Монополизация и демонополизация как направления государственного регулирования предпринимательства

Соловьева О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (211), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Соловьева О.А. Монополизация и демонополизация как направления государственного регулирования предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 13. – С. 19-24.

Аннотация:
В статье с теоретической точки зрения обоснован авторский взгляд на процесс монополизации и демонополизации как современной траектории государственного регулирования национального бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, рыночная экономика, государственное регулирование, демонополизация, монополизация



Определяя уровень влияния и масштабы государственного вмешательства в деятельность предпринимательского сообщества, следует учитывать и степень монополизации рыночного производства, которое обусловлено ростом концентрации производства и усилением его общественного характера, а также эффективным функционированием капитала. Чтобы установить степень монополизма экономической системы, необходимо определить характер и уровень конкуренции, а так же, исследовать монополистическую практику хозяйствующих субъектов, которая характеризуется как объединение функционально-дискриминационного и экономического аспектов деятельности предпринимательства.

Монополизм бизнеса и позиция правительств

Современная мировая экономическая мысль неоднозначно относится к позиционированию, что монополии нежелательные элементы в хозяйственных системах. По мнению профессора А.Я. Лившица, если одни монополистические структуры нежелательны для экономики страны и должны быть демонтированы, то другие требуют совсем иного отношения. Вследствие этого ключевой проблемой современного процесса государственного регулирования деятельности предпринимательства является рациональное использование преимуществ монополизма и нивелирование его отрицательных последствий [1].

Урон национальным экономикам наносит миф о том что, высокий уровень монополизации производства приводит к дестабилизации развития экономики. Этот миф подробно опровергнут в работах экономиста Барри Айкеса. Ученый утверждал, что в ходе промышленной приватизации в любом государстве предпринимательство представляет собой конгломерат, состоящий из небольших по международным масштабам предприятий, и это является главной бедой национальной промышленности современного государства. Потому что недостаток крупных промышленных покупателей автоматически приводит к уменьшению количества предприятий мелкого бизнеса в сфере промышленности и промышленных услуг.

Существует и более кардинальная точка зрения, которая, основываясь на лидерстве научно-технического прогресса и на последних аналитических исследованиях зарубежных специалистов в области предпринимательства, настойчиво рекомендует ликвидировать мелкие предприятия и сконцентрировать деятельность по стабилизации и дальнейшему развитию экономики на крупных промышленных производствах. Однако следует понимать, что производственная концентрация и монополизация – это такие образования, которые не противоречат «конструкции» рыночного хозяйства и могут быть с ним совместимы, но, безусловно, не являются постоянными тенденциями в развитии предпринимательства. Но, тем не менее, монопольную, точнее олигопольную структуру имеет в большей мерее промышленная система, как азиатских, так и европейских стран. Поэтому, учитывая двойственный характер монополистических объединений – ведь монополия способна, как устранить, так и способствовать развитию свободной конкуренции, а конкуренция, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке – правительства всех стран с рыночной экономикой, поддерживая и поощряя конкуренцию, стараются рационально оптимизировать свое отношение к монополизму.

Монополии и экономические интересы государства

Западные государства уже с 30-х годов ХХ века начали вводить в свои экономические системы компоненты госрегулирования монополии. В настоящее время во Франции, Скандинавии, отчасти в Германии эти компоненты приняли форму государственного патернализма крупной промышленности, хотя и весьма ограниченного. Напротив, азиатские государства (Япония, Корея, Тайвань и пр.) изначально создавали свои промышленные системы в рамках государственного патернализма на основе буржуазной идеологической доктрины, заключающейся в оказании помощи и «отеческой заботе», в данном случае, между государством и национальным предпринимательством [2].

Вследствие этого опыта, регулирование государством монополистического производства в странах с развитой рыночной экономикой стало частью общегосударственных программ развития национального предпринимательства. Методы такого регулирования подразумевают, как прямое вмешательство государства в хозяйственную деятельность, посредством административного декларирования, так и косвенного, то есть экономического регулирования. Одна из важнейших причин, которая определяет дополнительный импульс регулирующей роли государства в функционировании монополий, связана с кризисными явлениями в предпринимательской среде, которые в свою очередь, находятся в прямой зависимости от необходимости научно-технической модернизации современного производства. Поскольку научно-техническая модернизация производства, ставя крупные задачи развертывания в широких масштабах научных исследований, особенно фундаментальных, способствует внедрению принципиально новой техники, развитию новейших отраслей, подготовки и переквалификации рабочей силы, тем самым, способствуя повышению уровня экономической привлекательности. Решение многих из этих задач возможно лишь при активном содействии со стороны государства, так, как с ними не всегда в состоянии справиться даже крупнейшие монополии.

