Профессиональная сертификация в области учета и финансов: современное состояние и пути развития
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 14 (212), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Насибян С.С. Профессиональная сертификация в области учета и финансов: современное состояние и пути развития // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 14. – С. 100-105.
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы современного состояния профессионального образования в финансовой сфере. Анализируется мировая практика стандартизации и сертификации профессионального финансового образования и ее особенности в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Ключевые слова: качество жизни, фаст-фуд, маркетинг продуктов питания, стандарт жизнеобеспечения, относительная бедность, пищевое поведение
Анализ происходящих в российской экономике перемен позволил выявить целый ряд проблем и факторов, определяющих принципы формирования новых стереотипов подготовки компетентных специалистов в современной инновационно-креативной экономике.
Первая группа основных проблем связана с несоответствием структуры профессионального образования потребностям рынка труда, асимметрией в подготовке специалистов, низким качеством подготовки специалистов, тормозящих развитие процессов интернационализации и глобализации рынков. На этом фоне наблюдается неоправданно высокий запрос к уровню ожидаемого вознаграждения специалистами с низким профессиональным уровнем, но развитыми социальными навыками.
Вторая группа проблем связана с престижем российского образования.
Россия, занимая лидирующую позицию в мире по количеству дипломированных специалистов, существенно уступает развитым странам по показателю экспорта образовательных услуг, конкурентоспособности выпускника.
Причиной тому, по данным справки STRF.ru, являются следующие определяющие факторы выбора иностранными студентами страны и университета.
Прежде всего, язык обучения. В российских высших учебных заведениях, несмотря на увеличение доли бюджетных мест для иностранных студентов их доля составляет 2% от общего количества, существенно уступая США (20%) и Великобритании (15%).
Среди других причин эксперты отмечают отсутствие: стратегии экспорта образовательных услуг, административные ограничения по пребыванию иностранных профессоров в стране, неудовлетворительная инфраструктура образовательных учреждений, безопасность пребывания.
Третья группа проблем связана с жесткими ограничениями нормативно-правового, финансового и кадрового характера. Среди них, сохраняющаяся жесткая структура государственных вузов и образовательных программ, несмотря на проводимые масштабные преобразования. Проблема неэффективного использования финансовых ресурсов связана с тем, что бюджетные места во многих вузах, выпускники которых не пользуются спросом у работодателей, заполняются неконкурентоспособными выпускниками школ. В результате, абитуриенты с более высокими результатами по ЕГЭ, стремящиеся в лучшие по рейтингу вузы, вынуждены платить. В эффективных вузах для таких потенциальных студентов предусмотрена стимулирующая шкала скидок на обучение. Существующие ограниченные возможности финансового характера, связанные с мизерной долей финансирования, направляемых на оплату труда и повышение квалификации преподавателей, сказываются на темпах развития «фабрики инноваций и инноваторов».
Модернизация российского образования
Предлагаемые Правительством сценарии (консервативный и реформаторский) модернизации российского образования до 2020 года включают ряд мер, выполнение которых при условии оптимистичного сценария развития и минимизации рисков, должны оправдать ожидания общества. Особую тревогу вызывают риски, связанные с предложением новой модели экономического роста, адекватного современным вызовам, а также риски, связанные с сокращением разрыва между принятием законодательных и нормативных мер и их практической реализацией. В основе реализации многих из предложенных мер находится организационный фактор, требующий мобилизацию усилий всех участников образовательного процесса, оптимизацию структуры программ обучения и их гармонизацию с международными стандартами подготовки специалистов, повышения корпоративной культуры образовательных учреждений.
Главный принцип воспроизводства человеческого капитала заключается в непрерывности образования.
Для формирования целостной системы непрерывного образования Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. – Прим. ред.) предусмотрен целый ряд существенных новшеств. Среди них: обеспечение ключевых российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами (в том числе, приведение уровня оплаты и условий труда к уровню международных стандартов за счет повышения нормативов финансирования образовательных программ из средств федерального бюджета).
