Авиатранспортные туристические услуги в России и за рубежом
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается западный опыт управления системой авиационных туристских транспортных услуг, эффективный благодаря ориентации на маркетинг. Авторы высказывают мнение, что российский опыт в настоящее время ориентирован преимущественно на логистическое развитие, а рыночные методы управления, связанные с предоставлением комплексных услуг, до сих пор находятся на начальном уровне.
Ключевые слова: сфера услуг, зарубежный и российский опыт, авиационные туристские транспортные услуги
Актуальность исследования вопросов управления системой авиационных туристских транспортных услуг в России и за рубежом связана с развитием туризма и транспортной отрасли по пути синергетического взаимодействия, что обуславливает необходимость поиска новых эффективных моделей управления.
Под системой авиационных туристских транспортных услуг следует понимать системное образование, состоящее из комплекса услуг, направленного на перевоз туристов воздушным транспортом, и материально-технической базы, на основе которой осуществляется указанный комплекс услуг. Управление данной системой будет включать в себя различные методы: нормативные, договорные, рыночные (экономические), организационные.
Проблемы
По мнению авторов, чтобы более эффективно использовать авиационную транспортную составляющую в российском туризме, целесообразно использовать зарубежный опыт в этой сфере по ряду причин:
1) для модернизации теоретической основы системы авиационных туристских транспортных услуг в связи с изменением социальных и экономических предпосылок ее развития, усложнением межхозяйственных связей;
2) на практике скопилось немало проблем, обусловленных неразвитостью авиационной туристской инфраструктуры, нерациональными финансовыми потоками, их рассогласованием с объемами транспортной работы. Все это в настоящее время резко снижает конкурентоспособность российского туристского транспорта;
3) развитие экономической деятельности в сфере туристского транспорта взаимообусловлено и взаимосвязано с развитием и туризма, и транспорта в целом. Решение задач модернизации транспортной составляющей экономики и повышения привлекательности России как международного туристского центра предполагает рационализацию авиационных транспортных потоков туристов;
4) недостаточный уровень развития региональных транспортных систем сдерживает рост внутреннего туризма России. Страна, располагающая неисчерпаемыми туристскими ресурсами, может и должна эффективно распорядиться ими при создании действенного механизма управления туристским транспортом;
5) сложность управления авиационными транспортными потоками туристов обусловливает необходимость особого рассмотрения процессов интеграции целей хозяйствующих субъектов;
6) возникновение трудностей развития авиационного туристского транспорта обусловлено в существенной мере неразвитостью стыковочных механизмом управления туристского транспорта с другими участниками экономической деятельности. Эти трудности преодолимы при увеличении взаимосвязи системы авиационного туристского транспорта с иными транспортными, а также с туристской и региональными системами.
Опыт западных стран в управлении системой авиационных туристских транспортных услуг тесно связан с Всемирной туристской организацией (World Tourism Organization (WTO), далее – ВТО), Международной ассоциацией воздушного транспорта (International Air Transport Association (IATA), далее – ИАТА), Международной организация гражданской авиации (ICAO), далее – ИКАО).
По данным ВТО (Туризм 2020), к 2020 году, в тройку лидеров авиатуристского рынка среди регионов войдут Европа (717 миллионов туристов), Восточная Азия и Тихий океан (397 млн) и Америка (282 млн), далее следуют Африка, Ближний Восток и Южная Азия.
Для понимания особенностей развития управления системой авиационных туристских транспортных услуг за рубежом, кратко рассмотрим историю указанной сферы в Европе.
Развитие авиационных туристских транспортных услуг в Европе
Отметим, что до 1993 года существовало 2 модели управления европейским авиационным транспортом:
1) авиакомпании для регулярных рейсов были направлены на регулярные рейсы, основаны на коммерческих правах, путем прямых продаж реализовывали билеты с индивидуальными ценами, занимали каждую долю рынка и стоили на уровне 100%;
2) чартеры выходного дня выбирали специальные режимы (ABC, IT), летали только на заказ и через туроператора, не имели дифференцированной цены на билеты, перевозили отдыхающих, стоили на уровне 40%.
Новая модель, просуществовавшая до 2000 года, где участниками были международные и бюджетные перевозчики, позволила укрепить свои центры за счет улучшения связи систем и обслуживала все сегменты рынка (LH/SH, zaken/niet-zaken). Чартеры выходного дня становятся свободными авиакомпаниями и увеличивают свои продажи не только через туроператоров, но и по прямым каналам.
С 2000 года в Европе происходит консолидация и интеграция в системе авиационных туристских транспортных услуг, что меняет структуру рынка и выражается, в частности, в построении вертикально интегрированных организационно-экономических систем: большая часть европейских чартерных компаний сегодня – это владельцы туроператоров, отелей и автомобильных перевозчиков.
Среди них: Corsair – Nouvelles Frontiè res (France), LTU – Rewe Touristik (Germany), Condor – Thomas Cook (Germany), Thomas Cook Airlines (JMC) – Thomas Cook (UK), Brittania Airways – Thomson (UK), My Travel Airways (Airtours) – My Travel Group, First Choice Airways (бывшая Air 2000) – First Choice Group.
