Роль малых городов в процессе формирования устойчивого развития нефтегазодобывающего региона

Соколова А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предлагаются стратегические направления формирования рациональной системы малых городов. Подчеркивается необходимость усиления их роли в развитии нефтегазодобывающих регионов с целью обеспечения устойчивого развития регионального пространства в условиях реализации стратегии модернизации.

Ключевые слова: устойчивое региональное развитие, рациональная система малых городов, сырьевой регион, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, добыча нефти и газа



Регионализм устойчивого развития обусловлен тем, что социально-экономические процессы, структура хозяйственных систем и их специализация носят явно выраженный региональный характер. Существенное влияние на это оказывают территориально-функциональные различия природно-климатических условий, системы расселения населения, ресурсного потенциала. Поэтому устойчивое развитие пространства определяется способностью хозяйственных систем реализовать собственную целевую функцию. Так, для сырьевых регионов (Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции) содержанием этой функции является обеспечение экономического оборота углеводородов на уровне, отвечающем требованиям энергетической безопасности России.

Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция

Современная тенденция отечественного развития регионов России заключается в переходе от политики выравнивания социально-экономического положения к поляризованному развитию с выделением и поддержкой ограниченной сети опорных регионов. Объектом региональной политики устойчивого развития, по нашему мнению, должны стать не только крупные агломерации, но и все остальные поселения, что обусловливается, в первую очередь, целостностью системы расселения [5].

Немаловажен и такой специфический фактор для России, как очаговый характер освоения и размещения городских поселений, которым наша страна отличается от стран Западной Европы, где высокая плотность населения и многочисленность городов при небольших территориальных размерах и насыщенности коммуникаций создают единое экономическое пространство. В то время как для России потеря городских поселений на территориях с низкой плотностью населения может означать сжатие экономического пространства.

Одной из идей регионального развития пространства является создание территориальной социально-экономической системы, в которой диверсифицированы целевые функции ее составляющих с целью обеспечения коммуникационных задач системы в целом.

Для целей обеспечения устойчивого развития сырьевого региона на крайнем северо-востоке европейской части страны выделяется региональное пространство Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (ТПНП), которое является одним из крупнейших перспективных регионов концентрации и локализации нефтегазового сектора.

В настоящее время на территории ТПНП насчитывается свыше 180 месторождений. В административном отношении территория ТПНП находится в пределах Республики Коми, а северная ее часть охватывают всю восточную часть Ненецкого автономного округа (НАО) Архангельской области с центром в городе Нарьян-Мар. Преобладающая часть населения ТПНП живет в малых городах.

Геополитическое значение системы малых городов ТПНП состоит в том, что сырьевой регион относительно незначительно удален как от потребителей внутри страны, так и от возможных потребителей за его пределами (Европы), что позволяет удовлетворять потребности общества в углеводородном сырье.

Таким образом, инновационным с позиций последовательной и системной модернизации является построение территориальной социально-экономической системы сырьевого региона на основе упорядоченной совокупности городских поселений (малых городов), которые выполняют роль узлов (производственных, транспортных, научных и др.) в региональной системе коммуникаций.

Преимущества и проблемы малых городов нефтегазоносной провинции

К основным преимуществам малых городов ТПНП относятся: высокий природно-ресурсный потенциал, наличие территориально-производственных кластеров, компактность, открытость к сотрудничеству (наличие свободных трудовых ресурсов) и т.д.

В качестве одной из основных проблем малых городов ТПНП выделена тенденция централизации поступлений ресурсных платежей за недропользование при формировании бюджетов. С каждым годом распределение ресурсных платежей увеличивается в пользу федерального бюджета по отношению к доле местного бюджета.

На 2011 г. прогнозируется поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет в сумме 1 400 632,7 млн рублей (2,78% к ВВП), в том числе по нефти – 1 239 916,4 млн рублей; по газу горючему природному – 134 289,9 млн рублей; по газовому конденсату – 10 512,6 млн рублей; по прочим полезным ископаемым – 14 085,1 млн рублей; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, – 1 828,7 млн рублей [3]. Большинство аналитиков придерживается мнения, что в перспективе удельный вес ресурсных платежей в федеральном бюджете будет возрастать, в муниципальных бюджетах уменьшаться, что приведет сырьевые регионы к сокращению доходов от ресурсных платежей и, как следствие, снизит уровень качества жизни местного населения.

В качестве значимой проблемы малых городов ТПНП выделено несоответствие структуры хозяйствующих субъектов требованиям рыночной экономики, а также технологическая отсталость большинства промышленных предприятий малых городов и высокий уровень износа основных фондов; как следствие, низкая производительность труда и неконкурентоспособность выпускаемой продукции. Эти факторы, в свою очередь вызывают ряд социальных и экономических последствий – банкротство предприятий, рост безработицы, низкий уровень качества жизни, миграция населения и т.д.

