Опасные грузы на железнодорожном транспорте: вопросы права

Ахрем Т.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахрем Т.П. Опасные грузы на железнодорожном транспорте: вопросы права // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 69-73.

Аннотация:
В статье анализируются правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом и правовые вопросы в этой области.

Ключевые слова: лицензирование, правовое регулирование, железнодорожный транспорт, безопасность, договор перевозки, опасные грузы



Железнодорожный транспорт имеет особое стратегическое значение для Российской Федерации. Он является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны. Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различной степенью взрывопожарной опасности.

Инновационное развитие транспортной системы в Российской Федерации не возможно без обеспечения необходимого уровня безопасности. Поэтому не случайно, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877р, повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта рассматривается как важнейший государственный приоритет развития и модернизации отрасли, научных исследований и текущей эксплуатационной работы [1].

В связи с возможностью причинения значительного ущерба здоровью и имуществу людей при авариях законодательство предъявляет особые требования к деятельности, связанной с опасными грузами на железнодорожном транспорте.

Законодательно термин «опасный груз» закреплен в ст. 2 Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и определяется как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде [2].

Опасные грузы по характеру опасных свойств подразделяются на 9 классов. К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1, с учетом особенностей их перевозки (Приложение 1) к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам) [3]. Указанные Правила являются нормативным правовым актом, регулирующим деятельность, связанную с перевозками опасных грузов по железным дорогам Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим документом следует руководствоваться при осуществлении перевозок опасных грузов (в том числе погрузочно-разгрузочных операций) и по железным дорогам Российской Федерации.

Лицензирование перевозок на железнодорожном транспорте

Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума [4].

Опасные грузы предъявляют к перевозке на местах необщего пользования, в том числе расположенных на территории станции. Прием и выдача опасных грузов мелкими и контейнерными отправками осуществляется на местах как не общего, так и общего пользования.

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться перевозчиками, владельцами инфраструктур, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора с грузоотправителями, грузополучателями и при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений [5].

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации [6].

Статей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [7] предусмотрено, что на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию: деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (пп. 25 ч. 1); деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов (пп. 26. ч. 1); погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (пп. 27 ч. 1);

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» утверждены Положения о лицензировании вышеуказанных видов деятельности [8].

В качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование деятельности в области железнодорожного транспорта, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» определена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) [8].

Однако, наличие лицензии, связанной с осуществлением транспортного процесса, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и другие документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, оборудования, технических средств, устройств и т.д. [10].

Необходимость лицензии для лиц, занимающихся погрузочно-разгрузочными работами

В судебной практике существуют две позиции по вопросу необходимости для субъекта предпринимательской деятельности иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В соответствии с первой позицией требование иметь лицензию на осуществление такой деятельности распространяется только на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых она является основной. Также указанная деятельность может осуществляться в качестве неотъемлемой части (элемента) производственно-технологического процесса основной деятельности, например, может проводиться при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, на которую у лица имеется соответствующая лицензия. Данная позиции изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июня 2010 г. по делу № А43-35797/2009 и от 09 сентября 2010 г. по делу № А29-1587/2010, а также в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июня 2010 г. по делу № А59-1075/2010.

Однако иные окружные арбитражные суды придерживаются другой позиции, которая заключается в следующем. Нормативно-правовыми актами, регулирующими погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данную деятельность, иметь лицензию. При этом неважно, имеет ли лицо, осуществляющее такую деятельность, лицензию на иной вид деятельности. Также не имеет значения, осуществляет ли такое лицо погрузочно-разгрузочную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной. Данная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 мая 2010 г. по делу № А19-27065/09-33, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2010 г. по делу № А45-12037/2009, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2010 г. по делу № А56-15339/2010, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06 мая 2010 г. по делу № А57-22710/2009.

Заключение

В связи с неоднозначностью данного вопроса и учитывая тот факт, что за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, на наш взгляд, субъектам предпринимательской деятельности необходимо иметь данную лицензию, даже если эта деятельность не является для них основной [11].

Таким образом, действующим законодательством предъявляются особые требования к деятельности, связанной с опасными грузами на железнодорожном транспорте. От неукоснительного соблюдения этих требований зависит не только сохранность имущества, но и жизнь людей.


Источники:

1. Собрание законодательства РФ. − 2008. − 21 июля. − № 29 (ч. II).
2. Собрание законодательства РФ. − 2003. − 13 января. − № 2.
3. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам / утв. Советом по железнодорожному транспорту государств − участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15.
4. Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума / утв. Советом по железнодорожному транспорту государств − участников Содружества, протокол от 22.05.2009.
5. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. 5-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. В.А. Вайпана. − М.: Юстицинформ, 2007. − С.22.
6. Собрание законодательства РФ. − 2003. − 13 января. − № 2.
7. Российская газета. − 2011. − 6 мая.
8. Собрание законодательства РФ. − 2012. − 02 апреля. − № 14.
9. СЗ РФ. − 2011. − 28 ноября. − № 48.
10. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. − 5-е издание, дополненное. − М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007. − С.19.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:13:17