Определение эффективности выбора управленческих решений
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (34), Октябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Полярус А.В. Определение эффективности выбора управленческих решений // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 10. – С. 45-48.
Аннотация:
(Окончание. Начало в №№ 8, 9/2002).
Рыночная активность и положение компании на рынке ценных бумаг могут быть оценены соответствующими коэффициентами. Данная группа коэффициентов соотносит рыночную цену акции фирмы с ее учетной ценой и доходом на акцию. Эти коэффициенты позволяют администрации получить представление о том, как инвесторы относятся к текущей и перспективной деятельности компании.
Ключевые слова: управленческие решения, принятие управленческих решений
Рыночная активность и положение компании на рынке ценных бумаг могут быть оценены соответствующими коэффициентами. Данная группа коэффициентов соотносит рыночную цену акции фирмы с ее учетной ценой и доходом на акцию. Эти коэффициенты позволяют администрации получить представление о том, как инвесторы относятся к текущей и перспективной деятельности компании.
Если показатели ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности в порядке, то и коэффициенты рыночной активности будут высокими, а цена акции будет настолько высокой, насколько это возможно.
Ценность акции. Коэффициент цена/доходы (Price/Earnings, P/E) показывает, сколько хотят платить инвесторы за доллар объявленной прибыли:
Кэффициент Р/Е =
|
Цена акции
|
=
|
28,50 млн. долл.
|
= 13,0 (8)
|
|
Доход на акцию
|
|
2,20 млн. долл
|
|
Коэффициент Р/Е при прочих равных условиях выше у фирм с более высокими перспективами роста и ниже у фирм с нестабильным положением. Коэффициент Р/Е у анализировавшейся выше компании несколько ниже среднего по отрасли, т. е. ее считают более рисковой, чем большинство других, или имеющей худшие перспективы роста.
Коэффициент котировки акции (Market/Book, M/B) рассчитывается делением рыночной цены акции на ее балансовую стоимость. Рыночная цена акции компании с относительно высоким коэффициентом рентабельности собственного капитала обычно превышает учетную цену. Балансовая стоимость акции рассматриваемой нами компании - 16.00 долл.:
Балансовая стоимость акции
|
=
|
Обыкновенный акционерный капитал
|
=
|
800 млн. долл.
|
= 16,0 (1)
|
|
|
Число обыкновенных акций в обращении
|
|
50 млн. долл.
|
|
Кэффициент М/В =
|
Рыночная цена акции
|
=
|
28.50 долл.
|
= 1,8 (2)
|
|
Балансовая стоимость акции
|
|
16.00 долл.
|
|
Кроме того, аналитики применяют для анализа следующие коэффициенты:
P/S =
|
Рыночная капитализация компании
|
(3)
|
|
Объем реализации
|
|
|
|
|
Д/Р =
|
Дивиденд на обыкновенную акцию
|
(4)
|
|
Рыночная цена обыкновенной акции
|
|
Интегральный показатель (Ia), характеризующий эффективность управленческого решения по факторам увеличения богатства акционеров, может быть рассчитан, по нашему мнению, по следующей формуле:
Ia = Р/Е ´ К1 + М/В ´ К2 + Р/S ´ К3 +Д/Р ´ К4 , (5)
где К1, К2, К3 и К4 - коэффициенты, характеризующие весомость (значимость данных факторов для компании.
Для определения эффективности выбора управленческих решений, направленных на цели удовлетворения нужд потребителей нам необходимо обратить внимание на ряд маркетинговых проблем. Вывод о значении маркетинга непосредственно следует из теории обмена и рынков.
Задача маркетинга - содействие процессу обмена и совершенствования способности организации участвовать во взаимовыгодном обмене с потребителями. Маркетинг-менеджмент компании нацелен на привлечение потребителей и сохранение покупательской лояльности в долгосрочном периоде. Тем самым организация получает ресурсы для удовлетворения запросов заинтересованных групп ‑ акционеров, сотрудников и общества в целом.
