Анализ ситуации на рынке мобильного интернета

Герасимова Г.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (197), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Герасимова Г.Н. Анализ ситуации на рынке мобильного интернета // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 10-14.

Аннотация:
В статье рассматривается ситуация на рынке мобильного интернета. Описан состав основных операторов и их долей. Приводится информация о прогнозах на ближайшее будущее.

Ключевые слова: позиционирование, абонентская база, мобильный интернет, тенденции развития рынка



В целом по России интернетом предпочитают пользоваться люди, имеющее высшее или незаконченное высшее образование: отмечено 71% проникновения в эти группы, против 5% проникновения интернета в группы, где неполное среднее или общее образование.

«Сложность входа на незанятые ниши будет заключаться в самом формировании спроса», – как-то сделал Рокфеллер в 30-х годах, когда завез в Китай 300 тыс. керосиновых ламп, чтобы спровоцировать спрос на керосин. То есть необходимо не просто предоставлять доступ к интернету для тех, кто старше 44 лет, или для тех, у кого образование ниже среднего, важно создать продукт, который окажется им интересным с точки зрения использования услуг интернета [5].

Если мы углубимся в анализ, то следующим шагом будет изучение ценообразования на данном рынке, как правило, оно сводится к анализу цен на услуги доступа и стимулирующих акций, так как цена, один из ведущих факторов, определяющих позиционирование. Цены лучше принимать к сравнению прайсовые, то есть «полные» без учета скидок и акций, а также подводных камней в виде всевозможных ограничений. Акции, скидки и ограничения – это дополнительный анализ предложения. При рассмотрении московского рынка на апрель 2011 можно прийти к выводу, что подключение к фиксированному (проводному) доступу большинством компаний производится бесплатно. При этом средняя плата в месяц за интернет варьируется от 110 до 1250 руб., в зависимости от скорости доступа. Причем, компании как правило, стремятся создать благоприятные условия для первончалальной покупки и декларируют в своих стимулирующих акциях: «модем за полстоимости/ бесплатно» и/ или 1/2/3 меяца безлимитного интернета в подарок и т.д.

Эффективность деятельности компаний на рынке мобильного интернета

Мерой внешней эффективности деятельности на рынке мобильного ШПД в интернет, как и на телекоммуникационном рынке служат абонентская база и выручка, мерой внутренней эффективности – EBIDTA и ARPU.

EBIDTA2 рассчитывается на основании финансовой отчетности компании и служит для оценки прибыльности основной деятельности. Показатель используется при сравнении эффективности деятельности компании с отраслевыми аналогами. Как правило, данный показатель не является публичным и чаще всего он служит неким KPI для сотрудников компании. Например, компания Yota в качестве основного KPI3 для всех сотрудников установила увеличение EBIDTA до 40%.

Абонентская база – это база клиентов, которые пользуются услугами оператора. Абонентская база может рассчитываться как одномоментная, однодневная, одномесячная, трехмесячная – все эти данные отслеживаются биллинговыми системами, установленными у оператора.

Таблица

Абонентская база операторовмобильного интернета

КомпанияАбонентская база, тыс. абонентов
МТС1775
Вымпелком1553
МегаФон2755
Скайлинк966
Yota655

Поскольку при подготовке публичных отчетов могут использоваться различные методы сбора и обработки информации, воспользуемся отчетом аналитиков рынка. По их оценкам, абонентская база мобильного интернета в России на конец 2010 года имеет вид, представленный в табл. (см. выше):

Если же говорить о выручке, то согласно данным аналитиков, ее характеризуют следующие показатели: «МТС» – 4 355 149 руб., «Вымпелком» – 3 360 632 руб., «Мегафон» – 7 542 267 руб., «Скайлинк» – 4 292 057 руб., Yota – 2 959 380 руб. (см. рис. ниже):

Рис. Структура выручки от предоставляемых услугмобильного интернета

ARPU расшифровывается как Average Revenue Per User и переводится как средняя выручка от одного абонента в месяц. Другими словами, это чистый доход, который оператор получает после уплаты налогов, с каждого своего клиента. ARPU рассчитывают путем деления общей выручки на число абонентов. Эта схема имеет достаточно большую погрешность: например, один пользователь мобильного интернета может воспользоваться интернетом три раза в месяц, а другой – 333. [7]

Согласно оценкам аналитиков телекоммуникационного рынка4, среднее ARPU за 2-е полугодие 2010 года по тарифным пакетам беспроводного интернета следующее: «МТС» – 289 руб., «Вымпелком» – 254 руб., «Мегафон» – 317 руб., «Скайлинк» – 498 руб., Yota – 575 руб. Как мы видим, на первом месте это компания Yota, на последнем Вымпелком.

