Приоритеты и методы повышения эффективности государственного управления предпринимательством
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 8/2002).
Фактически в нашем обществе все перевернулось: ответственность несет не тот, кто неэффективно руководит государством, а тот, кто непосредственно исполняет неэффективные управленческие команды свыше.
Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, государственное управление, поддержка малого бизнеса
Фактически в нашем обществе все перевернулось: ответственность несет не тот, кто неэффективно руководит государством, а тот, кто непосредственно исполняет неэффективные управленческие команды свыше.
Ситуация наоборот.
Сегодня за свою деятельность (или бездеятельность) своим имуществом, в частности, отвечают индивидуальные предприниматели, работники, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, члены производственных кооперативов, участники полных товариществ, товарищи коммандитных товариществ и участники договоров о совместной деятельности, доверительные управляющие коммерческих организаций и учредители управления, участники обществ с дополнительной ответственностью, и ряд иных категорий. В настоящее время предусмотрена повышенная имущественная и материальная ответственность руководителей коммерческих организаций. Однако все они работает в условиях, определяемых высшим руководством государства.
А как уже упоминалось выше, 80% всех недостатков в управляющих системах случается по причине управляющих, и лишь 20% по вине исполнителей. Все же вышеперечисленные категории работников и руководителей являются исполнителями государственной воли и играют на поле бизнеса по правилам, устанавливаемым свыше. А кто из тех, кто “свыше” устанавливает эти правила, несет ответственность за их неэффективность и неправомерность?
Каждая крупная сделка в любом акционерном обществе согласно закону требует одобрения общего собрания. А когда-нибудь российский народ одобрил хотя бы одну крупную внешнеэкономическую сделку, совершаемую руководителями государства от его имени? Видимо здесь правила установлены иные: “кесарю кесарево, а слесарю – слесарево”.
И такое положение не только в России. Подобная практика укоренилась практически во всех государствах. Высшее руководство имеет право на совершение любых сделок, обладая при этом иммунитетом от имущественной ответственности в силу отсутствия соответствующих норм в праве.
Правовое государство существует только для избранного круга лиц, т.е. ‑ для народа.
Как решить задачу?
Поэтому до тех пор, пока руководители высших рангов не будут нести действительную ответственность, включая имущественную за неэффективные управленческие решения, положение не изменится. И страна будет также стремительно двигаться к коллапсу.
В связи с чем, одна из основных задач науки административного, конституционного и иных отраслей права состоит в формулировании концепции о механизме реальной подотчетности высших руководителей перед избирателями и о мерах ответственности за неэффективные управленческие решения и коррупцию, а также о порядке формирования действенной системы контроля за их деятельностью.
Задача эта чрезвычайно сложна, поскольку в России столетиями укоренялась система верховенства и неподотчетности высшего руководящего лица кому бы то ни было.
Какая могла быть подотчетность вождя в феодальном обществе, при крепостном праве, при царском режиме, и при воспринявшем их самые привилегированные для руководителей черты в тоталитарном обществе? Представляется, что один из верных путей – это пробудить активность, инициативу, стремление к изменениям. Именно эта - одна из важнейших задач административного и других отраслей права, являющихся рычагами выражения государственной воли в современных условиях.
Пока же стремительно нарастает объем исследований в сфере государственной службы, создается кодекс государственной службы и иные документы, продолжающие шлифовать сложившийся механизм, укрепляющие вертикаль власти, но не пересматривающих устоявшиеся основы. Так и не создается Кодекс государственного управления, который бы регламентировал вопросы управления и ответственности высших должностных лиц и всей иерархии государственных управляющих за принимаемые экономические решения, управление в сфере государственного предпринимательства.
Более того, многие ученые доказывают, что государственного предпринимательства не существует, а есть только частное. А как же квалифицировать сделки, заключаемые от имени государства? Это не предпринимательская деятельность? Что, здесь нет риска убытков? Разве сделки не заключаются в интересах государства? Разве государство по причине неумелого ведения предпринимательской деятельности высшими государственными деятелями не признало себя банкротом, объявив дефолт?
Предпринятая в свое время попытка создания хозяйственного Кодекса не увенчалась успехом, хотя содержала в себе рациональное зерно. Видимо из-за преобладания имущественных отношений эта концепция не была воспринята “административистами”, которые занимаются разработкой проблем государственного управления. В то же время неурегулированность этих вопросов в административном праве трансформировали эту сферу из предмета административного права и распылили его между гражданским, хозяйственным (предпринимательским) и другими отраслями права. Но также и между менеджментом, хотя регулирование управления организационными процессами, а не имущественными отношениями в них ‑ безусловно, предмет административного права и область административно-правовых исследований
КоАП - лишь первая часть кодификации арсенала средств управления.
