Значение саморегулируемых организаций в становлении оценочной деятельности в Российской Федерации и странах СНГ
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В Республике Беларусь, также как и в России, большое значение отводится независимым саморегулируемым обществам оценщиков. Общественное объединение “Белорусское общество оценщиков” (БОО) - республиканская организация ведущих специалистов в области оценки стоимости. БОО представляет Республику Беларусь в Европейской группе ассоциаций оценщиков, где участвовало в разработке Европейских стандартов оценки собственности.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, оценочная деятельность
В Республике Беларусь, также как и в России, большое значение отводится независимым саморегулируемым обществам оценщиков. Общественное объединение “Белорусское общество оценщиков” (БОО) - республиканская организация ведущих специалистов в области оценки стоимости. БОО представляет Республику Беларусь в Европейской группе ассоциаций оценщиков, где участвовало в разработке Европейских стандартов оценки собственности.
Документы по оценке имущества, выполненные членами Белорусского общества оценщиков, признаются западными инвесторами. В 1997 году приказом министра по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь оно было приглашено в группу по разработке новых подходов к оценке государственной собственности. Заключены договоры о сотрудничестве с такими государственными структурами, курирующими различные области оценки, как: Государственный патентный комитет Республики Беларусь, Комитет по санации и банкротству, Республиканский методический центр Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
БОО производит оценку всех видов имущества: недвижимости, включая землю, зданий и сооружений; оборудования, транспортных средств, нематериальных активов, основных фондов, товаров в обороте, предприятий в целом, а также прав собственности, ущерба и услуг. Оценка может производиться с целью: получения займа под залог, переоценки, купли-продажи, внесения доли в уставный фонд, акционирования, разработки инвестиционного проекта, назначения цены хозяйственных объектов по определению суда и т.д.
БОО ведет научно-методическую работу по адаптации международного опыта независимой оценочной экспертизы к условиям Беларуси. С 1996 года совместно с Ассоциацией бухгалтеров и Белорусским государственным экономическим университетом издается ежемесячный журнал “Бухгалтерский учет и анализ”, в котором регулярно печатаются нормативные и методические материалы по оценке. С 1997 года каждые две недели под эгидой БОО собирается Республиканский научно-практический семинар “Экономика недвижимости и оценка собственности”.
Белорусское общество оценщиков поддерживает обширные международные связи. С 1997 года действует генеральное соглашение о сотрудничестве между Белорусским и Российским обществами оценщиков.
В другой республике бывшего СССР ‑ Узбекистане основы создания и становления нормативно-методической базы оценочной деятельности были заложены в 1998-99 годах. При содействии и непосредственном участии специалистов Российского общества оценщиков были разработаны и введены в действие основополагающие и базовые стандарты Национальной системы стандартов оценки имущества Республики Узбекистан.
Согласно ст.4 Закона Республики Узбекистан “Об оценочной деятельности” оценочная деятельность осуществляется на основании лицензии, порядок лицензирования которой устанавливается Кабинетом министров Республики Узбекистан.
Однако до настоящего времени в Узбекистане отсутствуют правительственные решения о порядке лицензирования и об органе, осуществляющем выдачу лицензии и контроль за оценочной деятельностью.
Таким образом, с момента вступления в силу Закона Республики Узбекистан “Об оценочной деятельности” при наличии правовой основы осуществления оценочной деятельности лицо, осуществляющее эту деятельность, как бы находится вне правового пространства. Законодатель не оговорил, как поступать лицам, занимающимся оценочной деятельностью, до утверждения порядка лицензирования и получения лицензии.
По словам доктора технических наук, сертифицированного оценщика интеллектуальной собственности Узбекистана Х.А Мамаджанова [1], введение института лицензирования для оценочной деятельности как единственно возможного варианта государственного регулирования этого вида предпринимательства в Узбекистане на нынешнем этапе является преждевременным, поскольку в республике:
‑ существует государственное регулирование оценочной деятельности через утвержденные государственные стандарты оценки;
‑ оценочная деятельность не является массовой профессией;
‑ нет государственных программ подготовки профессиональных оценщиков;
‑ необходимо в начале осуществить подготовку профессиональных оценщиков хотя бы до уровня и количества, удовлетворяющих потребности республики в услугах по оценке в рамках реализации государственных задач приватизации и разгосударствления;
‑ законодательно не закреплена ответственность оценщика.