Таким образом, упорядоченная совокупность поселений в регионе строится по принципу системы, что предполагает диверсификацию функций малых городов в соответствии со специализацией региональной экономики; в сырьевом регионе каждый из городов обеспечивает одну (или более) составляющих экономического оборота ресурсов. Это позволяет объединить функциональные и территориальные (сетевые) ресурсы в процессе саморазвития пространства и получить синергетический эффект.

Инфраструктура экономического оборота ресурсов углеводородов

Малые города регионального пространства ТПНП играют главенствующую роль в процессе формирования инфраструктуры экономического оборота ресурсов углеводородов. Добыча углеводородов ведется в Усинске, Нарьян-Маре, Печоре, Сосногорске, Вуктыле. Ключевым узлом по разработке, добычи и переработке нефти регионального пространства ТПНП выступает малый город Усинск.

Слабая инфраструктурная подготовленность ТПНП обусловила доминирование крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), прежде всего ОАО «НК «Лукойл» и ОАО «НК «Роснефть» – корпоративные стратегии этих компаний и проекты других ВИНК в отношении ТПНП определяли и будут в дальнейшем структурировать перспективы развития нефтегазового комплекса региона.

Наряду с отраслями специализации регионального пространства ТПНП развиваются вспомогательные и обслуживающие отрасли хозяйства. Важной задачей формирования производственно-хозяйственного комплекса оборота углеводородов является развитие электроэнергетики.

В условиях большой протяженности ТПНП важная роль в экономическом обороте углеводородов принадлежит транспортной сети, которая еще недостаточно развита и не полностью обеспечивает потребность производственного комплекса в перевозках. Инфраструктурный комплекс и потенциал ТПНП создал возможности для вывоза углеводородов и их поставки на мировые рынки и регионы России.

Малые города Усинск и Нарьян-Мар выполняют функции администрирования и обеспечения оперативного управления работой добывающих предприятий и логистики высококвалифицированного инженерно-технического и управленческого персонала.

Помимо функциональной задачи формирования инфраструктуры экономического оборота ресурсов углеводородов, малые города ТПНП выполняют ключевую роль в удовлетворении основных потребностей жизнедеятельности местного населения.

Рациональная система малых городов, сформированная в региональном пространстве ТПНП, позволит обеспечить устойчивое развитие сырьевого региона (см. рис. на с. 184).

Рис. Структурная схема модели обеспечения устойчивого развитиятерриториальной социально-экономической системы малых городовТимано-Печорской нефтегазоносной провинции

При росте объемов добычи углеводородов прогнозируется изменение региональной структуры добычи: доля Республики Коми составит в 2030 г. – 34% (против 42% в 2010 г.), Ненецкого АО – 41,4 (против 57,7% в 2010 г.), на шельфе будет добываться до 24% нефти региона [3]. Это произойдет в результате применения ряда мероприятий по интенсификации добычи на действующих месторождениях и ввода новых.

Заключение

Необходимо в максимальной степени использовать возможности развития добычи нефти и газа ТПНП, возникающие в результате сокращения добычи нефти в Западной Сибири, а также создавать стимулы для реализации новых добывающих проектов на уровне РФ. Осуществлять данное стратегическое направление развития ТПНП необходимо при соблюдении жестких экологических ограничений, отдавая приоритет долгосрочному и устойчивому росту, а не быстрому росту. Развитие регионального пространства ТПНП на основе формирования рациональной системы малых городов фактически обеспечит включение региона в глобальную экономику.

Во-первых, через участие в одном из наиболее глобализированных товарно-сырьевых рынков – рынке углеводородов.

Во-вторых, через корпоративные сети обеспечивается участие региона в широкой системе информационных обменов.

В-третьих, на территории регионального пространства ТПНП работает большое число иностранных сотрудников и работников из других регионов России, что делает регион своеобразным «перекрестком культур» в узком отраслевом и профессиональном контексте.


Источники:

1. Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ 12.11.2009.
2. Постановление об утверждении Федеральной комплексной программы «Развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы» от 28.06.1996, № 762, (РГ 96-121).
3. Лаженцев В.Н. Динамика социально-экономического развития Республики Коми // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2007.
4. Передерий А.А. Классификация и типология городов // Научно техническая конференция МГТУ. – 2000.
5. Возрождение и развитие малых городов России. Основные положения Федеральной программы и экономических методов ее реализации // Под ред. О.И. Лобова. − М.: АО «Панас-Аэро», 1994. – 320 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:50:50