Миссия фирмы как «связующее звено» управления

Новиков А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Новиков А.В. Миссия фирмы как «связующее звено» управления // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 46-51.

Аннотация:
Статья посвящена новому пониманию миссии фирмы как целесообразному использованию потенциала предприятия для реализации актуальных потребностей внешней среды. С этой точки зрения теория управления предприятием приобретает целостный характер, позволяет соотносить внутренние возможности предприятия с внешними потребностями экономического окружения.

Ключевые слова: стратегическое управление, оперативное управление, потенциал, эволюция, миссия фирмы, фундаментальные закономерности, законы жизнедеятельности



Фундаментальную роль в экономике страны играют промышленные предприятия, которые в последние десятилетия растеряли большую часть кадрового потенциала, уникальное оборудование и технологии производства и т.д. Теория управления социалистическим предприятием уже давно неактуальна, а методы американского менеджмента применяются в отечественных условиях либо фрагментарно, либо не применяются вообще, часто имеют место многолетние нерешенные экономические проблемы1. (1 Особенно это касается предприятий оборонного комплекса, многие из которых уже около двадцати лет находятся в состоянии кризиса.)

Традиционный (американский) менеджмент также не лишен недостатков, прежде всего: неспособность фирмы адекватно реагировать на эволюционные изменения экономического окружения; отсутствие общих критериев выбора альтернативных вариантов развития, отвечающих долгосрочным интересам предприятия и др. Единственным критерием деятельности фирмы довольно часто считается прибыль, обеспечение которой в должном объеме рассматривается как цель существования организации. Такая точка зрения, характерная, прежде всего, для владельцев и инвесторов предприятия, не отвечает ни интересам самого предприятия, ни его внешнего экономического окружения. Прибыль фактически является лишь средством решения стратегических задач фирмы, но не последней инстанцией. Само предприятие должно соотносить потребности окружения со своими возможностями (потенциалом) и реализовывать последние с максимальной экономической эффективностью. Однако для постановки главных управленческих задач в таком контексте необходимо «сместить акценты» в управлении предприятием.

Миссия фирмы как общая основа менеджмента

Серьезное внимание в менеджменте уделяется миссии фирмы, то есть экономическому предназначению предприятия в среде общественного производства. Это понятие в экономической литературе представляется либо в весьма обобщенном виде (как предназначение фирмы), либо весьма детально, с указанием множества второстепенных свойств предприятия и окружающей среды. Оба подхода имеют свои недостатки: обобщенное представление миссии фирмы делает ее смысл весьма туманным, не имеющим практического значения, поскольку оно не позволяет получить весьма важных с точки зрения стратегического управления следствий2; (2 Иногда [2] миссия рассматривается как «внешняя цель», не имеющая ничего общего с внутренними целями, в определенной мере, декларативная. Фактически же фирмы не стремятся максимизировать прибыль, а направлены на получение приемлемой прибыли, достаточной для реализации большинства запланированных программ развития, и их деятельность в большей мере нацелена на выживание [1].) детальные же представления, как правило, не обогащают его, поскольку для уточнения содержания этого понятия используется широко известная, но мало что дающая в плане его раскрытия терминология (предприятие – рынок, спрос – потребление, экономическая среда и т.п.).

Есть основания полагать, что введение в экономическую науку понятия миссии фирмы должно стать связующим звеном между современными представлениями о предприятии и окружающей среде.

Существование фирмы обусловлено тремя обстоятельствами, а именно: необходимостью, возможностью и целесообразностью этого явления. Здесь необходимость существования фирмы определяется окружающей средой, вернее, ее потребностью в определенных товарах или услугах. В то же время возможность ее создания и существования связана с наличием в рамках фирмы совершенно определенных производственных (ресурсных, технологических и организационных) условий, позволяющих выпускать необходимую для окружающей среды продукцию.

Что же касается целесообразности существования фирмы, которая выступает мерой соответствия потребностей среды и возможностей предприятия, то именно в ней, как представляется, и отображается сущность миссии фирмы. Иными словами, целесообразность предстает как важнейший аспект понятия миссии фирмы. Это дает основание несколько расширить обобщенную трактовку понятия миссии фирмы, выражаемую термином «предназначение». С учетом этого замечания предлагается новая формула миссии.