При этом отбор вузов предполагается осуществлять на конкурсной основе с учетом наличия в них профессорско-преподавательского состава с подтвержденной международной публикационной активностью. Будут изменены принципы формирования профессорско-преподавательского состава и руководства, научного и управленческого состава вузов. Так, будет введена контрактная основа зачисления на работу по категориям персонала. С учетом международной публикационной активности претендентов будут введены дополнительные надбавки к оплате труда преподавателей. Кроме того, предусмотрена подготовка нового поколения управленческих кадров в высшем образовании как в ведущих международных университетах и их долгосрочные стажировки, так и в Центре подготовки управленческих кадров в сфере образования (на уровне магистратуры и аспирантуры) с участием представителей ведущих зарубежных вузов.
В связи с развитием международной интеграции повышены требования в образовательных программах знаний по иностранным языкам.
Предусматривается также создание регулярно обновляемых рейтингов вузов на основе стандартизированного тестирования выпускников образовательных программ. Вузам, не обеспечивающим должное качество подготовки, будет отказано в государственном финансировании аспирантуры и магистратуры. На основе стандартизированного экзамена, аналогично GRE subject test (индикатора качества подготовки специалиста), признаваемого во многих странах, будет осуществляться прием в магистратуру. С внедрением практики проведения профессиональных экзаменов ассоциациями представителей профессионального сообщества будут повышены требования к присуждению профессиональных квалификаций и допуска к профессии по ряду специальностей и видов деятельности.
Стандартизация и сертификация специалистов
В соответствии с требованиями мировой экономики к качеству продукции и услуг в течение последних 10 лет широкое распространение в мире получила сертификация. Как инструмент регулирования качества продукции и услуг он позволяет интегрироваться в инновационные процессы, мировые процессы поставки продукции и услуг.
Стандарты качества сегодня распространяются на все сферы деятельности, включая сферу управления (в том числе госаппарат).
В России существуют две разновидности сертификации: обязательная, устанавливаемая государством как средство контроля безопасности какой-либо продукции, и добровольная, рассматриваемая производителем как средство повышения конкурентоспособности своей продукции.
Существование целого ряда финансовых операций, требующих обеспечения безопасности их выполнения, обусловливает полезность расширения процедуры сертификации. Анализ практики банковской деятельности показывает, что в России тестирование и сертификацию проходят программные продукты, обслуживающие различные сегменты финансового рынка (РОС – СВИФТ). В выдаваемом сертификате указывается перечень банковских операций, на которые он распространяется (платежи, форексные и иные сделки на денежном рынке, документарный бизнес, операции с ценными бумагами и др.).
Сертификацию криптографической защиты информации осуществляет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Ассоциация российских банков создает аттестационные центры, аккредитованные в системе лицензирования и сертификации ФАПСИ с целью оказания организационной помощи в получении соответствующего сертификата.
Однако возможно и создание разными организациями параллельных и конкурирующих между собой процедур.
Применительно к банкам в соответствии с требованиями к кредитным организациям «Базель-2» и стандартами МСФО целью сертификации является обеспечение заданного качества услуг с использованием единых методов расчета рисков, повышения организованности и ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Требования к сертификации становятся универсальными и обязательными как для финансово-банковского сектора, так и для потребителей кредитных и инвестиционных ресурсов в реальных секторах экономики.
В России с 1999 года началась подготовка и сертификация за рубежом экспертов международной категории А1, необходимых для формирования национального института независимых экспертов, способных самостоятельно решать задачи гармонизации СМК в соответствии с требованиями ISO 9001, 19001 и технических регламентов. Завершается обучение вручением сертификатов, подтверждающих компетентность персонала в соответствии со стандартом ISO 17024 (с аккредитацией в странах ЕС и Швейцарии).
Международная сертификация специалистов в сфере финансов, бухучета и аудита
Перспективы стандартизации банковского образования в Европе, создание новой системы сертификации компетенций и аккредитации образовательных учреждений в области финансовых услуг в рамках транснационального проекта CERTIFIED обсуждались еще в марте 2009 года на очередном заседании Ассоциации европейского банковского образования (EBTN).
Были определены профессиональные позиции и банковские направления, рекомендованные 17 европейскими странами, нуждающиеся в сертификации. Для специалистов и менеджеров среднего звена, наиболее нуждающихся в сертификации, предложены профессиональные позиции (управляющий филиалом, тренинг-менеджер, специалист по комплайенс, специалист по управлению отношениями с клиентами, специалист по внутреннему аудиту) и банковские направления (ретейл, корпоративный бизнес, средний и малый бизнес, риск-менеджмент, управление активами и пассивами, операции call-центра).
