Совершенствование системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги

Федорова С.Ф., Рыков А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (197), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Ускоренное повышение тарифов на ЖКУ ведет к увеличению расходной нагрузки на регулярных плательщиков. Авторы, сопоставляя растущую оплату за ЖКУ со средним доходом граждан, выявляют группу населения, наиболее чувствительную к росту коммунальных платежей. На этом основании предлагаются способы оптимизации расчета тарифов на ЖКУ с целью совмещения необходимого уровня оплаты с реально возможным в соответствии с доходами жильцов.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, жилищно-коммунальное хозяйство, тарифная политика, система оплаты коммунальных услуг



Реальная обстановка в сфере ЖКХ остается в настоящее время достаточно сложной. Наряду с регулярно возникающими авариями, являющимися результатом существенного износа инженерно-коммунальной инфраструктуры, значительной проблемой является проблема неплатежей за ЖКУ. Известно, что в период экономического кризиса при непрерывном росте цен на товары и услуги первой необходимости резко падает реальный уровень доходов населения. Особенно болезненно этот процесс отражается на наиболее бедных (наименее социально защищенных) слоях населения: пенсионерах, бюджетниках, учащихся, безработных.

Оплата за ЖКУ и средний доход граждан

Повышение тарифов на ЖКУ в 2010 году на 22% значительно превысило уровень инфляции, который составил 13%. Очевидно, что столь существенное повышение тарифов должно хотя бы частично решить проблему погашения коммунальщиками части долгов за ЖКУ, особенно перед предприятиями, обеспечивающими население теплом, электроэнергией, водой, газом.

Таким образом, актуальной является задача оптимизации тарифов на ЖКУ, которая должна проходить с учетом субъективного (индивидуального) мнения плательщиков об уровне начисленной стоимости ЖКУ согласно установленным тарифам и определения субъективно оцениваемой величины стоимости ЖКУ , которую готовы платить граждане исходя из уровня доходов, качества и количества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [1].

, (1)

где

Pi начисл – начисленная стоимость ЖКУ;

Pi – субъективно оцениваемое пороговое значение оплаты ЖКУ.

Максимальный разрыв между установленным уровнем оплаты за ЖКУ и возможно приемлемым для собственника жилья наблюдается в интервале доходов на 1 человека в семье (см. табл. 1 ниже).

Таблица 1

Зависимость интервала расхождения значений оплаты за ЖКУи среднего значения интервала доходов граждан (di)

Минимальный разрыв между установленным уровнем оплаты за ЖКУ и возможно приемлемым для собственника жилья наблюдается в интервале совокупных доходов свыше 16 тыс. руб.

Таким образом, графически зависимость расхождения величины оплаты за ЖКУ от среднего значения доходов в каждом интервале DPiср = f (diср ) имеет вид, представленный на рис. 1 (см. ниже).

Рис. 1. Зависимость расхождения величины оплаты за ЖКУот среднего значения доходов

При обработке данных экономической статистки наиболее распространенным методом является приближение эмпирической формулой в виде линейной функции одной переменной. При этом эмпирическая формула имеет вид y = a × x + b .

Неизвестные параметры a и b находим методом наименьших квадратов. Имеем количественные данные представленные в табл. 2 (см. на с. 131).

Таблица 2

Таблица значений интервала расхождений значений оплаты за ЖКУи среднего значения интервала доходов граждан

Рис. 2. Шкала чувствительности плательщика к повышению тарифов на ЖКУ

где xi = di ср , yi = DPi ср .

Имеем значительную корреляцию. Следовательно, между величинами x и y (di ср и DPi ср ) имеется значительная обратная связь.

Таким образом, уменьшение средней величины интервала расхождения DPi ср уровня оплаты за ЖКУ прямо пропорционально уровню доходов плательщика [1].

Уровень дохода, при котором значение DPi ср близко к 0, можно назвать границей чувствительности плательщика. По результатам наших исследований граница чувствительности di ср соответствует среднему доходу (на 1 работающего человека) 20 тысяч рублей. Следовательно, нечувствительны к повышению тарифов граждане с уровнем доходов 20 тыс. рублей и более.

