Состояние и перспективы развития туриндустрии в Самарском регионе
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (197), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы управления туризмом на уровне региона, выявлены объекты туристского интереса и определены наиболее эффективные формы развития туризма с учетом спроса и предложения на рынке туристских услуг Самарского региона.
Ключевые слова: Самарская область, туроператор, туристская инфраструктура, туристский рынок, внешний туризм
Правильно спланированный и рационально организованный туризм является особым и очень эффективным видом экспорта, не требующим вывоза материальных и природных богатств, на месте предоставления потребителю услуг.
Туристский рынок Самарской области – один из передовых в России по обороту и занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Объем рынка туристских услуг в Самарской области составляет свыше 40 млрд руб. В Самаре и области зарегистрировано более 400 турфирм, услугами которых ежегодно пользуется более 100 тысяч человек.
Туризм в Самарской области Сегодня в Самарском регионе представлен практически весь спектр туристических услуг – от массового туризма до индивидуального, корпоративного, экологического. Примерный оборот внешнего туризма в регионе составляет $15–20 млн в месяц (в летний период), внутренний рынок оценить сложнее, так как, помимо размещения на базах отдыха и в пансионатах, необходимо учитывать весь объем внутренних перевозок и размещения в гостиницах. Однако по приблизительным оценкам его оборот составляет примерно 9–11 млрд руб. в год.
На самарском туристском рынке сегодня работает более 400 игроков, большинство из них – это туристские агентства, которые продают турпакеты, сформированные туроператорами.
В федеральном реестре как туроператоры зарегистрировано порядка 6–7 самарских и тольяттинских компаний, также в области работает около 10 федеральных операторов. Лидеры рынка сегодня – это крупные местные туроператоры: «Самараинтур», «Спутник-Гермес» и «Профцентр», которые делят примерно 50–60% туристского рынка Самарской области в равных долях. Оставшаяся доля приходится на все прочие компании, среди которых ведущие позиции на рынке внешнего туризма занимают «Интурист-Самара», «Розовый Фламинго», «Пегас Туристик», «Капитал Тур», «Самарааэротур», «Акварель-Круиз» и «Гермес-Тур».
Наиболее значимые игроки на рынке внутреннего туризма – компания «Пилигрим» и центр «У-РА».
Доля федеральных туроператоров на рынке внешнего туризма превысила 80%, многие локальные туроператоры с приходом федеральных компаний сняли свои чартерные программы, оставив лишь несколько направлений – ОАЭ, Чехия, Болгария, – а, например, Турцию и Египет теперь представляют только федеральные игроки.
В настоящее время туристские предприятия работают в условиях жесткой конкуренции, где борьба за выживание и расширение бизнеса становится необходимостью поиска новых методов конкурентных преимуществ, позволяющих привлекать клиентов, удовлетворять их изменяющиеся потребности и стимулировать повторные обращения.
Развитие туризма выгодно Самарскому региону. Это и активное привлечение частных инвестиций, и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, и развитие инфраструктуры, и новые рабочие места.
Перспективы создания гольф- и спа-курортов в Самарской области
В ближайшем будущем в регионе планируется реализовать несколько масштабных проектов. Прежде всего, это создание туристических кластеров.
Например, проект создания гольф- и СПА-курорта круглогодичного типа в сельском поселении Старая Бинарадка Красноярского района Самарской области. Общий объем финансирования проекта: 1 511 681 тыс. руб. Период реализации: 2010–2014 годы. Предполагается, что запуск гольф- и СПА-курорта на уровне мировых стандартов привлечет внимание деловой и политической элиты региона. Тем не менее, в своем большинстве аудитория будущего гольф-курорта – представители среднего класса Самарской области в возрасте от 30 до 50 лет и члены их семей. Во всем мире гольф является спортом для всех возрастов, поэтому логично предположить, что и в Самарском регионе гольф будет востребован именно как один из видов семейного отдыха и спорта.
Принимая во внимание растущие цены на зарубежные авиаперевозки и то, что потенциальные клиенты уже утолили голод зарубежных путешествий, можно сделать вывод, что предложение высококачественной услуги в сфере туризма и отдыха в непосредственной близости от Самары будет востребовано в форме внутреннего регионального туризма и жители соседних областей также станут клиентами гольф-курорта.
Постоянно увеличивающееся число зарубежных специалистов в России и объявленные федеральные проекты технопарков в Самарской области с участием иностранных компаний создадут в ближайшем будущем дополнительную аудиторию, потенциально готовую для потребления предлагаемых услуг.
