Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Ворошилова Л.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Утверждение инноваций в качестве доминирующего фактора развития высшей школы является одной из значимых характеристик нашего времени. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться высшей школе в условиях нарастающей динамики социальных изменений и все более ожесточающейся конкуренции. Такие вузы, преодолевая собственное кризисное состояние, преобразуя содержание научно-педагогической деятельности, могут ответить на вызов времени. Потребность вуза в своем инновационном развитии все более заявляет о себе как явно прослеживаемая тенденция, связанная с выработкой устойчивой реакции на динамизм развития общества.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, инновационное управление вузом, конкурентоспособность вуза



Утверждение инноваций в качестве доминирующего фактора развития высшей школы является одной из значимых характеристик нашего времени. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться высшей школе в условиях нарастающей динамики социальных изменений и все более ожесточающейся конкуренции. Такие вузы, преодолевая собственное кризисное состояние, преобразуя содержание научно-педагогической деятельности, могут ответить на вызов времени. Потребность вуза в своем инновационном развитии все более заявляет о себе как явно прослеживаемая тенденция, связанная с выработкой устойчивой реакции на динамизм развития общества [2,4].

Под инновациями мы понимаем не все новое, что возникает и существует в действительности, а лишь то, что возникает и имеет будущее, что способствует прогрессивному и созидательному развитию. Инновации ‑ это источник, движущая сила развития и саморазвития. Такое понимание инновации, на наш взгляд, позволяет правильно различать истинные инновации от мнимых, от псевдо- и квазиинноваций.

Инновации не стоит абсолютизировать. Они также устаревают и теряют импульсы движущей силы развития. Псевдоинновации тоже могут выступать в качестве нового, но они от этого не перестают быть кажущимися инновациями, так как не содержат потенций будущего и не способны выступать источником развития.

Встраивая дефиницию “инновационное развитие” в систему понятий, раскрывающих проблему развития, мы определяем следующую логическую цепочку: инновации ‑ изменения – развитие ‑ инновационное развитие.

Инновационное развитие высшей школы рассматривается нами как процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Инновационный тип развития предполагает не только изменения, но одновременно и сохранение системного качества развивающегося вуза.

Определяя в качестве основ исследования закон сохранения энергии, посылки о бесконечной трансформации мира и о всеобщей взаимосвязи явлений, нами установлено, что дефиниция “инновационное развитие” выделяет:

а) взаимосвязь возникающих и разрушающих структур;

б) подразумевает развитие предпосылок нового явления внутри старого и разрушения факторов отживших структур,

в) показывает непрерывность и неизбежность постоянных изменений.

Инновационное развитие современного вуза – это объективно обусловленный, целенаправленный и необратимый, локально неравновесный, разворачивающийся во времени процесс перехода вуза из одного состояния в другое, который характеризуется внутренними созидательными преобразованиями. Осуществляется данный процесс преимущественно посредством целенаправленных преобразований на основе инновационной деятельности вуза или привнесением качественно новых элементов, свойств и характеристик.

Рассмотрим данное нами определение более подробно.

Инновации, как мы уже отмечали, являются источником развития вуза как неустойчивой системы, способной к развитию и саморазвитию. Инновации на наш взгляд исполняют роль хаоса для устаревшего порядка (традиции), определяющего фактора поведения вуза как сложноорганизованной системы. Мы считаем ошибочными подходы, которые стремятся только противопоставлять развитие и саморазвитие, традиции и инновации, порядок и хаос. Эти процессы подчиняются принципу дополнительности.

Так порядок и хаос, традиция и инновация скорее взаимодополняют, нежели исключают друг друга. Инновации могут быть деконструктивными как и хаос, но они могут быть и конструктивными, если функционируют в рамках системы “традиция – инновация”. Созидающий потенциал инновации самодостаточен для развития и саморазвития вуза. Основополагающими характеристиками инновационного развития вуза в нашем определении являются локальная неравновесность, нелинейность, необратимость, незавершенность.

Рассматривая инновационное развитие как наращивание потенциала вуза, мы имеем в виду не рост отдельных его возможностей, невостребованных способностей, а “увеличение их сложности, многообразия, в одном и упрощения в другом” (А.С. Харитонов), а значит — и уникальности, неповторимости вуза [3].

Инновации выявляют и обогащают новые возможности в развитии вуза, а их наличие и качество следует рассматривать как доказательство состоятельности вуза. Если в логике развития могут происходить регресс, деградация, стагнация, гибель, распад системы вуза, то в логике инновационного развития предполагаются только прогрессивные изменения, направленные на избежание гибели системы.

Далеко не каждый вуз может избрать инновационный тип развития, так как для этого вузу необходимо обладать инновационностью, то есть способностью и готовностью к поиску, созданию, реализации и распространению нового.