Можно отметить и интегрированные туроператорские группы:
– TUI Group AG (TUI Germany and Hapag Lloyd (Hapagfly), Thomson and Brittania Airways (Thomsonfly), Jet Air and TUI Airlines Belgium (Jetairfly), Nouvelles Frontières and Corsair (Corsairfly), Arke Tours and HI met ArkeFly);
– Thomas Cook Group (Thomas Cook, JMC and Thomas Cook Airlines, Neckermann and Condor, Thomas Cook Airlines Belgium).
Исследования зарубежных авторов [1] показывают, что интегрированные вертикальные системы в туристкой отрасли способны стать эффективной основой развития как отдельных компаний, так и экономики в целом.
Сегодня рынок Европы развивается по пути либерализации, что отражается и на изменении модели управления системой авиационных туристских транспортных услуг (см. рис. ниже), где доля международных перевозчиков и чартерных авиакомпаний уменьшается за счет увеличения доли бюджетных авиакомпаний.
Регулярные рейсы в новой модели начинают стоить 40–60% от прежней цены.
Мы полагаем, что развитие моделей управления системой авиационных туристских транспортных услуг в Европе опиралось на маркетинговую модель рынка, рассмотрение которой может быть перспективным для развития и российской модели.
Маркетинг в сфере авиационных туристских транспортных услуг
В зарубежной литературе [2] по данному вопросу маркетинг в сфере авиационных туристских транспортных услуг рассматривается как составляющая маркетинга услуг. В связи с этим туристский маркетинг имеет ряд специфических свойств, обусловленных спецификой туристской услуги:
– неспособность к хранению;
– неосязаемость туристских услуг;
– неразрывность оказания и потребления услуги;
– изменчивость качества (непостоянство).
При этом маркетинг в сфере авиационных туристских транспортных услуг не сводится к маркетингу туристских услуг и турпродукта, авиационные туруслуги – нечто больше, чем комплекс услуг по организации тура.
В данной связи особое значение приобретает маркетинг компании, ее имиджа, и маркетинг отношений, что, кстати, подчеркивается и в российских исследованиях по близким проблемам туристской отрасли [3].
Основная цель маркетинга в сфере зарубежных авиационных туристских транспортных услуг заключается в обеспечении максимального удовлетворения потребностей туристов.
Система учитывает сложную межотраслевую структуру туристского продукта, предлагая и выводя на туристский рынок, востребованный товар.
Таким образом, реализуется основополагающий принцип маркетинга – учет требований рынка с одновременным процессом воздействия на него.
В отличие от западных стран, Россия последние годы ориентирована на развитие рынка туристских услуг по логистической модели [4], что гарантирует выполнение трех базовых основ транспортной логистики: быстро, необходимый объем, дешево для услугодателя, но не гарантирует удовлетворенность потребителя услуг. Данное положение вообще характерно для транспортной отрасли России [5].
Комплексные туристские услуги
В отношении российской модели отметим определенную важность логистической составляющей, так как организация туристского обслуживания в сфере авиационных туристских транспортных услуг требует координации и регулирования потоков материальных, финансовых, информационных, трудовых ресурсов для полного, качественного обеспечения потребности клиентов в туристских услугах, что соответствует возрастанию роли управления потоками услуг.
Несмотря на то что в туристском обслуживании поток услуг является основополагающим, комплексным, включающим пассажирские перевозки, размещение, питание и экскурсии, в настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации отсутствует целостная эффективно действующая система реализации данного потока, базирующаяся на логистических принципах. Между тем, потребность в такой системе становится все более очевидной в связи с постоянно возрастающим спросом на качественные туристские услуги.
Об этом свидетельствуют положения региональных программ развития туризма субъектов федерации, в которых отмечается необходимость увеличения мощности въездных туристских потоков, продвижения отечественного туристского продукта как внутри страны, так и на международном уровне, увеличения доходности местного бюджета, формирования современной высокоэффективной туристской индустрии, создания условий для более рационального использования туристских ресурсов.
В целом, как показывает западный опыт управления системой авиационных туристских транспортных услуг, эффективное развитие гарантируется ориентированностью на маркетинг, а качество услуги – логистикой. При этом российский опыт в настоящее время ориентирован лишь на логистическое развитие, а рыночные методы управления до сих пор находятся на начальном уровне.
Источники:
2. Biegera Т., Wittmer А. Air transport and tourism − Perspectives and challenges for destinations, airlines and governments // Journal of Air Transport Management. − Volume 12. − Issue 1. – January. – 2006. − Pages 40−46; Wickremasinghe G.B., Ithalanayake R. The Causal Relationship Between Tourism and Economic Growth in Sri Lanka: Some Empirical Evidence. − Victoria University, 2006.
3. Данилкин В.В. Формирование системы маркетинговой оценки имиджа туристских центров на международном рынке молодежного туризма (на примере рынков России и Германии: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. − Орел, 2010; Нюренбергер Л.Б. Маркетинг отношений на рынке туристских услуг: теория, методология, развитие: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. − Новосибирск, 2010.
4. Рожкова Н.В. Развитие туристских услуг с использованием инновационной логистики: дис....канд. экон. наук: 08.00.05. − Рязань, 2007; Соколов И.А. Совершенствование управления туристскими предприятиями на основе логистизации потоковых процессов: дис....канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2007.
5. Ефимова А.Е. Особенности государственного регулирования авиационной промышленности: международный и российский опыт: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2010.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:51:32