Одним из недостатков нормативного регулирования оценки в Узбекистане является отсутствие нормы об оспоримости сведений об оценке объекта, содержащихся в отчетах об оценке, выполненных разными оценщиками по одному и тому же объекту оценки. Не исключено возникновение такой ситуации и при проведении экспертизы по выполненной оценке. Оценка степени профессиональной компетентности оценщиков в этой ситуации ‑ отдельный вопрос.
В международной практике, в случае наличия спора о достоверности расчетной величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, выявленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор, как правило, подлежит рассмотрению судом. В отдельных случаях, суды вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании.
Безусловно, рассматривая вопросы регулирования оценочной деятельности в России и за рубежом нельзя оставить без внимания Международные стандарты оценки имущества (МСО) и в частности вопросы правовой природы МСО.
Международные стандарты оценки играют огромную роль в развитии оценки имущества как самостоятельного вида профессиональной деятельности на международном уровне. При этом существует общее понимание того, что Международные стандарты оценки должны иметь некоторую единую основу, представляющую единство экономических принципов, являющуюся движущей силой рыночных отношений и не зависящую от политических границ [2].
Обратившись к тексту Международных стандартов оценки, нетрудно заметить, что значительную часть данного текста составляют нормы, определяющие методологические особенности проведения оценки имущества, созданные с учетом разнообразия ситуаций, с которыми приходится сталкиваться при проведении оценки.
Международные стандарты оценки содержат правила, которые близки по своей форме к правовым нормам, поскольку представляют собой краткие и четкие формулы, описывающие надлежащий порядок действий, в том числе и обязывающие нормы. В качестве примера можно привести существующий в тексте каждого стандарта раздел 7 “Требования в отношении раскрытия информации”, где в императивном порядке приводится надлежащий порядок действий оценщика. Нормы стандартов адресованы оценщикам и направлены на регулирования их поведения, при этом целью такого регулирования в конечном итоге является оказание высококачественной оценочной услуги, гарантию качества которой обеспечивает “добросовестное” поведение оценщика.
Стандарты содержат “дефинитивные” нормы. Примером этого является п. 5.2 раздела 5 введения в МСО, содержащий определение понятия “рыночная стоимость”, а также все нормы раздела 3 МСО-1, раскрывающие элементы определения рыночной стоимости. Следовательно, Международные стандарты оценки это нормативные документы, а содержащиеся в нем нормы близки к правовым. Таким образом, для обозначения правовой природы Международных стандартов оценки имущества уместно сослаться на используемый в отечественной юридической литературе термин “правоподобная” или “квазиправовая” природа [3].
Международные стандарты оценки содержат целый ряд правил проведения оценки имущества, созданный путем обобщения различной национальной практики оценочной деятельности. В отечественной литературе И.С. Зыкиным отмечалось, что своды единообразных правил как “квазиправовые” регуляторы в своей основе представляют кодификации обычаев и обыкновений в международной торговле, осуществленные на негосударственном уровне [4].
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время оценочная деятельность в России находится в стадии становления. Вырабатываются механизмы правового регулирования, унифицируются стандарты оценки, решаются другие вопросы, связанные с регулированием оценочной деятельности. Важным вопросом является качество принимаемых документов, регулирующих оценочную деятельность. Немаловажными являются вопросы теоретической и практической подготовки специалистов, профессионализма, ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке собственности. В этой связи нельзя недооценивать значение саморегулирующих организаций оценщиков, которые призваны обеспечить эффективное законодательное регулирование, посредством процедуры листинга, а также осуществлять защиту интересов независимых оценщиков.
[1] Обзор развития оценочной деятельности в республике Узбекистан: Тезисы докладов IX Международной конференции “Современные тенденции развития оценочной деятельности в России и за рубежом.// www.appraiser.ru
[2] А.Б. Леви. О правовой природе норм Международных стандартов оценки имущества (МСО) // Вопросы оценки, 2001. - №4.
[3] Бахин С.В. Lex mercatoria и унификация международного частного права // Журнал международного частного права. 1999. Январь-март.
[4] Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:22