Инновации являются системообразующим фактором формирования новой стратегии развития высшей школы. Процесс создания и повышения эффективности нововведений во всех функциональных сферах деятельности становится неотъемлемым элементом планирования научных исследований, разработки проектов, производства научных продуктов.

Инновационные вузы обладают способностью быстро адаптироваться к контекстуальным переменным внешней и внутренней среды. На наш взгляд, адаптация к изменяющимся условиям существования вуза должна происходить так, чтобы в конечном итоге приводило к возникновению новых импульсов в развитии. Успех в нововведениях зависит от создания механизма интеграции и координации деятельности всех подразделений вуза, налаживания их межфункционального взаимодействия в инновационной деятельности.

Возникает вопрос о необходимости создания в наиболее перспективных областях деятельности вуза лабораторий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке инноваций в сфере образования. Такие вузы могут создаваться как на самостоятельной основе, так и по соглашению с другими вузами, на кооперативных началах.

В силу объективных причин вузы вынуждены ограничивать свои возможности в инновационной научно-образовательной деятельности. Выделим эти причины:

1. Постоянное нарастание неопределенности деловой среды. Это выражается как в возросшем количестве изменений в жизни вуза, так и в уменьшении предсказуемости этих изменений. Стратегические схемы во многих случаях перестали соответствовать новому состоянию потребностей в сфере образования.

2. Активизация антропологического фактора в сфере образования, усиление значения коммерциализации, развития концепции инновационной культуры. Эти процессы, при их абсолютизации несут не только созидательные, но и разрушительные импульсы. Вместе с тем, обезличенность инновационной стратегии вступила в противоречие с новыми течениями в менеджменте образования.

При инновационном типе развития высшей школы возникает необходимость выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации вуза, адекватных к постоянно меняющейся социальной и демографической ситуации, сбалансированного взаимодействия с формирующимся рынком образовательных и научных услуг, рынком труда специалистов, приспособления к условиям и потребностям образования. Такая стратегия рассматривается нами как источник и перспектива развития вуза.

Инновационная стратегия развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных условиях. Если ранее вузы могли успешно функционировать, концентрируя внимание в основном на рациональном использовании своего внутреннего потенциала, то в настоящее время назрела необходимость перехода вуза из режима функционирования в режим развития.

Стратегия инновационного развития определяет генеральный курс видения, миссии, перспективных целей инновационной политики вуза исходя из философии его развития и потребностей потребителей образовательных услуг, опирается на его интеллектуальный потенциал как основу жизнедеятельности. На наш взгляд, инновационная стратегия высшей школы должна опираться на философию гармонии и гуманизма. Именно в этой философии мы видим залог развития и процветания нашего Отечества [1].

В стратегии инновационного развития фиксируется, зачем и каким образом должен развиваться вуз в настоящее время, чтобы реализовать видение, миссию и достичь желаемых целей в будущем. Инновационная стратегия как бы осуществляет видение долгосрочной перспективы, взгляд “из будущего в настоящее”. Стратегия определяет “что изменить” и “как изменить”. Ответы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развития вуза как системы. Сущность инновационной стратегии развития вуза состоит в предвидении изменений его научно-педагогической деятельности, выработке решений, обеспечивающих гармоническое и устойчивое развитие. Следовательно, такая стратегия должна опережать спрос на научно-образовательную деятельность.

Одной из причин несостоятельности отдельных высших учебных заведений является отсутствие понимания необходимости разработки стратегии, или отсутствие возможностей для ее реализации. Однако осознать необходимость определения стратегии развития вуза явно недостаточно. Требуется профессионализм определения стратегии и тактики как взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по реализации целей инновационного развития вуза. Необходимость инновационной стратегии признается большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие вузы в силу недостаточных знаний у ректората, отсутствия квалифицированных специалистов, отсутствия опыта разработки такой стратегии и т.п.

В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, новыми коммерческими структурами, их надежности и перспектив и т.д. Долгосрочные цели в инновационной стратегии оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде вуза. На наш взгляд, инновационная стратегия предполагает реализацию следующих целей:

‑ эффективное распределение и перераспределение по мере необходимости инновационного потенциала вуза между траекториями инновационного развития;

‑ обеспечение конкурентоспособности вуза на основе повышения качества научно-образовательной деятельности и уровня инновационного развития;

‑ оптимизация соотношения численности научно-педагогических кадров к величине затрат на инновационную деятельность;

‑ активная адаптация вуза к изменению объективных и субъективных факторов.

Главное в инновационной стратегии разработка альтернативных версий развития будущего вуза, при этом выбор цели должен выть адекватным типу выбранной стратегии.


Источники:

1. Ворошилова Л.Л. Инновации в отечественной педагогике начала ХХ века / Учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре, 2001.
2. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий М., 2000. ч.1., ч.2.
3. Харитонов А.С. На пути к гармонии общества //Полигнозис. № 2.2002. – С.56 – 73.
4. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М: 1991.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:47