Большой популярностью в России пользуются специалисты, обладающие международными сертификатами в сфере финансов, бухучета и аудита. Так, для получения сертификата необходимо сдать более десятка экзаменов. Серьезные трудности у российских бухгалтеров в получении сертификатов АССА связаны с недостаточным владением иностранным языком и ограниченностью финансовых возможностей. В результате только единицы российских бухгалтеров прошли все испытания и именуются АССА, СРА, СА. Подавляющее же большинство, пройдя обучение по продукту АССА, получают диплом по международным стандартам финансовой отчетности (DiplFRS).
Учитывая глобальные тенденции в этом направлении, необходимо создание российской инфраструктуры подготовки сертифицированных специалистов.
Механизм сертификации в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (Указанный документ не действует с 30 июня 2003 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». – Прим. ред.) предполагает создание системы сертификации.
Очевидно, что сертификация предполагает координацию усилий в рамках интеграционной модели непрерывной подготовки специалистов. Характерными особенностями, повышающими конкурентоспособность выпускников Академии при Президенте РФ (РАНХиГС), стали:
– обучение в соответствии с требованиями международных стандартов образования для профессиональных финансистов и бухгалтеров (IAESB International Accounting Education Standards Board); утвержденных Международной федерацией бухгалтеров (IFAC — International Federation of Accountants) и согласованных с Советом по торговле и развитию (ЮНКТАД) ООН;
– подготовка специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита на базе «встроенного обучения», реализуемого путем гармонизации учебных программ по учетным дисциплинам с квалификационными требованиями международных профессиональных сообществ, в числе которых, CIMA, ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants) и AICPA (The American Institute of Certified Public Accountants).
Международная сертификация выпускников Академии при Президенте РФ
В 2012 РАНХиГС подписано соглашение с Институтом присяжных бухгалтеров в области управленческого учета Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии (CIMA) о создании Центра профессиональной аттестации ФББ – CIMA. Центр аттестации ФББ – CIMA имеет статус официального экзаменационного центра сертификационного уровня Assessment Centre by CIMA, осуществляющего организацию и проведение компьютерных экзаменов для получения сертификата CIMA (the Computer Based Assessments for the Certificate). Выбор международных сертификаций специалистов в области учета и финансов основан на всемирном признании значимости квалификационных аттестатов CIMA. Перспективы, которые возникают в соответствии с объединением в 2011 году усилий двух ведущих мировых профессиональных ассоциаций в области учета и управления Великобритании (CIMA) и США (AICPA — The American Institute of Certified Public Accountants) и создания глобального профессионального сообщества Chartered Global Management Accountant (CGMA) еще больше усиливают значимость сертификации. Специалисту, обладающему профессиональной квалификацией CIMA, автоматически присваивается высшая квалификация CGMA. Международный опыт разработки профессиональных требований, подготовки и сертификации специалистов важен для экономики России в период окончательного перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и формирования практического опыта их применения.
В Академии при Президенте РФ для реализации аккредитованных программ встроенного обучения на уровнях бакалавриата, магистратуры, МВА и аспирантуры в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, предусматривающих международную профессиональную сертификацию на английском языке, скоординированы учебные планы и преподавание дисциплин кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита и кафедры иностранных языков.
В рамках подписанных международных контрактов с CIMA и Компанией Microsoft ведется подготовка преподавателей для обучения студентов к сдаче сертификационных экзаменов.
Международная профессиональная сертификация студентов направлена на повышение конкурентоспособности выпускника Академии при Президенте РФ.
Источники:
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р).
3. Кузнецова Л.В. Потребительский потенциал рынка продуктов питания: экономические, социальные и демографические аспекты маркетинга. – М.: Экономика, 2011. − 184 с. − С. 163.
4. Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения».
5. Минздрав получил ценный совет [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/1797495?stamp=63472084820743805.
6. Раздел «Общество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/social/20110804/172200405.
7. http://www.gks/ru/free_doc/2008/demo
8. Наука в рекламе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. advertology.ru/article8210htm.
9. http://www.lenta.ru/articles/2011/11/10/happymeal
10. Outdoor [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.outdoor.ru.
11. ЕС запретил рекламу, рассказывающую о пользе продуктов для здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soconline.ru/?p=1606.
12. Издание о бизнесе и технологиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.equipnet.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:19