Таким образом, посредством действия процесса государственного регулирования предпринимательства в рамках государственно-монополистического направления происходит перераспределение возможностей государства и потенциала монополий, с целью образования единой силы, прежде всего, для развития и расширение промышленного воспроизводства и предпринимательской среды и, как следствие, становление национального бизнеса на один уровень с международным.

Поэтому, интересы государства экономически реализуется в монополиях по следующим каналам:

– содержание и развитие за счет средств государства убыточных и малоприбыльных отраслей, составляющих производственную инфраструктуру, как необходимую предпосылку функционирования национального бизнеса, что дает возможность предпринимателям концентрировать свои капиталы в наиболее прибыльных отраслях;

– государство временно возлагает на себя заботу о развитии некоторых отраслей промышленности, за счет бюджетных средств доводит их до достаточного рентабельного состояния, а затем продает акции соответствующих предприятий на национальном рынке (чаще всего это бывает с новейшими отраслями или с отраслями, имеющими традиционную технологию и переживающими структурный кризис);

– предоставление товаров и услуг государственных предприятий бизнесу по заниженным ценам и тарифам, с целью поддержания оптимальных пропорций в предпринимательской среде;

– перераспределение доходов государственных предприятий при помощи государственного бюджета на субсидии и другие льготы для деятельности национального бизнеса.

Демонополизация

При изучении направлений деятельность государственного регулирования предпринимательства по влиянию на процесс монополизации производства и рынка, следует рассмотреть вопрос демонополизации, как направления, определяющего смягчение диспропорций возникающих в воспроизводственном цикле разного уровня и масштаба при условии сохранения и развития конкуренции между субъектами хозяйствования в системе рыночных отношений.

Тем не менее «демонополизацию» при всей ее актуальности не следует трактовать, как стремление «дробить» предприятия, обладающие доминирующим положением на рынке. В современном понимании демонополизация представлена широким спектром мероприятий, направленных на развитие конкуренции в тех областях, где конкуренция искусственно ограничена. При этом использование данных мер всегда должно быть выверено, с точки зрения принципа «не навреди», по отношению к рентабельно функционирующим экономическим структурам (монополиям).

Анализируя методы и формы прямого вмешательства государства в регулирование монополистического рынка необходимо отметить регулирующую значимость государственного предпринимательства. Главное отличие государственного предпринимательства от частного заключается в том, что государство устанавливает перед своими предприятиями, помимо коммерческих целей, определенные социально-экономические цели. Рыночные показатели результатов деятельности (прибыльность и рентабельность) при этом не являются для них универсальным критерием эффективности, поскольку их цель часто формируется под влиянием государственной политики и соответствует оптимальности участия государства в предпринимательской деятельности.

Необходимость регулирования государственного предпринимательства

Таким образом, государство, выступая независимым субъектом хозяйствования, реализует конкретные общенациональные цели: структурную перестройку производства, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Поэтому, государственное предприятие можно рассматривать, как один из инструментов регулирования монополистического рынка в проведении антимонопольной экономической политики, который способствует формированию условий для реализации государственных задач по траектории экономической привлекательности национального предпринимательства на микро- и макроэкономическом пространстве [3].

Однако в последние десятилетие в большинстве развитых стран отмечается уменьшение доли госпредприятий и передачи их в частное управление, так как они считаются низко рентабельными. Некоторые исследователи это связывают с тем, что госпредприятия обременены многообразными социальными обязательствами. Так же, государственным предприятиям устанавливают объемы инвестиций с целью оказания помощи по направлению регулирования конъюнктуры рынка и зачастую принуждают их видоизменять целесообразную структуру капитальных вложений для решения проблем не собственного производства, а регионального распределения занятости и производства. Вследствие этого государственное предпринимательство, как и в целом национальный бизнес, объективно нуждается в регулировании, с целью формирования условий для нормального функционирования и расширения возможностей его воздействия на макроэкономическую ситуацию. Таким образом, как государство, так и монополия получают возможность непосредственно использовать потенциал друг друга для реализации экономических и социальных интересов во благо национального предпринимательства.


Источники:

1. Абалкин, Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики/Л.И. Абалкин//Вопросы экономики. 1997. № 6.
2. Государственное регулирование региональных рыночных процессов/под. ред. А.И. Татаркина. – Екатеринбург: изд-во ин-т экономики УрО РАН, 2002. – 450 с.
3. Соловьева, О.А. Государство как субъект регулирования предпринимательства в рыночной экономике/О.А. Соловьева. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2011. – 120 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:14:09