Миссия – это целесообразное использование потенциала (то есть производственных возможностей) фирмы для удовлетворения актуальных потребностей окружающей среды (или ее элементов)3. (3 Иными словами, миссия фирмы выступает как способ преодоления диалектического противоречия между потребностями окружающей среды и производственными возможностями предприятия.) Главное преимущество этой формулы состоит в том, что с ее помощью миссия фирмы приобретает управляемый характер. Так, недостаточное использование потенциала предприятия свидетельствует о наличии проблемы целесообразности его существования в данном качестве, то есть о непригодности выбранной миссии для решения стратегических задач. В этих условиях нужна новая трактовка миссии фирмы, которая должна быть ориентирована на максимальное использование стратегического потенциала предприятия. В некоторых случаях миссия фирмы может быть дифференцирована на ряд более «частных» (например, при выпуске корпорацией совершенно разных видов продукции, серьезно различающихся по уровню наукоемкости), в соответствии с которыми возможна организация относительно обособленных производств.

Миссию фирмы следует рассматривать в краткосрочном (оперативном) и долгосрочном (стратегическом) аспектах. Оперативный подход к реализации миссии фирмы сводится к решению вопросов обеспечения конкурентоспособности продукции и максимального использования имеющегося потенциала предприятия. В стратегическом плане миссия выступает как программа адаптации фирмы к меняющимся условиям окружения. Преемственность миссии в таком качестве обеспечивается сложившимся потенциалом фирмы, а изменчивость является следствием постоянного обновления потребностей окружающей среды.

Миссия фирмы как результат проявления экономических законов в производственных системах

Итак, миссия фирмы (в новом понимании) имеет оперативную и стратегическую составляющие. Первая относится к процессам функционирования предприятия, вторая – к развитию, структурным изменениям организации. Соответственно, речь идет об управлении этими процессами.

В работе [3] нами было показано, что управление предприятием состоит в постоянном соблюдении организацией определенных экономических законов, соответствующих процессам жизнедеятельности экономических систем – функционированию, развитию и участию в эволюционных изменениях экономики (см. табл. на с. 50). Производные законы жизнедеятельности экономических систем здесь представлены как механизмы реализации общих.

Таблица

Система фундаментальных законно в жизнедеятельности экономических систем

Очевидно, далеко не все из представленных «производных» законов относятся непосредственно к предприятию, некоторые соответствуют общеэкономическим условиям деятельности: для процесса функционирования на уровне предприятия остается закон эффективности использования ресурсов; для процесса эволюции – закон лишь роста эволюционной пластичности (мобильности) предприятия4; механизмы управления развитием предприятия включают все указанные в таблице законы5. Реализация производных законов экономики в рамках производственных систем является достаточным условием успешной работы компаний, выживания в долгосрочной перспективе.

(4 Под мобильностью мы понимаем способность предприятия быстро и с минимальными затратами ресурсов адаптироваться к любым изменениям внешнего окружения. Подробнее см. [3].

5 Предприятие в большинстве случаев не создает эволюционные изменения экономики, это процессы более высокого, отраслевого или макроэкономического уровня. Тем не менее, игнорирование подобных явлений губительно для предприятия. Учет эволюционной составляющей должен осуществляться при выборе альтернативных вариантов развития предприятия.)

Для осуществления управления предприятием в таком качестве необходимы соответствующие организационно-экономические механизмы, способные обеспечивать решение оперативных и стратегических задач организации, реализацию миссии предприятия в целом.

Заключение

Уточнение понятия миссии фирмы позволяет рассматривать процессы жизнедеятельности фирмы комплексно, с учетом разумного соотнесения возможностей организации с требованиями внешнего окружения.

Управление реализацией миссии фирмы (в новом качестве) основывается на фундаментальных экономических закономерностях, которым должна соответствовать вся деятельность фирмы. Для отслеживания состояния потенциала и его изменения, управления процессами жизнедеятельности компании необходимы соответствующие организационно-экономические механизмы, обеспечивающие претворение всего задуманного в жизнь.


Источники:

1. Блауг М. Философия экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. – 416 с.
2. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. – М.: РДЛ, 2003. – 464 с.
3. Новиков А.В. Теоретико-методологические проблемы жизнедеятельности экономических систем: монография. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2010. − 167 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:41:27