При распределении уровня доходов граждан, приведенных Госкомстатом, относительная доля населения с доходом Д ≥ 20 тыс. руб. составляет 25–30%.

Таким образом, 75% от общего числа плательщиков имеют субъективную оценку пороговой стоимости оплаты за ЖКУ, значительно более низкую по сравнению с тем значением, которое начислено в соответствии с тарифами и нормативами. Именно эта группа граждан содержит абсолютное число неплательщиков.

Решением проблемы неплатежей, на наш взгляд, будет оптимизация расчета тарифов на ЖКУ, основанная на сближении расчетного и субъективного уровней оплаты за ЖКУ при сохранении их качественных и количественных параметров.

Как оптимизировать расчет тарифов на ЖКУ?

Математическая модель данной экономической задачи будет иметь вид:

(3)

где

aij , bi – коэффициенты и свободные члены неравенств, выражающих требования к сохранению качественных и количественных характеристик ЖКУ в обобщенно-абстрактном виде;

xj – количество обслуживаемых жильцов, чел.

Средняя величина расхождения оплаты за ЖКУ DPiср имеет следующий смысл: если Piср < Piср начисл , то рассчитанная величина оплаты за ЖКУ (в соответствии с тарифами) является демотивирующим фактором для собственника. Чем выше величина DPiср = Piср начисл – Piср , тем выше относительная доля неплатежей граждан с фиксированным уровнем доходов, тем шире «интервал чувствительности» и дальше «граница чувствительности». Чем ближе величины Piср и Piср начисл , тем выше вероятность своевременной оплаты собственником или нанимателем жилищно-коммунальных услуг, то есть больше «зона безразличия» и ближе «граница чувствительности» [1].

Оптимизация расчетов платежей наименее защищенных слоев населения за ЖКУ может быть осуществлена с помощью увеличения адресных субсидий гражданам данных групп. Обобщенные результаты расчетов систематизируем на рис. 3 (см. на с. 133).

Рис. 3. Изменение границы чувствительности плательщикав зависимости от уровня субсидирования

Реформирование ЖКХ предусматривает, прежде всего, переход на 100% оплату ЖКУ. Средства за ЖКУ, поступившие от собственников, идут на оплату воды, энергии, тепла, газа, обслуживания жилого фонда, водоотведения, вывоз ТБО и т.д.

Предоставление ЖКУ происходит непрерывно, массово. Расчет с управляющей компанией за ЖКУ происходит регулярно, без задержек. Особенно это касается расчетов с организациями, производящими и транспортирующими электро-, теплоэнергию, воду, газ [3].

Неплатежи населения провоцируют негативный вариант взаимоотношений поставщиков ЖКУ и собственников, что приводит к отключению (в крайнем случае) потребителей от инженерно-коммунальных сетей. В многоквартирных домах все жилые помещения образуют единую инженерно-коммунальную систему. Они все взаимосвязаны.

Поэтому отключение помещений от тепла и электро- и водоснабжения негативно влияет на состояние многоквартирного дома в целом, его коммунальной инфраструктуры [2].

Заключение

Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели – повышение качества жизни людей.


Источники:

1. Федорова С.Ф. Оптимизация платежей за жилищно-коммунальные услуги: методы и средства / Федорова С.Ф., Миронова М.Д. // Управленческий учет. − 2011. − № 1. − С. 46−56.
2. Федорова С.Ф. Совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг в регионе // Российское предпринимательство. − 2009. − № 11 (2). − С. 130−134.
3. Инновационные подходы к стимулированию роста деловой активности на региональном рынке жилой недвижимости / Рыков А.Л., Ахметов Ш.Р., Харинкин Ю.А., Валеева Р.С., Ершова В.Ю. // Коллективная монография. – Казань: КГАСУ, 2011. – 110 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:51:47