Мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений: необходимость его применения в России
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Раковская В.С., Усманова О.С. Мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений: необходимость его применения в России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 48-52.
Аннотация:
В настоящее время система социально-трудовых отношений, адекватная современному этапу развития экономики, окончательно не сформирована. Необходимо постоянно отслеживать функционирование системы социально-трудовых отношений с целью прогнозирования ее развития, оценки эффективности социальной и экономической политики государства. Методом, позволяющим это сделать, является мониторинг. В статье определены цель, функции и этапы его проведения, а также показатели, которые должны контролироваться, чтобы не допустить возникновения социальной напряженности.
Ключевые слова: прогнозирование, принятие управленческих решений, мониторинг, социальная напряженность, система социально-трудовых отношений
В России понятие «социально-трудовые отношения» возникло вместе с появлением рыночной экономики. Трудовые отношения анализировались через другие категории: «содержание труда», «характер труда», «дисциплина труда», «форма труда», «отношение к труду», «нормирование труда».
Реформирование современной российской экономики потребовало существенного изменения системы социально-трудовых отношений. Была разрушена действовавшая раньше система социально-трудовых отношений, а новая, адекватная современному этапу развития экономики, окончательно не сформировалась и находится сегодня в стадии развития.
Мониторинг системы социально-трудовых отношений
Несовершенство налоговой и социальной политики, юридических и организационных форм хозяйствования препятствует внедрению новых форм социально-трудовых отношений.
Снижение реальной заработной платы и социальной защиты людей, чрезмерная дифференциация в доходах отдельных социальных групп, высокий уровень бедности – все это ведет к глубочайшему расслоению общества, что, в свою очередь, дестабилизирует экономическую и политическую ситуацию в стране, создает угрозу потери управляемости социальными процессами в государстве.
Разработка и обоснование механизмов функционирования системы социально-трудовых отношений позволяет через согласование экономических и социальных интересов участников трудового процесса содействовать достижению необходимого равновесия в обществе. При этом решающее значение приобретает создание условий для роста занятости населения, усиление трудовой активности граждан, развитие предприимчивости и деловой инициативы, внедрение надежных механизмов соблюдения социально-правовых гарантий работников по оплате труда, условиям труда, социальное страхование.
Развитие системы социально-трудовых отношений необходимо постоянно контролировать с целью определения вектора развития страны и выработки своевременных управленческих решений. Методом, позволяющим это сделать, является мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений [1].
Под мониторингом функционирования системы социально-трудовых отношений, следует понимать созданную на новых принципах интегрированную систему непрерывного сбора, обработки, накопления, анализа и интерпретации социально-экономической, социально-психологической, социологической информации о ходе и тенденциях развития социально-трудовых процессов, с использованием социологических и статистических методов получения информации на основе показателей и индикаторов, как учитываемых, так и не учитываемых системой государственной статистики [2].
Этапы осуществления мониторинга
Анализируя результаты мониторинга, возможно, прежде всего, осуществлять прогнозирование развития системы социально-трудовых отношений, предупреждать негативные тенденции, ведущие к возникновению очагов напряженности, оценивать эффективность социальной и экономической политики государства.
Главная задача мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений – это обеспечение органов регулирования и управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в системе социально-трудовых отношений [3].
Осуществление мониторинга должно включать в себя следующие этапы:
1) обозначение целей и проектирование процесса мониторинга, разработка совокупности необходимых показателей, выбор средств и методов сбора информации;
2) наблюдение, изучение и обобщение информации о системе социально-трудовых отношений, создание базы данных;
3) анализ состояния системы социально-трудовых отношений, а также поиск резервов и оценка перспектив ее развития;
4) подготовка информации для принятия управленческих решений по совершенствованию условий функционирования системы социально-трудовых отношений;
5) контроль над результатами управленческих воздействий и формирование информации для дальнейшего наблюдения системы социально-трудовых отношений [4].
Вопрос раскрытия факторов, порождающих социальную напряженность, и определение критических пределов этой напряженности является главным при проведении мониторинга функционирования системы социально-трудовых отношений. Это необходимо также для управления социально-экономическим развитием страны, региона и каждого предприятия.
Критична не сама напряженность в системе социально-трудовых отношений, а формы ее проявления, способные вывести систему из равновесного состояния. Улучшение уровня и качества жизни, благосостояния граждан может и должно быть объектом пристального внимания государства, но это не должно искажать основной его функции – обеспечение национальной безопасности и социальной стабильности.
Показатели, контролируемые с использованием мониторинга
Первоочередной вопрос, который ставится перед мониторингом функционирования системы социально-трудовых отношений как оперативной информационно-аналитической системой непрерывного наблюдения за динамикой социальных процессов, протекающих в стране (регионе или конкретном предприятии) – это какие параметры социальной стабильности, какие факторы вызывают социальную напряженность, и когда она становиться социально опасной, то есть способной вывести наблюдаемую систему из состояния равновесия [5].
Количество показателей для реализации мониторинга системы социально-трудовых отношений должен включать в себя четыре группы:
– общие показатели развития территории (валовой внутренний (региональный) продукт (в том числе всего, на душу населения), индекс физического объема промышленной продукции и др.);
– доходы и уровень жизни населения (сводный индекс потребительских цен, величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) и др.);
– рынок труда, занятость и безработица (численность экономически-активного населения, численность занятых и др.);
– социально-трудовые отношения на предприятиях (движение численности работников по видам экономической деятельности, количество профессиональных заболеваний и др.).
Данные показатели отражают положение и тенденции системы социально-трудовых отношений, требующие оперативного и непрерывного наблюдения (сбора и анализа данных) и оказывают наибольшее влияние на данную систему. При этом состав ключевых показателей может быть изменен и дополнен в соответствии со сложившейся экономической ситуацией, целями и задачами мониторинга [6].
Важно постоянно осуществлять мониторинг с помощью карт функционирования системы социально-трудовых отношений, чтобы наглядно видеть динамику развития системы социально-трудовых отношений по выделенным ключевым направлениям и предупредить негативные тенденции, которые могут привести к формированию очагов напряженности, а также выявить качественно новые проблемы и провести краткосрочное прогнозирование развития системы социально-трудовых отношений в будущем.
Заключение
Таким образом, мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений является важной составляющей для эффективного функционирования государства.
Ясная и понятная концепция мониторинга системы социально-трудовых отношений позволит государству обеспечить национальную безопасность и социальную стабильность в стране.
Источники:
2. Когут Е.А., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. – СПб.: ИЭСП РАН, 1995. – с. 9.
3. Малышев М.Л. Мониторинг социально-трудовой сферы. Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007. – с. 9.
4. Прохоров Ю.Н. Экономический мониторинг рынка услуг общественного питания и его организация: Дис. ... канд. экон. наук: – Москва, 2005. – с. 72.
5. Сосунова И.А. Социально-экономический мониторинг: методологические и методические основы. – М.: Изд-во РЭФИА, 1997. – с. 59.
6. Шевцова Е.М. Социально-трудовые отношения и их регулирование на уровне региона: Дис. …канд. экон. наук: – Москва, 2004. – с. 23.
7. Раковская В.С. Система социально-трудовых отношений: модельное представление, мониторинг функционирования: Дис. ... канд. экон. наук. – Томск, 2009. – с. 73.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:53:50