Необходимость ориентирования фирм на потребителей подтверждается следующими фактами.
Лояльные потребители - высокоценный актив компании. Если за первый год потребитель приносит предприятию прибыль в размере 1 тыс., то за десять лет эта сумма возрастает в 50 раз. Лояльные потребители приносят высокую прибыль. Они приобретают больше товаров фирмы, экономят ее время, менее чувствительны к цене и приводят за собой других покупателей.
На привлечение новых потребителей фирма тратит в 3-5 раз больше, чем на удержание уже существующих. Такого рода затраты связаны с проведением маркетинговых исследований, организацией рекламы, продажей и ведением переговоров с потенциальными покупателями.
Увеличение числа постоянных потребителей. Ежегодно средняя фирма теряет 10% своих потребителей. Исследования показали, что, если эта цифра будет снижена вдвое, прибыль компании увеличится на 85%. “Весьма довольные” потребители обращаются в фирму повторно. Вероятность того, что они снова обратятся в фирму, увеличивается в 6 раз по сравнению с вероятностью совершения повторной покупки потребителями, которые расценивают себя как “просто довольные”. Кроме того, абсолютно довольные покупатели расскажут о фирме своим знакомым.
Недовольные потребители обязательно предостерегут от печального опыта друзей и знакомых. В среднем их оказывается не менее 14 человек. Следовательно, потеря одного потребителя чревата сверхзначительными убытками в течение предполагаемого жизненного цикла покупателя. Общие убытки могут оказаться 14-ти кратными и выше.
Самые недовольные потребители не высказывают своих претензий. Они поделятся своим неудовольствием со знакомыми и друзьями, но всего 4% из них подадут жалобу в фирму. На каждого потребителя, высказавшего претензии фирме, приходится еще 26 человек, имевших определенные проблемы, и 6 “товарищей по несчастью”, столкнувшихся с весьма серьезными трудностями.
Удовлетворительный ответ на претензии повышает лояльность потребителей. В этом случае обратившиеся с жалобой покупатели, как правило, в дальнейшем проявляют более лояльное отношение к фирме, чем те, кто никогда не испытывал никаких затруднений.
Плохое качество товара - не самый значимый фактор отказа от услуг компании. Только 14% потребителей покидают фирму по этой причине. Две трети перестают обращаться в компанию из-за безразличного или неприемлемого отношения к ним со стороны персонала.
Средняя фирма ежегодно теряет около 10% потребителей. Эксперты компании Bain, проанализировавшие положение на рынках Великобритании и США, пришли к выводу, что увеличение числа постоянных потребителей на 5% означает рост прибыли на 20-85%.
На основании проведенного выше анализа можно предложить следующий интегральный показатель определения эффективности управленческих решений по удовлетворению потребностей потребителей (Iпот):
Iпот= DЛ ´ К1 - DН ´ К2 , (6)
где DЛ - изменение удельного веса лояльных потребителей;
D Н - изменение удельного веса недовольных потребителей.
К1 и К2 - коэффициенты весомости (значимости) данных факторов для фирмы.
Для сравнения эффективности альтернативных управленческих решений и их влияния на выбор целей деятельности фирмы нам предлагается свести результаты расчетов в следующую таблицу показателей (табл. 1).
Таблица 1.
Определение значимости интегральных показателей для альтернативных решений
Варианты
|
Показатели
| ||||
|
ROE
|
Iп
|
Iа
|
Iпот
|
Итого
|
Желательное направление изменений
|
>
|
>
|
>
|
>
|
>
|
Среднеотраслевое значение
|
|
|
|
|
|
Величина показателя
А В С N |
|
|
|
|
|
Отношение к среднеотраслевому показателю
А В С N |
|
|
|
|
|
Отношение к базовому показателю
В С N |
|
|
|
|
|
На основе сравнения данных показателей топ-менеджерами могут быть сделаны наиболее обоснованные выводы, касающиеся как выбора основных целей, так и определения степени эффективности претворения на практике конкретных управленческих решений.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:00