Согласно данным AC&M Consulting, главное событие московского рынка сотовой связи – сверхинтенсивное развитие рынка мобильной передачи данных.

Рост трафика («большая тройка» плюс «Скайлинк») с января по декабрь 2010 года составил 73%, увеличившись с 829 млн Мб до 1957 млн Мб. В значительной степени возросла и выручка от услуг мобильной передачи данных. В 2010 году она составила около 13,6 млрд рублей.

Прогнозы и тенденции

Главное событие московского рынка сотовой связи в 2011 году – активное развитие мобильного интернета. Операторы «Большой тройки» будут активно покрывать город и область сетью 3G, закрывая «белые пятна» в покрытии, что позволит предоставить услуги высокого качества уже к концу 2011 года. В стремлении привлечь новых абонентов мобильного интернета операторы будут продолжать снижение стоимости интернет-трафика. При этом прирост домашних подключений к широкополосному доступу в Москве и Санкт-Петербурге замедляется, тогда как в ближайшие два года прогноз прироста абоненсткой базы домашнего интернета в регионах составляет 20–25%. Также прогнозируется снижение стоимости USB-устройств для мобильного доступа.

Продолжится консолидация рынка сотового ритейла и в дальнейшем с усилением позиций операторов связи в розничной торговле, и по мере расширения опыта работы в данной сфере российский рынок будет приближаться к европейской модели.

Таким образом, мы имеем сравнительно новый рынок, который активно развивается по всей России – рынок мобильного интернета (ШПД).

Который в скором времени будет дополнен новой технологией передачи данных LTE5. Сроки ее запуска в России постоянно сдвигаются. «Проблемы лежат в области регуляторики, которая не успевает за развитием технологий, – комментирует ситуацию руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин. Речь идет о слишком медленном принятии нормативно-правовых документов, длительных бюрократических процедурах и т.д. Хотя нельзя не отметить и положительные сдвиги в данном направлении. Например, недавно Минкомсвязи разработало и утвердило правила применения оборудования LTE. Это событие можно расценивать как первый шаг на пути внедрения LTE в России.

Следующий этап – аккредитация испытательных лабораторий, которая по нормативам занимает до трех месяцев. Лаборатории, в частности, будут проверять на оснащенность средствами измерений.

Далее эти лаборатории будут принимать заявки на сертификацию оборудования и проводить саму сертификацию. Так что процесс растягивается во времени. Но при условии, что все пойдет гладко, есть шанс, что сети LTE все-таки заработают к концу текущего года». При этом Виталий Солонин отмечает, что для ускорения старта LTE в России опять (как в случае 3G в Москве) потребуется прямое вмешательство первых лиц страны, вплоть до президента. Следовательно, при запуске данной технологии новый рынок претерпит свои изменения, как относительно доли, так и позиционирования своих продуктов на этом рынке.


Источники:

1. http://www.expo-telecom.ru/index.php?m=2&k=157&d=11.
2. Что такое 2G, 3G и 4G? [Электронный ресур]. – Режим доступа: http://rm-friends.at.ua/news/chto_takoe_2g_3g_i_4g/2010-09-29-255.
3. Мобильный потенциал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.comnews.ru/index.cfm?id=53996.
4. Internet World Stats [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.internetworldstats.com.
5. Бюллетень фонда общественного мнения за период лето 2010. Россия.
6. http://www.gzt.ru/topnews/business/-rossiya-stanet-mirovym-liderom-po-obespecheniyu-/351554.html?from=copiedlink
7. ARPU: гордость или стыд операторов? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onliner.by/events/operators/arpu_crime_prejuce/print.
8. Коротко о МТС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.company.mts.ru/press-centre/briefly.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:54:13