отношения, взаимодействуя, прежде всего, с родителями и родными братьями, а позже с другими группами семьи. Подтверждение идентичности в детстве, во время раннего развития, способствует формированию личности ребенка. Положительно ли влияет подтверждение идентичности на ребенка, зависит от того, пытаются ли родители поддержать появляющуюся индивидуальность или пытаются ли они скорее сформировать в ребенке желаемую идентичность.

В контексте развития семейного бизнеса необходимо отметить, что преемственность требует регулирования и распределения ролей, недостаточное же подтверждение идентичности, объединенное с относящейся к разным поколениям властью и снижением открытых коммуникаций, может препятствовать эффективной преемственности.

Подтверждение семейной идентичности с позиций развития семейного бизнеса позволяет повысить степень доверия и улучшить качество коммуникаций среди членов семьи, с другой стороны такой инструмент может использоваться с целью манипуляции при установлении границ семьи и распределения семейных ролей в системе «управление-владение» семейным бизнесом.

В этом случае одним из оснований ответственности за идентификацию в контексте развития семейного бизнеса является признание членом семьи со стороны родственников, идентифицированных в кругу семьи.

Эмпирические исследования и промежуточные цели должны устанавливать валидность модели устойчивости в различных условиях семейного бизнеса, и выявлять психометрический инструмент оценки в дифференцированных системах семейного бизнеса, апробируя его в индивидуальных системах семейного бизнеса, отходя от грубых индикаторов оценки: длительность существования бизнеса, годовой объем продаж и т.д.

Четыре группы семейных предприятий

Три направления: семейные активы, издержки, связанные с передачей бизнеса и семейные обязательства позволяют также выделить 4 группы семейных предприятий (Dyer, 2006) (см. рис.) [11]:

1) семейный клан;

2) профессиональный семейный бизнес;

3) семейный бизнес основателей («мама и папа» − “mom and pop”);

4) «эгоистичный» семейный бизнес (“self-interest”).

Все показатели проявлены в той или иной степени в 4 группах семейных предприятий: например первый тип предприятий «семейный клан» (квадрат 1, рис.) может представлять собой небольшой семейный бизнес первого поколения, принадлежащий членам семьи и управляемый членами семьи, но при этом высоко приверженный идее передачи бизнеса. Низкая стоимость издержек, связанных с передачей бизнеса, в данном случае объясняется феноменом «семейного контроля», когда основными ценностями и компонентами организационной культуры семейного бизнеса являются высокая степень доверия и поведение, регламентируемое семейными целями и ценностями. Данный тип семейного бизнеса существует за счет «человеческого капитала», навыков и убеждений членов семьи, позволяющих осуществить успешную передачу бизнеса и «антикризисно» помочь бизнесу выжить в сложных условиях.

IImage 1

Отличительным промежуточным признаком в контексте «определения идентичности» [12] является семейная иерархия, согласно которой возникает негативная и позитивная идентификация: так аутсайдером с позиций семейного бизнеса может определяться ребенок, рожденный в процессе «мезальянса», выше его в семейной иерархии будут стоять «кузен» и «мачеха». И в данном случае подтверждение идентичности инициирует препятствия к открытым коммуникациям и конструктивные способы разрешения конфликтов, создавая потенциальный риск для семейного бизнеса.


Источники:

1. Aldwin, C. M. (2009). Stress, coping, and development: An integrative perspective (2nd ed.). New York:Guilford Press.
2. Pieper, T.M. & Klein, S.B. (2007). The bulleye: A systems approach to modeling family firms. Family Business Review 20 (4), 301–319.
3. Jaskiewicz, P. & Klein, S.B. (2007). The impact of goal alignment and board composition on board size in family firms. Journal of Business Research, 60, 1080–1089.
4. Lubatkin, M.H., Schulze, W.S., Ling, Y., & Dino, R.N. (2005). The effects of parental altruism on the governance of family-managed firms. Journal of Organizational Behavior, 26, 313–330.
5. Björnberg, A. & Nicholson, N. (2007). The family climate scales—Development of a new measure for use in family business research. Family Business Review, 20 (3), 229–246.
6. Kellermanns, F.W. & Eddleston, K.A. (2004). Feuding families: When conflict does a family firm good. Entrepreneurship, Theory & Practice, 28 (3), 209–228.
7. Milton, L.P. (2008). Unleashing the relationship power of family firms: Identity Confirmation as a Catalyst for Performance. Entrepreneurship Theory & Practice, 32 (6), 1063–1081.
8. Lee, M. M., & Lee, R. E. (2006). The voices of accepting and supportive parents of gay sons: Towards an ecosystemic strengths model. Journal of GLBT Family Studies, 2 (2), 1−27.
9. Cicchetti, D., & Garmezy, N. (1993). Prospects and promises in the study of resilience. Development andPsychopathology, 5, 497−502.
10. Klein, S.B., Astrachan, J.H., & Smyrnios, K.X. (2005). The F-PEC scale of family influence: Construction, validation, and further implication for theory. Entrepreneurship Theory & Practice, 29 (3), 321–339.
11. Dyer, W. G. Jr. (2006). Examining the “Family Effect” on Firm Performance. Family Business Review 19 (4): 253−273
12. Milton, L.P. & Westphal, J.D. (2005). Identity confirmation networks and cooperation in networks. Academy of Management Journal, 48 (2), 191–212.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:06:29