Недавно вступивший в силу Кодекс об административных правонарушениях, являясь олицетворением полицейского подхода к управлению, лишь односторонне демонстрирует один из методов государственного управления – административное принуждение, исключая из арсенала управления все многообразие более тонких инструментов управления, таких как убеждение, информирование, согласование, рекомендации, позитивное поощрение и стимулирование.
Видимо Административный, а возможно, Управленческий кодекс Российской Федерации должен содержать в себе арсенал всех методов управления, а не только отрицательные, устрашающие санкции. Ибо основная задача администратора (управленца) ‑ управлять, используя весь арсенал средств управления, а не только административные санкции. У нас же управленец – это администратор, а “администрировать” в сфере административного права он может посредством методов закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях. А здесь весь арсенал управления сводится к наказанию.
Представляется, что он должен содержать нормы, регулирующие порядок применения мер убеждения, поощрения, стимулирования и других методов государственного регулирования. А административно-процессуальный, или управленческо-процессуальный Кодекс РФ должен определить порядок и условия применения этих мер.
По большому счету, административное право в современных условиях ‑ это право управления выживанием общества и государства в сложнейших условиях, право повышения эффективности управления, право совершенствования средств и методов управления, которые служат максимальному улучшению жизни общества, повышению уровня благосостояния, повышению заработной платы, минимального прожиточного уровня и других критериев, отражающих благосостояние общества и развитие его демократизма.
Однако в значительной мере предстоящие изменения ‑ вопрос психологической подготовки. Ибо законы физики гласят: угол падения равен углу отражения. Но самое сложное ‑ определить, сколько же мы падали в бездну существующих отношений. И, исходя из этого, попытаться определить, сколько лет нам нужно на восстановление институтов демократии. Однако учитывая ограниченные сырьевые запасы нашей страны, у нас нет такого времени. Поэтому задача состоит в ускорении осмысления этой проблемы и перехода к иным методам управления.
Стимулирование, как эффективный метод пробуждения инициативы.
Важнейшим, но совершенно не изученным административным правом является метод положительного воздействия на тех, на кого должно быть направлено административное воздействие. Цель ‑ пробуждение в них инициативы и энтузиазма. Одним из таких методов управления является метод стимулирования, или, как говорят некоторые специалисты в области теории права, метод применения положительных санкций. В государствах, где этот метод взят на вооружение, достигнуты впечатляющие успехи. Особенно тогда, когда он применяется непосредственно при воздействии на работников, создающих материальные блага.
Например, в Японии единственная премия, которая выплачивается помимо зарплаты, это премия за проявление инициативы, подачу любых идей, приносящих пользу предприятия, независимо от того, подпадают ли они под категорию рационализаторских. При этом размер премий колеблется в диапазоне от 50 центов до 400 долларов.
Постоянное управление процессом стимулирования привело к тому, что отдельные работники японских предприятий подают до 1000 предложений в год. В то время, как в такой организации как ОАО “Газпром” 1000 человек подают до 100 предложений в год. Вот путь повышения эффективности. Пока же из-за несовершенства использования стимулирования мы получаем предложений от одного работника в 10000 (десять тысяч раз!) меньше, чем японские управляющие.
Пути решения проблем
Поэтому если сместить акценты, правильно определить субъектов имущественной ответственности за неэффективные управленческие решения, с одной стороны, с другой ‑ организовать активное стимулирование творческой активности создателей материальных благ, и с третьей ‑ подкрепить это мерами идеологического воздействия, можно достигнуть ошеломляющих результатов.
Да, кнут должен быть жестким. Но он должен предназначаться тому, кто его заслуживает, а не козлу отпущения за чужие грехи. Пряник же должен быть ароматным и привлекательным в одинаковой мере для всех.
Обобщая и систематизируя информацию, мы формируем знания. А знания - это “термоядерное” оружие в конкурентной борьбе нашего времени.
Задачи российского административного, предпринимательского и других отраслей права.
Ученые-правоведы должны наметить важнейшие приоритеты, предложить средства и методы их достижения, сформулировать новые учебные программы и рекомендации для практической деятельности по обеспечению выживания общества в сложных современных условиях.
Не умаляя других, безусловно, важных направлений исследований в безбрежном море права, необходимо акцентировать внимание на проблеме определения главных, или ключевых приоритетов и методов их достижения.
В связи с этим, видимо, необходимо пересмотреть направления фундаментальных исследований, определить тематику научных поисков, внести изменения в учебные программы, изменив приоритеты и сместив акценты, нацелив их на необходимость вопросов, обеспечивающих выживание российского общества в нынешних условиях.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 01:37:33