Российский рынок гольфа все еще находится в начале пути, но в последние годы наметилось явное оживление и в первую очередь в регионе Москвы, где объявлено о строительстве сразу нескольких новых гольф-клубов. Также сразу в нескольких областях России анонсированы проекты строительства гольф-клубов, а в Казани и Ростове уже открыты и действуют поля для гольфа. Цены на гольф-услуги в регионе Москвы находятся на одном уровне и даже выше мировых, что объясняется дефицитом предложения.
Горные лыжи и сноубординг
Проведенные опросы показали, что среди иностранцев, проживающих и работающих в Москве, предложение гольф-уикенда будет востребовано при условии, что перелет от Москвы до места будет в разумных временных рамках. Наличие предложения нескольких ежедневных авиарейсов из Москвы в Самару (1,5 часа полета) из всех аэропортов Москвы полностью соответствует такому запросу.
Гольф-курорт «Старая Бинарадка» находится в стратегически удобном по отношению к Самаре и Тольятти месте.
Транзитный транспорт отсутствует, так как деревня Старая Бинарадка является тупиковой, полностью отсутствуют объекты промышленности, за исключением небольшой деревенской лесопилки.
Один из проектов – строительство Центра активного отдыха в пос. Новокашпирском, города Сызрани, включающего и горнолыжный комплекс.
В последние годы резко возрос интерес к такому виду отдыха, как горные лыжи, сноубординг. Причем и у молодежи, и у людей старшего возраста. Это развлечение из элитарного перешло в массовое и стало очень востребованным.
Природно-климатические условия
Правобережья Волги весьма благоприятны для строительства горнолыжного комплекса. На большой ровной площадке, на вершине спуска предполагается разместить гостиницу, кафе, бани, автостоянку, административное здание. Протяженность трассы – 800 метров, ее высота – до 150. Здесь планируется установить подъемники, построить сноупарк, стадион для беговых лыж. Вложения в Центр активного отдыха могут быстро окупиться за счет его круглогодичного использования. Удачное местоположение – на живописнейшем берегу Волги позволяет использовать этот объект и летом.
Здесь можно оборудовать скалолазный стенд, пляжи, организовать прокат лодок, площадки для катания на скейтбордах, роликах, велосипедах, построить теннисный корт, волейбольную площадку.
Реализация данного проекта будет способствовать развитию экологического туризма, приобщению жителей и наших соседей к занятиям физкультурой и спортом, созданию новых рабочих мест. Так, комплекс в пос. Новокашпирском должен стать альтернативой Хвалынскому горнолыжному курорту.
На сегодняшний день уже восемь компаний подписали с Правительством Самарской области соглашения о намерениях по реализации инвестиционных проектов. Кроме того, работает областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2011–2014 годы. Общий объем ее финансирования составит 204,897 млн. рублей. В 2011 году на реализацию программы будет выделено 12,913 млн рублей. Ведется активная работа по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
Проблемы
Однако существует ряд проблем в регионе:
– недостаточно развитая туристская инфраструктура;
– наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру;
– невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров;
– плохое состояние дорог и придорожного сервиса (парковки, стоянки, туалеты);
– недостаточное информационное обеспечение туристов (отсутствие указателей, схем проезда или прохода, сведений об объектах культурного наследия, календарей культурных событий, мало информации на иностранных языках и пр.).
Кроме того, существует ряд общих проблем, связанных с культурно-познавательным туризмом: плохое состояние памятников культурного наследия, однообразие экскурсионного обслуживания (слабое использование интерактивных форм и современных музейных технологий), неразвитость событийного туризма, недостаточная координация деятельности государственного и коммерческого секторов сферы культурно-познавательного туризма.
Имеется также ряд институциональных барьеров: трудности малого предпринимательства в сфере туризма; влияние специфической модели властных отношений, сформировавшейся в России, для которой характерны недобровольная передача агентом полномочий по контролю своих действий лицам, наделенным властью, и отсутствием эффективных механизмов обратной связи между этими субъектами; серьезной проблемой является координация действий участников рынка туристических услуг, который для своего успешного развития требует одновременных и взаимосвязанных действий в различных сегментах (экскурсионное обслуживание, питание, транспорт, сувениры, досуг, благоустройство, информация и пр.).
Кроме того, для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках.
Проводниками активного продвижения туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут и должны стать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса.
Источники:
2. Беквит, Г. Четыре ключа к маркетингу услуг: пер. с англ. / Г. Беквит. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2004. – 224 с.
3. Боголюбов В.С. Экономика туризма: учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
4. http://www.mirrabot.com/work/work_70694.html.
5. http://www.petrsu.ru/Chairs/Tourism/library.doc.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:51:48